Общественная опасность преступления заключается в том, что ребенок не может в полной мере воспользоваться всем комплексом прав воспитательного, образовательного, материального свойства, принадлежащих ему по закону. Гарантии прав детей имеют конституционную основу. Так, в п. 1 ст. 39 Конституции РФ закреплено положение об охране их прав в области социального обеспечения, п. 4 ст. 43 закрепляет обязанность иных лиц, заменяющих родителей, по обеспечению получения детьми основного общего образования.
Объектом состава преступления выступают интересы несовершеннолетнего в получении нормального физического развития и нравственного воспитания[1]. Дополнительный объект - здоровье несовершеннолетнего.
Потерпевшим признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, чьи интересы были нарушены.
Объективная сторона преступления выражается в действии или бездействии (т.е. в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными актами, либо правилами, инструкциями внутреннего распорядка, для организаций и учреждений), соединенном с жестоким обращением. Ответственность за бездействие возможна при условии, если виновный должен был и мог выполнить возложенные на него обязанности. Данная возможность определяется как объективными условиями, которые являются необходимыми для их выполнения, так и субъективными (опыт, наличие соответствующего образования и т.д.).
Состав преступления по конструкции - формальный.
В ходе неисполнения своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних возможно жестокое обращение с несовершеннолетними со стороны лиц, обязанных заниматься воспитанинем. «Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитании (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей)»[2].
Объективные признаки жестокого обращения с несовершеннолетними:
Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия, так и путем бездействия, которое по содержанию и причиняемым последствиям характеризуется как жестокое (лишение питания, одежды, сна, отдыха, грубое нарушение режима дня), а также невыполнение норм гигиены, которое может повлечь различные заболевания (чесотку, педикулез, лишай, разновидность грибковых заболеваний кожи и пр.); невыполнение рекомндаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания ребенку необходимой медицинской помощи и др.
Активные действия, грубо попирающие основные обязанности субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых (как с точки зрения права, так и нравственности) методов воспитания и обращения, которые влкючают все виды психического, физического и сексуального насилия над детьми.
В тех случаях, когда при совершении преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, деяниями виновного образуется самостоятельный состав преступления (например, ст.125, 111, 112, 115, 131-135 УК РФ), то необходима квалификация по совокупности преступлений.
Субъективная сторона состава преступления - вина в форме прямого умысла (хотя по отношению к наступлению вредных последствий для здоровья ребенка вина может состоять в неосторожности).
Субъект преступления - специальный. Обязанность воспитывать своих детей и заботиться о них (ст. 38 Конституции РФ) взложена на родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, а также на отчима и мачеху, братев, сестер, дедушку и бабушку (ст. 56, 63-65, 93, 94, 148.1 Семейный кодекс РФ и др.).
Ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей, не сопряженных с жестоким обращением с ними, предусмотрена ст. 5.35 КоАП РФ.
[1] Под воспитанием - следует понимать процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки их к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. Обязанность воспитания также связана с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.
[2] Бюллетень ВС РФ. 1998. № 7.
|