Помимо граждан в состав населения входят и другие категории лиц, которых можно объединить в общую группу «неграждане». В международном праве данный термин является собирательным, объединяющим всех людей, которые не были признаны имеющими эффективные связи со страной местонахождения в контексте соблюдения в отношении их принципа недискриминации по сравнению с гражданами государства. Как отмечается в замечании общего характера № 15 Комитета по правам человека ООН, «права, зафиксированные в Международном пакте о гражданских и политических правах, распространяются на всех лиц, независимо от принципа взаимности, от их гражданства или отсутствия такового... Общее правило заключается в том, что каждое из прав, установленных в Пакте, должно быть гарантировано без дискриминации между гражданами и негражданами»2.
Подобный подход в области недопущения дискриминации каждого человека независимо от его гражданства закреплен в основных международных актах о правах человека как на универсальном, так и на региональном уровне: в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о защите прав всех тру- дящихся-мигрантов и членов их семей, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др. [1] [2]
Собственно о негражданах упоминает Конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.1 в ст. 1, им специально посвящена Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 г.2 Хотя в тексте Декларации и используется термин «иностранцы», но под ним понимается любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится (ст. 1), т.е. как иностранные граждане, так и лица без гражданства.
Вопрос дискриминации неграждан являлся объектом специальной процедуры в рамках Подкомиссии по поощрению и защите прав человека Комиссии по правам человека ООН в 1998—2003 гг.[3] [4] [5], в контексте расовой дискриминации неграждан Комитетом по ликвидации расовой дискриминации были приняты Общие рекомендации XI и XXX[6].
Аналогично Декларации ООН 1985 г. проект статей о высылке иностранцев, подготовленный Комиссией международного права ООН в 2014 г.[7], в ст. 1 формулирует понятие «иностранец», включающее как иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Базовым правилом проекта является признание права государства на высылку иностранного гражданина с ограничениями, вытекающими из других применимых норм международного права, в особенности относящихся к правам человека (ст. 3).
Тем не менее в современном международном праве пока отсутствует единое регулирование правового статуса неграждан, в разное время созданы механизмы защиты прав отдельных групп неграждан: лиц без гражданства, беженцев, лиц, ищущих убежище, трудовых мигрантов, жертв торговли людьми[8]. Также на международном уровне закреплены правовые режимы в отношении иностранных граждан, включая иностранцев, имеющих гражданство государств — участников интеграционных образований.
А.Х. Абашидзе и А.М. Солнцев выделяют ряд международно-правовых гарантий, которые должны предоставляться всем негражданам, — это защита от принудительного возвращения (non-refoulement), защита от произвольной высылки, право приобретать и сохранять гражданство[9].
Общая рекомендация XXX Комитета по ликвидации расовой дискриминации дополняет этот перечень защитой от разжигающих ненависть высказываний и расового насилия, правом на доступ к правосудию, а также устранением барьеров в пользовании экономическими, социальными и культурными правами.
[1] Смирнова Е.С. Институт гражданства: статичность или перспективы национального и международно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 27.
[2] Замечание общего порядка № 15 — Положение иностранцев в соответствии с Пактом (Комитет по правам человека ООН, 27-я сессия, 30 сентября 1986 г.) // http:// tbmtemet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT%2fCCP R%2fGEC%2f6625&Lang=ru.
[3] Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2106 (XX) от 21 декабря 1965 г.) // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml.
[4] Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. A/RES/40/144, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г. // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ not_nationals_rights.shtml.
[5] Предупреждение дискриминации. Права неграждан. Окончательный доклад Специального докладчика г-на Дэвида Вайсбродта, представленный в соответствии с решением 2000/103 Подкомиссии, решением 2000/104 Комиссии и решением 2000/283 Экономического и Социального Совета, E/CN.4/Sub.2/2003/23 от 26 мая 2003 г. // http:// ap.ohchr.org/documents/gmainec.aspx.
[6] Общая рекомендация XI о негражданах (принята на 42-й сессии Комитета по ликвидации расовой дискриминации 13 марта 1993 г.) // http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/ treatybodyexterml/Download.aspx?symbolno=INT%2fCERD%2fGEC%2f7483&Lang=en; Общая рекомендация XXX о дискриминации неграждан (принята на 65-й сессии Комитета по ликвидации расовой дискриминации 19 августа 2004 г.) // http://tbinternet. ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT%2fCERD%2fGEC %2f7502&Lang=en.
[7] Draft Articles on the Expulsion of Aliens, with Commentaries, Adopted by the International Law Commission at Its Sixty-Sixth Session, in 2014, and Submitted to the General Assembly as a Part of the Commission’s Report Covering the Work of That Session (A/69/10) // http://legal. un.org/docs/?path=../ilc/texts/instruments/english/commentaries/9_12_2014.pdf&lang=EF.
[8] Карташкин В.А., Солнцев А.М. Права отдельных групп неграждан в международном праве // Современное право. 2013. № 10. С. 142-143.
[9] Абашидзе А., Солнцев А. Юридическое содержание прав неграждан по международному праву // Обозреватель-Observer. 2013. № 10. C. 59-63.
|