Применение упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 Налогового кодекса РФ, подразумевает замену единым налогом целого ряда налогов:
- налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 НК РФ);
- налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ);
- организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 НК РФ);
- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ).
Как и организации на УСН, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса РФ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
С "упрощенцами" и НДС связано огромное количество вопросов и спорных моментов. Например, если организация в какой-то определенный момент перешла с общей системы налогообложения на упрощенную, как в этот переходный момент она должна исчислять и уплачивать НДС (если должна)?
Чиновники имеют следующую точку зрения на данную проблему (письмо Минфина России от 16 декабря 2005 г. N 03-04-11/327). Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не признаются. Таким образом, НДС не облагаются операции, осуществляемые организацией в период применения данной системы налогообложения. Что касается операций, осуществленных до перехода на упрощенную систему налогообложения, то по таким операциям налог на добавленную стоимость должен уплачиваться в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ.
Спорная ситуация по уплате налога на добавленную стоимость связана с компаниями - участниками простого товарищества, если они оба работают по упрощенной системе налогообложения. Распространяются ли на организацию, ведущую учет операций по совместной деятельности, положения абзаца 2 пункта 1 статьи 174.1 НК РФ? То есть должна ли она платить НДС при реализации товаров (работ, услуг) по договору простого товарищества?
Минфиновцы на эту проблему имеют следующую точку зрения (письмо Минфина России от 21 февраля 2006 г. N 03-11-04/2/49).
Согласно пункту 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций уплатой налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением ряда случаев.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ плательщиками налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ установлено, что под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.
Согласно пункту 1 статьи 1041 Гражданского кодекса РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли либо достижения иной не противоречащей закону цели.
Как указывается в статье 174.1 Налогового кодекса РФ, в целях главы 21 Налогового кодекса РФ ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса РФ, возлагается на участника товарищества, которым являются российская организация либо индивидуальный предприниматель.
При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом на указанного участника товарищества возлагаются обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость.
В связи с тем что предпринимательская деятельность в рамках договора простого товарищества осуществляется его участниками без образования юридического лица (п. 1 ст. 1041 Гражданского кодекса РФ), а субъектами упрощенной системы налогообложения признаются организации, то есть юридические лица (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ) и индивидуальные предприниматели, а также учитывая положения статьи 174.1 Налогового кодекса РФ, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и осуществляющая ведение общих дел по договору простого товарищества, признается плательщиком налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории России (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ), осуществляемых в рамках указанного договора.
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) участник товарищества, на которого возложены обязанности по ведению общих дел, должен выставлять соответствующие счета-фактуры в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Итак, по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются объединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли. При этом чиновники настаивают: при продаже товаров (работ, услуг) в рамках совместной деятельности нужно начислять НДС. А тот факт, что оба участника договора простого товарищества применяют упрощенную систему налогообложения, значения не имеет. По логике минфиновцев, согласно статье 346.11 Налогового кодекса РФ от НДС освобождаются лишь предприниматели и организации, перешедшие на упрощенную систему. Простое же товарищество является юридическим лицом. Следовательно, положения главы 26.2 Налогового кодекса РФ "Упрощенная система налогообложения" на простое товарищество не распространяются.
В данном случае чиновники Минфина России правы. Действительно, при заключении договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности не образуется. А раз так, товарищ, ведущий общие дела, должен начислять и уплачивать НДС в общеустановленном порядке. То есть он обязан от своего имени выставлять счета-фактуры покупателям товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках совместной деятельности. Он же вправе принять к вычету "входной" НДС по товарам (работам, услугам) или имущественным правам, приобретенным для простого товарищества. При этом необходимо, чтобы счета-фактуры поставщиков были выставлены на его имя. На этом настаивает пункт 3 статьи 174.1 Налогового кодекса РФ. Участник должен отдельно учитывать товары (работы, услуги) и имущественные права, используемые в рамках договора о совместной деятельности.
Кроме налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, организации или индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны платить страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также прочие налоги и сборы, например: земельный налог, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог за пользование недрами, плату за пользование водными объектами, таможенные платежи и сборы, госпошлину и другие. Об этом сказано в пункте 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.
Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируется главой 34 Налогового кодекса РФ, а взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". При этом индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное страхование как в отношении, например, наемных рабочих, так и в отношении себя.
Организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, должны также исполнять обязанности налоговых агентов и контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний (п. 5 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ). Напомним, что налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению и удержанию налогов у налогоплательщика (из выплачиваемых ему агентом средств) и перечислению их в бюджетную систему РФ (ст. 24 Налогового кодекса РФ).
В большинстве случаев налогоплательщики выступают в качестве налоговых агентов при исчислении доходов физических лиц. При этом они должны рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц.
Однако выполнять функции налогового агента организациям и предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, придется и в отношении НДС при аренде государственного, муниципального имущества или имущества субъектов РФ.
|