Для перехода на "упрощенку" организация и предприниматель не должны заниматься следующими видами деятельности:
- банковской, страховой, негосударственным пенсионным обеспечением, деятельностью по организации и проведению азартных игр, ломбардами;
- инвестиционной деятельностью, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных.
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении общераспространенных полезных ископаемых осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственного фонда недр или его территориальных органов в соответствии со ст. 2.3 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".
Минерально-сырьевые ресурсы, относящиеся к полезным ископаемым, перечислены в Общероссийском классификаторе полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 (утв. Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2002 г. N 503-ст). Перечни общераспространенных полезных ископаемых утверждаются Минприроды России совместно с субъектами РФ (п. 6.1 ст. 3 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", п. 5.2.9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. N 1219)). Условия, при которых полезные ископаемые могут быть признаны общераспространенными, установлены Распоряжением Минприроды России от 7 февраля 2003 г. N 47-р.
Некоторые природные ресурсы, например подземные воды (кроме промышленных, минеральных и термальных вод), не относятся к полезным ископаемым. На налогоплательщиков, которые ведут добычу таких ресурсов, ограничение, установленное пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не распространяется, и они вправе применять УСН (письма Минфина России от 22 февраля 2012 г. N 03-11-06/2/30, от 22 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/182, ФНС России от 20 марта 2012 г. N ЕД-4-3/4630@).
Отметим, что также могут применять "упрощенку" налогоплательщики, которые только реализуют, в том числе в качестве комиссионеров, полезные ископаемые, но не осуществляют их добычу (см., например, письма Минфина России от 9 ноября 2012 г. N 03-11-06/2/137, от 17 декабря 2007 г. N 03-11-04/2/303).
Не могут быть плательщиками единого налога и организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.
Не имеют права воспользоваться упрощенной системой и нотариусы, занимающиеся частной практикой (подп. 10 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Это же относится и к адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований.
Кроме того, не вправе применять упрощенную систему налогообложения казенные и бюджетные учреждения и иностранные организации на территории Российской Федерации, микрофинансовые организации.
Согласно подпункту 21 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала), с 1 января 2016 г. не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Возникает вопрос: в каких же случаях агентства по подбору персонала вправе применять УСН? Ответ содержится в письме Минфина России от 11 марта 2016 г. N 03-11-06/2/13564.
В соответствии со статьей 18.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала) представляет собой направление временно работодателем (направляющей стороной) своих работников с их согласия к физическому или юридическому лицу, не являющемуся работодателем данных работников (принимающей стороне), для выполнения ими определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.
Договор о предоставлении труда работников (персонала) является договором, по которому исполнитель временно направляет своих работников с их согласия к заказчику для выполнения работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем.
Согласно статье 341.2 Трудового кодекса РФ при направлении работника для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) трудовые отношения между этим работником и частным агентством занятости не прекращаются, а трудовые отношения между этим работником и принимающей стороной не возникают.
Таким образом, если агентство по подбору персонала не заключает трудовые договоры с лицами, направляемыми для работы к заказчику, то оно не осуществляет деятельность по предоставлению труда работников и, соответственно, вправе применять упрощенную систему налогообложения.
|