Один из важнейших международно-правовых вопросов гражданства связан с правопреемством государств. В отличие от правопреемства в отношении договоров, государственной собственности и долгов в отношении гражданства правопреемства не существует. Заинте
ресованные государства решают данные вопросы самостоятельно или на основе двусторонних соглашений.
Учитывая события последних десятилетий XX в. — объединение Германии, распад Югославского государства, Чехословакии, СССР, передачу Гонконга Китайской Народной Республике и целый ряд других примеров, тема вновь приобрела высокую актуальность.
В 1999 г. Комиссией международного права ООН был подготовлен проект статей о гражданстве физических лиц в связи с преемством государств (далее — Проект статей 1999 г.)[1], рекомендованный Генеральной Ассамблеей ООН к использованию государствами[2].
В Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. этому вопросу посвящена одна статья — ст. 10; в рамках Совета Европы некоторые положения о правопреемстве государств содержатся в гл. VI Европейской конвенции о гражданстве; в 1996 г. Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) приняла Декларацию о последствиях правопреемства государств для гражданства физических лиц[3] [4], а также в 2006 г. заключена Конвенция об избежании без-
4
гражданства в отношении правопреемства государства .
Общими принципами, признаваемыми во всех международных документах, являются принцип признания права на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств и принцип предотвращения безгражданства.
Европейская конвенция о гражданстве в ст. 18 отразила подход Совета Европы, указав в качестве необходимых к соблюдению принципы верховенства права и нормы, касающиеся прав человека.
Кроме того, она закрепила ряд критериев, которыми следует руководствоваться при решении вопроса о предоставлении или лишении гражданства в случае правопреемства:
а) наличие подлинной и реальной связи соответствующего лица с данным государством;
постоянное место жительства соответствующего лица в момент правопреемства государств;
воля соответствующего лица;
территориальное происхождение соответствующего лица.
В Проекте статей 1999 г. закреплена презумпция гражданства, согласно которой лица, имеющие обычное место жительства на территории, затрагиваемой правопреемством, считаются приобретшими гражданство государства-преемника с момента такого правопреемства (ст. 5).
Статья 11 Проекта статей 1999 г. специально оговаривает необходимость уважения воли лиц, затрагиваемых правопреемством, тем самым закрепляя право оптации (выбора) гражданства — процедуры, которая часто предусматривается в двусторонних и многосторонних соглашениях. Право оптации, например, было закреплено в Договоре о мире, дружбе, границах и расселении между Мексикой и США 1848 г., в Протоколе об оптации к Договору между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине 1945 г., в ст. 19 Мирного договора с Италией 1947 г., в ст. 4 Соглашения об урегулировании вопроса о будущем французских поселений в Индии между Индией и Францией 1954 г. и др.
Статья 20 Европейской конвенции о гражданстве закрепила принципы, касающиеся граждан государства-предшественника, которые постоянно проживали на территории, суверенитет над которой перешел к государству-правопреемнику, но не приобрели его гражданство. Такие лица получили название «неграждане» в отличие от апатридов. Такие «неграждане» имеют право остаться в государстве-правопреем- нике и пользуются одинаковыми правами с гражданами последнего в том, что касается социальных и экономических прав.
Ярким примером наличия большого числа «неграждан» после обретения независимости являются Латвия и Эстония, однако ни одно из этих государств не присоединилось к Европейской конвенции о гражданстве (Латвия подписала ее в 2001 г., но не ратифицировала).
[1] Док. A/54/10, Доклад Комиссии международного права о работе ее 51-й сессии. С. 20-23.
[2] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 2000 г. «Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств», A/RES/55/153 // http://www.un.org/ ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/55/153.
[3] Declaration on the Consequences of State Succession for the Nationality of Natural Persons, Adopted by the European Commission for Democracy through Law at Its 28th Plenary Meeting, Venice, 13-14 September 1996, CDL-INF (97) 1 // http://www.venice.coe.int/ webforms/documents/?pdf=CDL-INF%281997%29001-e.
[4] Council of Europe Convention on the Avoidance of Statelessness in Relation to State Succession, 19 May 2006, CETS No.: 200 // http://conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/ Html/200.htm.
|