Четверг, 28.11.2024, 05:51
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Множественное гражданство

В силу использования государствами различных комбинаций принципов права крови и права почвы допустима ситуация, когда человек может приобрести гражданство двух и более государств как при рождении, так и в порядке натурализации.

Лица, обладающие гражданствами двух и более государств, называются бипатридами.

В международном праве сложился базовый подход к многогражданству, вытекающий из признания суверенитета государства, согласно которому лицо, обладающее гражданством нескольких государств, рассматривается каждым из этих государств как обладающее только его гражданством (ст. 3 Гаагской конвенции 1930 г.). Также закрепляется правило сокращения случаев многогражданства — ст. 1 Конвенции Совета Европы о сокращении числа случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства 1963 г. (далее — Конвенция о множественном гражданстве)[1].

В том, что касается допустимости многогражданства, Европейская конвенция о гражданстве закрепляет такую возможность за детьми, приобретшими несколько гражданств при рождении, а также за лицами, вступающими в брак, если гражданство при этом приобретается автоматически (ст. 14). Во всех остальных случаях множественное гражданство полностью зависит от усмотрения государств.

В отношении лиц, обладающих несколькими гражданствами, находящихся на территории государства, гражданством которого эти лица не обладают, применяется правило эффективного гражданства. Эффективное гражданство — гражданство государства, в котором лицо постоянно проживает. Если постоянное проживание установить сложно, то используется критерий наибольшей фактической связи (ст. 5 Гаагской конвенции 1930 г.).

Эти же критерии применяются для решения вопроса о службе в вооруженных силах. Причем Европейская конвенция о гражданстве устанавливает правила зачета военной службы и альтернативной гражданской службы. Если лица постоянно проживают на территории третьего государства, гражданством которого они не обладают, они могут выбрать, в каком из государств своего гражданства проходить военную службу или альтернативную гражданскую службу, и будут считаться исполнившими свою воинскую обязанность в отношении других государств, гражданами которых они являются (ст. 21, 22). Аналогичные правила содержит более ранняя Конвенция о множественном гражданстве (ст. 6).

Во многих случаях вопросы множественного гражданства становятся предметом двусторонних соглашений, однако это зависит от позиции государства по отношению к признанию множественного гражданства.

Существуют государства, по общему правилу запрещающие многогражданство (ФРГ[2], Швеция, Япония, ЮАР и др.), многие государства допускают многогражданство, т.е. не требуют отказа от прежнего гражданства при приобретении нового (Великобритания, Турция, Италия, Франция, Израиль и др.); ряд государств прямо признает множественное гражданство (Аргентина, Албания, Армения, Бразилия, Лихтенштейн, Йемен, Казахстан, Канада и др.). В США используется смешанный подход: с одной стороны, допустимо множественное гражданство, приобретаемое по факту рождения (например, если ребенок рождается на территории Соединенных Штатов от роди- телей-иностранцев), с другой стороны, при принятии американского гражданства при принесении клятвы гражданина требуется отречься от верности и преданности другому государству, при этом не проводится проверка действительности отказа и юридически не отменяет обязательств лица в отношении государства другого гражданства.

В Российской Федерации на сегодняшний день действует смешанная система в отношении множественного гражданства: в соответствии со ст. 62 Конституции РФ допускается наличие гражданства иностранного государства (двойного гражданства) в соответствии с федеральным законом или международным договором.

Статья 6 Закона о гражданстве не запрещает наличие у российского гражданина иного гражданства, даже специально предусматривает, что приобретение иного гражданства не влечет за собой прекращение российского гражданства.

Таким образом, существует два варианта множественного гражданства в России: договорное двойное гражданство и не договорное, но законодательно допускаемое множественное гражданство. В последнем случае Российская Федерация признает за лицом только российское гражданство, а также устанавливает требование обязательного уведомления территориального органа Федеральной миграционной службы о наличии иностранного гражданства или права постоянного проживания в иностранном государстве[3].

Договорное двойное гражданство у российских граждан может быть только на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства 1995 г.[4]

В 1993 г. было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства[5], которое формально прекратило свое действие с 18 мая 2015 г. для обоих государств[6].

В Соглашении установлен пятилетний срок действия с автоматическим продлением на последующие пять лет, если ни одна из сторон заранее не заявит о намерении прекратить его действие. По желанию туркменской стороны его действие не продлено после 18 мая 2015 г., хотя внутреннее законодательство Туркменистана уже с 2003 г. не признает двойного гражданства на основании поправок, внесенных в Конституцию, а также в силу действия Указа от 22 апреля 2003 г. «Об урегулировании вопросов прекращения действия двойного гражданства между Туркменистаном и Российской Федерацией». Протокол о прекращении действия Соглашения, подписанный 10 апреля 2003 г., так и не был ратифицирован российской стороной[7].

В проекте статей Комиссии международного права ООН о дипломатической защите закрепляется возможность осуществления такой защиты любым из государств гражданства лица, в том числе двумя и более государствами совместно (ст. 6). Ограничивается защита одного государства гражданства от другого государства гражданства того же лица, за исключением случаев, когда одно из государств гражданства является преобладающим (ст. 7).

Виды гражданства. Исторически в рамках колониальных держав различалось гражданство метрополии и гражданство (подданство) колониальных владений, такие особенности до сих пор сохраняются в Великобритании (применительно к Британским заморским территориям), США (применительно к неинкорпорированным неорганизованным территориям, в частности к Американскому Самоа).

В некоторых федеративных государствах наряду с общефедеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации, например в России (применительно к особым субъектам Российской Федерации — республикам), США (применительно к штатам, федеральному округу Колумбия и так называемым неинкорпорированным организованным территориям, управляемым США). В Швейцарии первичной является принадлежность человека к определенной коммуне, затем к кантону, федеральное гражданство по сути выступает в качестве их производного.

Последние десятилетия получила развитие еще одна разновидность гражданства — гражданство интеграционного объединения. Наиболее активно развивается гражданство ЕС, получившее закрепление в Маастрихтском договоре 1992 г. и предназначенное для предоставления ряда дополнительных прав, обеспечивающих концепцию «Европа граждан», представленную впервые в докладе Тиндеманса в 1975 г.[8] Гражданами ЕС являются все граждане государств—членов Союза автоматически, в силу членства государства в ЕС. Первоначально гражданство ЕС связывалось со свободой передвижения внутри территории Союза при помощи единообразного паспорта (Рекомендации Парижского саммита 1974 г.), с участием в выборах Европейского парламента, а также с предоставлением ряда социальных прав для работников — граждан государств—членов ЕС (Хартия ЕС об основных социальных правах трудящихся).

На сегодняшний день объем прав граждан ЕС стал шире, он включает в себя принцип равенства и недискриминации по признаку национального гражданства, политические права, в том числе право избирать и быть избранным в Европейский парламент и на муниципальных выборах, право на хорошее управление, право доступа к документам, право на обращение к европейскому омбудсмену, право петиций, право гражданской инициативы, право на свободу передвижения и проживания, право на дипломатическую и консульскую защиту. Европейское гражданство закреплено в Договоре о ЕС (ст. 9-11), Договоре о функционировании ЕС (ч. II «Недискриминация и гражданство Союза», ст. 18-25), Хартии ЕС об основных правах (разд. V «Гражданство», ст. 39-46).

Основной чертой гражданства ЕС является его дополняющий характер по отношению к гражданству государств-членов, притом что приобретение и утрата гражданства на европейском уровне не регламентируются, а полностью зависят от национального гражданства. Как отмечает итальянский профессор Б. Нашимбене, «Суд ЕС... всегда признавал в качестве принципа международного права право государства определять правила приобретения и утраты гражданства»[9].

Рассматривая право государства устанавливать условия приобретения и утраты гражданства в качестве принципа обычного международного права, в решении по делу C-192/99 Kaur Суд ЕС признал совместимым с правом ЕС ограничение на свободу передвижения для граждан Британских зависимых[10] и заморских территорий[11] [12]. В делах С-369/90Michelettt и С-200/02Zhu and Chen[13] Суд ЕС уточнил, что другое государство — член ЕС не может ограничивать последствия приобретения гражданства другого государства-члена, устанавливая дополнительные условия признания этого гражданства, в части пользования правами, вытекающими из гражданства ЕС.

На евразийском пространстве гражданство интеграционного объединения было предусмотрено Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 1999 г. о создании Союзного государства. Глава II Договора «Гражданство Союзного государства» говорит об одновременном наличии гражданства Союзного государства у граждан государств-членов, хотя о его дополняющем характере речь не идет, п. 6 ст. 14 Договора говорит о потенциальном принятии союзного нормативно-правового акта в области гражданства, в п. 9 той же статьи говорится о возможном введении единого образца документа, удостоверяющего личность гражданина Союзного государства.

Объем прав гражданина Союзного государства уже, чем у гражданина ЕС, но тем не менее закреплен принцип равенства (хотя и с изъятиями), право избирать и быть избранным в Парламент Союзного государства, назначаться на должности в органы Союзного государства, право на создание союзных общественных объединений, право на дипломатическую и консульскую защиту. Впрочем, как отмечает Е.С. Смирнова, ««союзное гражданство» так и осталось нереализованным ввиду отсутствия на сегодняшний день политической востребованности»1.

Наряду с институтом гражданства интеграционного объединения можно говорить о специальном правовом режиме, который устанавливается в некоторых региональных интеграционных образованиях для граждан участвующих в них государств. Посредством договоров закрепляются дополнительные права, как правило, связанные со свободным передвижением по территории интеграционного объединения, с трудовой деятельностью в рамках общего внутреннего рынка. В данном случае корректнее будет говорить об особой категории мигрантов, как правило, добровольных.

 

[1] Конвенция Совета Европы о сокращении числа случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства от 6 мая 1963 г., CETS 043 // http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/043.htm.

[2] В истории Германии есть и обратный случай: Германский закон о гражданстве 1913 г. (Lex DelbrUck) допускал множественное гражданство с согласия германских властей.

[3] Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г. Вступил в силу 26 апреля 1997 г.

[5] Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г. Вступило в силу 18 мая 1995 г.

[6] Комментарий МИД России в свете прекращения 18 мая 2015 г. действия Соглашения между Россией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г. // http://archive.mid.rU//brp_4.nsf/newsline/F1117DAAC15D7C DE43257E44005A41B8. Официальное сообщение МИД России было размещено 18 мая 2015 г. на Официальном интернет-портале правовой информации: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201505180021.

[7] Законопроект № 308195-6 «О ратификации Протокола о прекращении действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства» находится на рассмотрении Государственной Думы ФС РФ (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent& RN=308195-6&02).

[8] European Union. Report by Mr. Leo Tindemans, Prime Minister of Belgium, to the European Council (commonly called the Tindemans Report) // Bulletin of the European Communities. 1975. Supplement 1/76. P. 26-28 // http://aei.pitt.edu/942/.

of International Law. Voi. 376. The Hague Academy of International Law. Brill Online, 2015. P. 307. Reference. EIUC - European Inter-University Human Rights and Democratisation. 7 July 2015 // http://referenceworks.brrlionlrne.com/entries/the-hague-academy-conected- courses/le-droit-de-la-nationalite-et-le-droit-des-organisations-dintegration-regionales-vers- de-nouveaux-statuts-de-residents-volume-367-ej.9789004267930.253_414.

[10] С принятием в 2002 г. Закона о Британских заморских территориях термин «Британские зависимые территории» больше не используется.

[11] Judgment of the Court of20 February 2001. Case C-192/99 The Queen v. Secretary of State for the Home Department, ex parte: Manjit Kaur // European Court Reports. 2001. I-01237. Paras. 19, 20 // http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:61999CJ0192.

[12] Judgment of the Court of 7 July 1992. Case C-369/90. Mario Vicente Micheletti and Others v Delegacibn del Gobierno en Cantabria // European Court Reports 1992 I-04239. Para. 10 // http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:61990CJ0369.

[13] Judgment of the Court (Full Court) of 19 October 2004. Case C-200/02 Kunqian Catherine Zhu and Man Lavette Chen v. Secretary of State for the Home Department // European Court Reports. 2004. I-09925. Paras. 37, 39 // http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX:62002CJ0200.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (02.07.2017)
Просмотров: 250 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%