Комиссия международного права ООН включила вопрос о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности в повестку дня еще на своей 1-й сессии. В 1978 г. была учреждена Рабочая группа, которая к 1991 г. подготовила проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, состоящий из 22 статей.
На своей 43-й сессии в 1991 г. Комиссия международного права ООН предложила созвать международную конференцию с целью принятия конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Позднее проект статей уточнялся несколькими рабочими группами, специально созданными для его доработки.
В течение многих лет в рамках дискуссий в Комиссии международного права ООН и VI Комитете Генеральной Ассамблеи ООН государства не могли прийти к консенсусу относительно текста международной конвенции об иммунитете государства. Это объяснялось прежде всего разногласиями между приверженцами ограничительного подхода к иммунитету государства и приверженцами абсолютного иммунитета государства (бывший СССР, Китай и др.). Государства, уже принявшие собственное законодательство в сфере государственного иммунитета, стремились, чтобы их законодательство существенно не противоречило новой конвенции, с тем чтобы позднее его не пришлось приводить в соответствие с международными стандартами.
Итогом 27 лет работы Комиссии международного права ООН, VI Комитета Генеральной Ассамблеи ООН и Комитета Ad hoc явилось принятие Конвенции о юрисдикционных иммунитетах.
В 2003 г. Комитет Ad hoc возобновил работу согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 58/74 с тем, чтобы «сформулировать преамбулу и заключительные положения с целью завершения работы над конвенцией». Комитет достиг согласия относительно окончательного варианта проекта статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 1991 г. Этот текст вместе с приложениями был принят Генеральной Ассамблеей ООН 2 декабря 2004 г.
Конвенция о юрисдикционных иммунитетах состоит из шести частей и 33 статей.
Часть первая «Введение» (ст. 1—4) дает определения терминов, используемых в тексте Конвенции, таких как «государство», «коммерческие сделки», «суд», а также указывает те привилегии и иммунитеты, которые не затрагиваются данной Конвенцией, а именно: привилегии и иммунитеты дипломатических миссий, консульских учреждений, специальных миссий, привилегии и иммунитеты глав государств rationepersonae (ввиду обстоятельств, относящихся к лицу, о котором идет речь).
Часть вторая «Основные принципы» (ст. 5—9) содержит общее правило об иммунитете государства и его собственности и определяет случаи, в которых государство рассматривается как давшее согласие на отказ от иммунитета.
Часть третья «Разбирательства, при которых нельзя ссылаться на государственный иммунитет» (ст. 10—17) содержит перечень случаев, в которых государство иммунитетом не пользуется. Это коммерческие сделки, трудовые соглашения, ущерб здоровью или имуществу, право собственности, интеллектуальная и промышленная собственность, государственные суды и др. Конвенция охватывает гражданское судопроизводство против одного государства в судах другого государства, но не касается уголовного судопроизводства.
Часть четвертая «Государственный иммунитет от мер принуждения в связи с рассмотрением дела в суде» (ст. 18—21) предусматривает государственный иммунитет от досудебных и послесудебных мер принуждения, а также определяет перечень категорий собственности государства, которые считаются государственной некоммерческой собственностью и имеют соответствующее целевое использование (собственность, используемая дипломатическими представительствами государства, его консульскими учреждениями, специальными миссиями, миссиями при международных организациях и международных конференциях; собственность военного характера; собственность центрального банка государства; собственность, составляющая часть культурного наследия государства, часть его архивов; собственность, составляющая часть выставок, не предназначенная для продажи).
Части V и VI представляют собой заключительные положения Конвенции.
Конвенция о юрисдикционных иммунитетах еще не вступила в силу, поскольку должна быть ратифицирована хотя бы 30 государствами. На сегодняшний день ее подписали 28 государств, ратифицировали 18 государств1. Россия подписала Конвенцию 1 декабря 2006 г. и стала 24-м государством, подписавшим Конвенцию.
|