Государство может само выступать в качестве стороны в правоотношении, например, если оно выпускает заем или предоставляет концессию. Но происходит это достаточно редко. Чаще всего государство участвует в правоотношении государственного иммунитета через свои органы и учреждения. Именно к ним обычно предъявляются иски в судах других государств, поэтому они являются потенциальными субъектами правоотношений государственного иммунитета.
В связи с этим безусловный интерес представляет практика Международного суда ООН, а именно его решение по иску Германии к Италии о нарушении юрисдикционного иммунитета от 3 февраля 2012 г. По мнению Суда, Италия нарушила юрисдикционный иммунитет Германии, допустив выдвижение против нее гражданских исков, связанных с нарушениями международного гуманитарного права Германским рейхом во время Второй мировой войны в период с сентября 1943 г. по май 1945 г. Суд решил, что Италия незаконно приняла меры принудительного производства в отношении «Виллы Вигони» — германо-итальянского центра культурных обменов, который является собственностью Германского государства.
И наконец, Международный суд ООН решил, что Италия нарушила международно-правовые обязательства в связи с тем, что стала принимать у себя к исполнению греческие судебные решения, вынесенные по поводу преступлений в Греции, совершенных Германским рейхом.
Характерной чертой субъектов права государственного иммунитета является осуществление ими публично-правовых действий, т.е. прерогатив суверенной власти. Это объясняется тем, что государственный иммунитет основывается на государственном суверенитете. Поэто- [1] му если субъекты права государственного иммунитета осуществляют суверенные функции, то они пользуются в этой связи иммунитетом. Законодательные органы, правительство и иные исполнительные органы, судебные органы непосредственно олицетворяют государство, представляют его в различных правоотношениях и осуществляют его (государства) суверенные функции.
Виды субъектов права государственного иммунитета определены в п. 1(b) ст. 2 Конвенции о юрисдикционных иммунитетах. В целях Конвенции понятие «государство» означает:
государство и его различные органы управления;
составные части федеративного государства или политические подразделения государства, которые правомочны совершать действия в осуществление суверенной власти и действуют в этом качестве;
учреждения или институции государства либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства;
представителей государства, действующих в этом качестве.
В подп. «с» ст. 19 «Иммунитет государств от принудительных мер после вынесения судебного решения» Конвенции о юрисдикционных иммунитетах встречается понятие «образование»:
«Никакие принимаемые после вынесения судебного решения принудительные меры, такие, как обращение взыскания, арест и исполнение решения, в отношении собственности государства не могут быть приняты в связи с разбирательством в суде другого государства, за исключением случаев, когда и в той мере, в какой:
государство прямо согласилось на принятие таких мер, которые указаны:
в международном соглашении;
в арбитражном соглашении или в письменном контракте или
в заявлении перед судом или в письменном сообщении после возникновения спора между сторонами, либо
государство зарезервировало или обозначило собственность для удовлетворения иска, являющегося объектом этого разбирательства, либо
было установлено, что собственность непосредственно используется или предназначается для использования государством для иных целей, чем государственные некоммерческие цели, и находится на территории государства суда при условии, что принудительные меры после вынесения судебного решения могут быть приняты только в отношении собственности, которая имеет связь с образованием, против которого было направлено судебное разбирательство».
В Приложении «Толкования в отношении определенных положений Конвенции» к Конвенции находим толкование и в отношении ст. 19. Понятие «образование» в подп. «с» означает государство как независимый субъект права, составную часть федеративного государства, подразделение государства, учреждение или институцию государства или иное образование, которое пользуется независимой правосубъектностью.
Слова «собственность, которая имеет связь с образованием» в подп. «с» следует истолковывать в более широком плане, нежели владение или обладание.
Статья 19 не предрешает вопроса о «проникновении за корпоративный занавес», вопросов, касающихся ситуации, в которой государственное образование умышленно неверно представило свое финансовое положение или впоследствии занизило объем своих активов, с тем чтобы избежать удовлетворения претензии, или других связанных с этим вопросов.
Выводы
Источниками права государственного иммунитета являются: внутригосударственные (судебная практика, деятельность правительственных органов и внутреннее законодательство государств) и международные двусторонние договоры государств и многосторонние конвенции.
Внутреннее законодательство государств в области государственного иммунитета представлено специальными законами о государственном иммунитете и нормативно-правовыми актами, затрагивающими некоторые аспекты государственного иммунитета. В большинстве государств принцип иммунитета не имеет надлежащей правовой основы, а существующие нормы о государственном иммунитете являются разрозненными, зачастую противоречащими друг другу. Лишь некоторые государства приняли специальное законодательство о государственном иммунитете (США, Англия, Канада, Австралия, Южная Африка, Сингапур, Пакистан).
Некоторые аспекты государственного иммунитета регулируются двусторонними международными договорами.
Среди многосторонних международных конвенций о государственном иммунитете наибольшего внимания заслуживает Конвенция о юрисдикционных иммунитетах.
Доктрина современного международного права отражает существующие на практике различные подходы к масштабу государственного иммунитета — концепцию абсолютного иммунитета и концепцию ограниченного иммунитета. Концепция абсолютного иммунитета признает иммунитет в отношении как публично-правовых, так и частноправовых действий государства, а концепция ограниченного иммунитета признает иммунитет только в отношении публично-правовых действий государ-
ства. Анализ внутригосударственной и международной практики в области государственного иммунитета свидетельствует о переходе большинства государств на позицию ограниченного иммунитета.
Субъектами правоотношения иммунитета выступают государства. Однако понятие «государство» имеет особое толкование в целях Конвенции о юрисдикционных иммунитетах, которое может отличаться от употребления этого понятия и его значения в других международных документах или во внутреннем праве любого государства. Государство в целях иммунитета понимается широко и охватывает государственные органы, составные части государства (субъекты федеративных государств и административно-территориальные подразделения унитарных государств), государственные учреждения, а также представителей государства, действующих в официальном качестве.
[1] См.: treaties.un.org/pages/.
|