В качестве общепризнанных принципов права (внутреннего права государств) наиболее часто рассматриваются принципы приобретения гражданства при рождении по праву крови (jus sanguinis) и по праву почвы (jus soli). В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей, во втором случае гражданство определяется по факту рождения в пределах государственной территории.
Указанные принципы очень редко применяются в чистом виде, в основном встречаются смешанные системы с акцентом на тот или иной принцип.
Акцент на принцип права крови свойствен европейским государствам, что можно отнести к традиции Древнего Рима, а также к сохранению модели национального государства, этот же принцип активно используется в Азии. Принцип права почвы приоритетно используется государствами обеих Америк, Австралии и Новой Зеландии, что связано с историей формирования государств путем освоения новых территорий европейцами и формированием своего населения за счет переселенцев.
Принцип права почвы отражен, как мы отмечали ранее, в ст. 20 Американской конвенции о правах человека.
Европейская конвенция о гражданстве закрепляет приоритет принципа крови в подп. «а» п. 1 ст. 6 для детей, один из родителей которых в момент рождения этих детей имеет гражданство данного государства, с возможным изъятием в отношении детей, родившихся за пределами его территории.
Закон о гражданстве закрепляет смешанную систему приобретения гражданства по рождению, отдавая приоритет принципу права крови: ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения (подп. «а» п. 1 ст. 12). Принцип права почвы применяется, когда хотя бы один из родителей имеет гражданство Российской Федерации (подп. «б» п. 1 ст. 12), когда родители не имеют никакого гражданства (подп. «в» п. 1 ст. 12) либо когда родители — иностранные граждане, однако государство их гражданства не предоставляет ребенку, родившемуся на территории другого государства, своего гражданства (подп. «г» п. 1 ст. 12).
В международном праве сложилось особое правило, позволяющее не применять установленные государством принципы приобретения гражданства в отношении детей лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом. Статья 12 Гаагской конвенции 1930 г. впервые на договорном уровне закрепила это правило: «Правовые нормы, предоставляющие гражданство по рождению на территории государства, не применяются автоматически к детям, родившимся от лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом в стране, где рождение ребенка имело место...» Венские конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и о консульских сношениях 1963 г. имеют соответствующие факультативные протоколы о приобретении гражданства, где данное правило о неприобретении гражданства исключительно в порядке применения законов государства пребывания распространяется на сотрудников дипломатических представительств, консульских учреждений и членов их семей[1].
[1] Статья II Факультативного протокола к Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. // Действующее международное право. Т. 1. С. 525; ст. II Факультативного протокола к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. // Там же. С. 558.
|