Объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения конституционного права на информацию.
В ст. 24 Конституции РФ говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В зависимости от вида причиненного преступлением вреда возможен факультативный объект (например, честь и достоинство в случае невозможности из-за неправомерного отказа в предоставлении информации опровергнуть порочащие человека сведения: отказано в предоставлении документов, свидетельствующих, что лицо освобождено от уголовной ответственности по реабилитирующим основаниям, о характере собранной в отношении его информации личного характера). Специфической информацией в отношении граждан является информация, которая получена в результате оперативно- разыскных мероприятий в отношении лица на основании Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Получение гражданами информации, которая получена в ходе проведения ОРМ, регулируется ст. 5 ФЗ об ОРД «Соблюдение прав и свобод чловека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» и ст. 9 ФЗ об ОРД «Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий».
Обязательным призником рассматриваемого состава преступления является его предмет - собранные в установленном порядке документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы гражданина, либо неполная или заведомо ложная информация.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информацией являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ст. 2).
Предмет преступления - информация, закрепленная на материальном носителе в виде документов и материалов.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяются:
на информацию, которая свободно распространяется;
информацию, которая предоставляется по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
информацию, которая в соответствии с федеральными законами полежит предоставлению или распространению;
информацию, распространение которой в Российской Федерации
40
ограничивается или запрещается.
Объективная сторона состава преступления может быть как в виде действия, так и бездействия. В виде действия: предоставление заведомо неполной[1] [2] информации или предоставление заведомо ложной[3] информации. В виде бездействия: уклонение[4] должностного лица от предоставления информации или отказ в предоставлении гражданину информации.
Состав преступления - материальный. Обязательный признак - вред правам и законным интересам гражданина и причинная связь между деянием и наступившим вредом (напр., причинение материального ущерба, морального вреда, причинение иного вреда охраняемым законом интересам).
Определение правомерности требования о предоставлении информации:
От кого исходит это требование;
Какова компетенция лица или органа, осуществляющего запрос на информацию;
Какова внешняя форма запроса (письменная, устная, по средствам телефонной связи и т.п.);
Каков статус запрашиваемой информации.
Субъективная сторона состава преступления - вина в форме прямого или косвенного умысла. Если лицо руководствуется нормами закона и ошибочно считает, что оно не вправе предоставлять информацию, то его действия нельзя квалифицировать как преступные. Предоставленная неполная или ложная информация должна быть таковой заведомо для того лица, которое ее предоставляет. Мотивация совершения преступления значения для квалификции не имеет.
Субъект преступления - специальный. Такими субъектами являются должностные лица органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей запращиваемой информации.
[1] Информация с ограниченным доступом подразделяется на конфиденциальную и информацию, относящуюся к государственной тайне. Порядок предоставления (получения) информации, отнесенной к конфиденциальной информации или к государственной тайне, осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации (например, см.: ст. 5 ФЗ об ОРД). За разглашение сведений, составляющих коммерческую, служебную, государственную и иную охраняемую законом тайну, предусмотрена юридическая ответственность (напр., ст. 155 «Разглашение тайны усыновления (удочерения)»; ст. 283 УК РФ «азглашение государственной тайны»).
[2] Неполная информации - часть документов и материалов, часть информации, часть сведений, затребованных адресатом.
[3] Ложная информация - сведения не соответствующие действительности.
[4] Уклонение от предоставления информации - завуалированные, «зашифрованные» способы и действия, направленные на непредоставление информации гражданину.
|