Как и иные области международного права, международно-правовые основы борьбы с преступностью прошли длительный период исторического развития. Оно определялось характером, уровнем и многообразием межгосударственных отношений, динамикой экономических, политических и культурных взаимосвязей между странами.
Исторически первым институтом международного сотрудничества в борьбе с преступностью стала выдача преступников (экстрадиция). О ней упоминается еще в договорах, заключавшихся более трех тысячелетий назад египетскими фараонами с сопредельными государствами. Такая выдача предусматривалась в отношении беглых рабов и преступников. Известны договоры о выдаче, заключенные в рабовладельческую эпоху отдельными греческими городами-государствами. Выдача широко применялась к беглым рабам и преступникам в Древнем Риме.
Наряду с договорами о выдаче появились межгосударственные соглашения о взаимной уголовно-правовой охране торговых путей. Об этом, в частности, упоминают договоры древнерусских князей Олега (911 г.) и Игоря (944 г.) с Византией.
В Средние века, когда связи и коммуникации между государствами стали более разнообразными, возникала необходимость расширения их сотрудничества в борьбе с преступлениями. Наряду с традиционными договорами о выдаче появлялись межгосударственные соглашения о взаимной защите дипломатических и торговых представителей, включая нормы о дипломатическом иммунитете; о борьбе с пиратством и работорговлей; о борьбе с фальшивомонетничеством; о сотрудничестве в борьбе с контрабандой оружия и т.д.
Довольно интенсивно сотрудничество государств в сфере борьбы с преступностью развивалось в XIX веке. Этому значительно способствовали научно-технический прогресс, широкая миграция населения из Европы в Америку и на другие континенты. Появление новых, более разрушительных средств и методов ведения войны, обострившее проблему защиты населения в ходе военных действий, а также развитие международного гуманитарного права привели к тому, что среди международноправовых основ борьбы с преступностью появляются конвенционные и иные международно-правовые нормы о защите прав человека.
В конце XIX века активизируется сотрудничество государств в правоохранительной деятельности. На международных полицейских конгрессах, начиная с 1872 г., рассматриваются проблемы международной идентификации преступников, координации деятельности полицейских органов, обращения с лицами, лишенными свободы, уголовной статистики и т.п. С 90-х годов XIX века среди политиков и ученых активно обсуждается статус международного уголовного права как отрасли международного права, перспективы международных уголовных судов.
Первая попытка такого суда ad hoc («для конкретного случая» - лат.) была предпринята в 1919 г. державами-победительницами в отношении бывшего кайзера Германии Вильгельма II за развязывание Первой мировой войны. Хотя эта попытка в конечном итоге не удалась, опыт войны привел к формированию в 20-е годы XX века значительного числа конвенций, запрещающих развязывание агрессивной войны, ведение войны неприемлемыми способами и средствами; жестокое обращение с военнопленными и мирным населением во время войны.
В 30-е годы в рамках международной организации Лиги Наций была предпринята попытка унифицировать уголовное законодательство в области борьбы с терроризмом, незаконного оборота наркотиков, торговли женщинами и детьми, рабовладения, распространения порнографии.
Ключевую, уникальную роль в становлении и развитии международно-правовых основ борьбы с преступностью после Второй мировой войны сыграл Международный военный трибунал (МВТ) в Нюрнберге (Нюрнбергский трибунал), действовавший с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Его приговором были осуждены 19 главных немецких военных преступников, признанных виновными в развязывании войны и чудовищных преступлениях против мира и человечества.
Устав Нюрнбергского трибунала был утвержден Соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции в августе 1945 г.
В Уставе Международного военного трибунала впервые в международном праве были сформулированы:
- порядок формирования и структура Трибунала;
- конкретные составы международных преступлений (преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности) и ряд материально-правовых (уголовно-правовых) принципов, лежащих в основе деятельности трибунала;
- порядок судопроизводства в МВТ;
- правовые основы исполнения наказаний по приговору Трибунала.
Из этого очевидно, что Устав МВТ по сути представлял собой комплексный международно-правовой акт, объединявший в себе нормы статутного (организационно-учредительного) характера, материального уголовного права, нормы о порядке уголовного судопроизводства, наконец, отдельные уголовно-исполнительные предписания.
В январе 1946 г. был учрежден Международный трибунал для Дальнего Востока (Токийский трибунал), действовавший до конца 1948 г. Суду Токийского трибунала были приданы японские военные преступники. Согласно Уставу Трибунала, его структура, состав, компетенция, порядок образования и деятельность были аналогичны Нюрнбергскому трибуналу.
Впоследствии развитие международного уголовного права в части ответственности за наиболее опасные преступления шло под непосредственным влиянием Нюрнбергского процесса и Устава МВТ. Его основные положения были развиты в ряде международных конвенций. Это Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.), Женевские конвенции о защите жертв войны (1949 г.), Конвенция о защите культурных ценностей в ходе международного конфликта (1954 г.) и другие. Генеральная Ассамблея ООН специальной резолюцией подтвердила принципы международного права, закрепленные Уставом МВТ, и его приговор в качестве общепризнанных. В этой связи и сам порядок деятельности Нюрнбергского трибунала, и его решения приобрели уникальный прецедентный характер для последующих международных судов (трибуналов) ad hoc (Международный трибунал по бывшей Югославии 1993 г., Международный трибунал по Руанде 1994 г. и др.), а также для Международного уголовного суда, Устав которого (Римский статут) был принят в 1998 г. (подробнее см. главу 8).
Послевоенное развитие международно-правовых основ борьбы с преступностью в мировом масштабе проходило главным образом в рамках созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций. Согласно ст. 3 Устава, ООН осуществляет международное сотрудничество в решении проблем социального и гуманитарного характера, в том числе проблем борьбы с преступностью. Эту работу ООН проводит через свои органы (Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Секретариат, Комиссию международного права, Международный суд, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Комиссию ЭКОСОС по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Конгрессы ООН по предупреждению преступности, научно-исследовательские институты и центры ООН).
Активное участие в разработке многих международных документов по проблемам борьбы с преступностью принимает Международный комитет по координации (МКК), направляющий работу Международной Ассоциации уголовного права (МАУП), Международного криминологического общества (МКО), Международного общества социальной защиты (МОСЗ) и Международного уголовного и пенитенциарного фонда (МУПФ). Все они имеют консультативный статус при ЭКОСОС.
Консультативный статус при ЭКОСОС имеют также такие авторитетные неправительственные международные организации, как Ассоциация против пыток (АПП) и Международная тюремная реформа - «Penal Reform International» (PRI).
Перечисленные выше структуры и организации играют важную роль в разработке основных направлений общемировой политики ООН в области борьбы с преступностью и функционирования системы международной уголовной юстиции.
Общепризнанным центром координации деятельности государств в области прав человека, социальных проблем, включая проблему преступности, является Совет Европы (СЕ). Учрежденный в 1949 г., в настоящее время он охватывает очень широкое правовое пространство, поскольку в него входит 47 государств. Согласно Уставу, каждое государство - член Совета Европы должно признавать принцип верховенства права и обеспечивать всем лицам, находящимся под его юрисдикцией, пользование правами и основными свободами, перечисленными в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) 1950 г. Судебный контроль в данной области осуществляет Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Российская Федерация является членом Совета Европы с 1996 г.
Наряду с базовым документом СЕ - Европейской конвенцией 1950 г. в рамках Совета Европы (Комитетом министров стран-членов Совета Европы) за годы его существования принято несколько десятков авторитетных международных актов в области борьбы с преступностью. К ним относятся Европейская конвенция о выдаче преступников (1957 г.), Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам (1959 г.), Европейская конвенция о международном действии уголовных приговоров (1970 г.), Европейская конвенция о борьбе с терроризмом (1974 г.), Конвенция об «отмывании», выявлении изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.), Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.), Европейские правила альтернативных санкций и мер (1992 г.), Европейские пенитенциарные (тюремные) правила (2006 г.), Европейские правила о пробации (2010 г.) и другие.
Особое значение имеет принятый в 1983 г. Протокол № 6 (Приложение к Европейской конвенции 1950 г.), предусматривающий отмену смертной казни в странах-членах Совета Европы.
Развитие международно-правовых основ борьбы с преступностью во второй половине XX и начале XXI века осуществлялось и посредством заключения двух- и многосторонних международных договоров, например соглашений о выдаче преступников, о правовой помощи по уголовным делам, о передаче для отбывания наказания осужденных лиц.
|