Иностранными гражданами являются лица, не имеющие гражданства страны пребывания и обладающие гражданством другого государства. Тем самым в отношении иностранного гражданина применяются конкурирующие юрисдикции: персональная и территориальная. Преимущественно к иностранному гражданину применяется территориальная юрисдикция в силу того, что это лицо находится на территории другого государства.
Персональная юрисдикция государства, гражданином которого является лицо, как правило, осуществляется посредством дипломатической и консульской защиты.
Термин «иностранные граждане» используется главным образом во внутреннем законодательстве государств, а также в международном публичном и частном праве при определении личного статуса иностранного гражданина, а также при определении режима обращения с иностранными гражданами.
Единственным договорным актом, регулирующим общий статус иностранных граждан, является Конвенция о статусе иностранцев, подписанная американскими государствами 20 февраля 1928 г.2 [1] [2]
В рамках Совета Европы недопустимости высылки иностранцев посвящены ст. 4 Протокола № 4 (запрет коллективной высылки) и ст. 1 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в 1992 г. была заключена Конвенция об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне.
На универсальном уровне государства ограничились Декларацией 1985 г. о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, упомянутой ранее. Кроме того, специальные положения, касающиеся иностранных граждан в условиях вооруженных конфликтов, закреплены в ч. II «Иностранцы на территории находящейся в конфликте стороны» разд. III Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время войны.
Правовой режим иностранных граждан представляет собой объем прав и обязанностей иностранных граждан, установленный внутренним законодательством государства и международными договорами.
Обычно выделяются три режима иностранных граждан: национальный, наибольшего благоприятствования и специальный.
Общепризнанным режимом является национальный, уравнивающий иностранных граждан в правах с собственными гражданами. Впрочем, национальный режим не исключает установления ограничений для иностранных граждан в некоторых областях, например в сфере публичных интересов государства.
Стандарт национального режима обращения с иностранными гражданами лежит в основе Конвенции о статусе иностранцев 1928 г., отражая подход латиноамериканских государств к концепции минимального стандарта обращения с иностранцами в международном праве.
Режим наибольшего благоприятствования или наиболее благоприят- ствуемой нации имеет договорный характер и связан с предоставлением иностранным гражданам договаривающегося государства прав и установлением обязанностей, которые предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Указанный режим часто использовался в торговых и инвестиционных договорах в виде клаузулы (оговорки) о наиболее благоприятствуемой нации (most favoured nation clause). Начало этому режиму, как принято считать, положено в Османской империи, которая дала особые привилегии (капитуляции) сначала французским и венецианским купцам в 1535 г., а затем в 1675—1680 гг. в аналогичном объеме даровала их Англии и Голландии.
Специальный режим имеет по общему правилу договорный характер и закрепляет отклонения от национального режима в лучшую или худшую сторону. Благоприятный специальный режим устанавливается в рамках региональных интеграционных объединений, в частности такой режим существует в СНГ применительно к свободному передвижению граждан государств-участников с некоторыми изъятиями. Специальный режим в отношении граждан государств — членов ЕАЭС формируется в области трудовой миграции.
Предоставление некоторых прав в рамках режимов может быть поставлено под условие взаимности.
Международное публичное право имеет дело с режимами иностранных граждан в сфере экономического сотрудничества: торговли, налогов, таможни, инвестиций и др.
В XIX — первой трети XX в. доктрина международного права и практика международных экономических отношений сформировали концепцию «минимального стандарта обращения с иностранцами в международном праве»[3] [4], суть которого состоит в наличии общего стандартизированного минимума прав и гарантий, на который могут рассчитывать иностранные граждане, находясь на территории любого государства, независимо от наличия таких прав у собственных граждан данного государства. Основным предназначением данного стандарта выступала потребность в защите имущественных интересов граждан «цивилизованных наций», прежде всего европейских государств, а также отдельных государств Америки, Азии, Африки, отвечающих так на-
2
зываемому стандарту цивилизованности.
Минимальный стандарт обращения получил отражение в ряде двусторонних соглашений первой трети XX в. (ст. 2, 17 Конвенции относительно учреждения и компетенции судебных органов — Приложение к Лозаннскому мирному договору с Турцией 1923 г., ст. 1 Договора о торговле между США и Германией 1923 г., ст. 4 Договора об установлении отношений между Персией и Египтом 1928 г. и др.), однако рассматривался в качестве международно-правового обычая в договорах и в ряде дел международных судебных и арбитражных органов, например в деле относительно некоторых интересов Германии в польской Верхней Силезии, ставшем предметом решения № 7 Постоянной пала
ты международного правосудия[5] [6], в деле «Ниир против Мексики», рассмотренном Американо-мексиканской комиссией по искам в 1926 г.2
В проекте Конвенции об ответственности государств за ущерб, причиненный на их территории иностранцам и их собственности, представленном на Гаагской конференции по кодификации международного права в 1929 г.[7], основными элементами минимального стандарта обращения назывались: требование компенсации за причинение ущерба, соразмерной выплачиваемой собственным гражданам (ст. 5); ответственность за отказ в правосудии (ст. 9); требование должной процедуры предотвращения и расследования причинения ущерба иностранцам (ст. 10).
После Второй мировой войны минимальный стандарт обращения с иностранцами был использован при формулировании правовых норм в области прав человека[8], а также перенесен в сферу инвестиционных отношений и получил название режима равноправного отношения к иностранным инвестициям.
В современном международном праве минимальный стандарт обращения с иностранными гражданами, вытекающий из международных соглашений по правам человека, включает в себя признание правосубъектности и правоспособности, стандарты гуманного обращения, надлежащую правовую процедуру в случаях задержания, право беспрепятственного доступа к судам, защиту жизни и свободы от преступных действий и запрещение конфискации и т.д. Также к иностранным гражданам применимы защитные механизмы в отношении произвольной индивидуальной и коллективной высылки, ограничения на выдачу (экстрадицию).
Не в полной мере относится к минимальному стандарту свобода передвижения (если речь идет о передвижении между государствами), могут быть ограничены политические права и участие иностранных граждан в политической жизни государства пребывания, однако такие права, как права на свободу слова, собраний, право на объединение, как правило, рассматриваются как часть минимального стандарта[9].
В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан в целом основано на национальном режиме, закрепленном в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
[1] Конвенция о статусе апатридов (принята 28 сентября 1954 г. Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией ЭКОСОС 526 А (XVII) от 26 апреля 1954 г.) // http://www.un.org/ru/documents/ded_conv/conventions/apatride.shtml.
[2] Convention on the Status of Aliens, Signed 20 February 1928 // The American Journal of International Law. 1928. Vol. 22. No. 3. Supplement: Official Documents. P. 136-138 // http://www.jstor.org/stable/2213101.
[3] Verdross A. Les rfegles internationales concernant le traitements des Strangers // Collected Courses of the Hague Academy of International Law. Vol. 37. Leiden; Boston, 1931. P. 323412 (http ://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k61375717.image .langEN.r=Verdross%20A%20 Les%20r%C3%A8gles%20internationales%20concemant%20le%20traitements%20des%20 %C3%A9trangers); Roth A.H. The International Minimum Standard. Leiden: Sijthoff, 1949.
[4] Tarazona L.O. The Civilized and the Uncivilized // The Oxford Handbook of the History of International Law / Ed. by B. Fassbender, A. Peters. Oxford Handbooks Online, 2012 // http://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/law/9780199599752.001.0001/ law-9780199599752-e-39.
[5] Judgment No 7 of the Permanent Court of International Justice, Case Concerning Certain German Interests in Polish Upper Silesia, 25 May 1926. Serie A07. Leiden: A.W.Sijthoff’s Publishing Company, 1926. P. 20-21 (http://www.icj-cij.org/pcij/series-a.php?p1=9&p2=1).
[6] L.F.H. Neer & Pauline Neer (U.S.A.) v. United Mexican States, 4 UNRIAA 60 (1926) // http://legal.un.org/riaa/cases/vol_IV/60-66.pdf.
[7] The Law of Responsibility of States for Damage Done in Their Territory to the Person or Property of Foreigners // The American Journal of International Law. 1929. Vol. 23. No. 2. Supplement: Codification of International Law. P. 131-239 (http://www.jstor.org/ stable/2212862).
[8] Research Handbook on International Law and Migration / Ed. by V. Chetail, C. Bauloz. Edward Elgar Publishing Ltd., 2014. P. 64.
[9] Hailbronner K., Godolin J. Aliens // Max Planck Encyclopedia of Public International Law [MPEPIL]. Oxforf Public International Law. Last updated in July 2013 // http://opil.ouplaw. com/view/10.1093/law:epil/9780199231690/law-9780199231690-e744#.
|