Международно-правовые основы борьбы с преступностью содержатся в различных источниках международного публичного права, поэтому к ним применимы различные критерии классификации, принятые в науке и практике применения международного права. Таких критериев несколько.
По степени общности рассматриваемые международно-правовые основы можно разделить на универсальные и специальные. Первые, будучи источниками международного гуманитарного права (права прав человека), содержат основополагающие принципы определения правового статуса человека и гражданина с позиций так называемых «естественных» прав и свобод, хотя в отдельных их частях указанные источники могут определять отдельные стороны специфического статуса личности в системе уголовной юстиции. Примерами могут служить Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и другие (подробнее см. главу 2).
Вторая группа источников принимается, формируется специально для регулирования отдельных сторон общественных, в том числе - межгосударственных отношений в области борьбы с преступностью применительно к системе уголовной юстиции в целом или ее отдельным элементам. Критерии такой специализации сами по себе чрезвычайно разнообразны. Ими могут быть:
- отдельные виды преступлений (международные преступления, преступления международного характера и общеуголовные преступления с международными аспектами);
- отдельные стороны взаимодействия государств в борьбе с преступностью (правовая помощь по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных для отбывания наказания и т.п.);
- отдельные элементы системы уголовной юстиции (полиция, органы дознания, предварительного следствия, правосудия, уголовно-исполнительная система);
- различные категории правонарушителей (несовершеннолетние, женщины, инвалиды, иностранцы и лица без гражданства, заключенные и осужденные без изоляции от общества);
- конкретные профессиональные группы персонала системы уголовной юстиции (полицейские, иные должностные лица, ведущие охрану правопорядка, лица, осуществляющие уголовное преследование, судьи, работники пенитенциарных учреждений и служб пробации, представители гражданского общества, участвующие в охране правопорядка и
т.д.);
- жертвы преступлений, их окружение.
Подробнее каждый из перечисленных видов рассмотрен далее.
По широте (территориальным масштабам) действия различают общемировые и региональные международные акты. Первые распространяют свое действие на подавляющее большинство стран мира. Это, прежде всего, документы ООН (Всеобщая декларация прав человека и др.) либо принятые в рамках ООН (Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными 2015 г. и др.). К их числу можно также отнести принятый в 1956 г. Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпола), поскольку членами этой международной организации ныне является 188 государств со всех частей света (подробнее см. главу 8).
Термином «регионы» в международном праве чаще всего именуются не административно-территориальные единицы тех или иных государств, а континенты. Поэтому к региональным документам в области международно-правовых основ борьбы с преступностью следует отнести международные акты континентального действия. Понятно, что для России в этом отношении прежде всего значимы документы Совета Европы (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, Европейские правила о пробации и т.п.).
По форме (способу) объективации следует различать международно-правовые акты и правовые обычаи.
Подавляющее большинство международно-правовых основ борьбы с преступностью выражено в различных актах. Применяя к ним общие критерии классификации, в теории права следует разделять их на нормативно-правовые и индивидуально-правовые. К последним относятся имеющие характер прецедента судебные решения по конкретным делам:
- Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов;
- более поздних международных судов ad hoc;
- Международного уголовного суда;
- Европейского суда по правам человека;
- отдельные решения национальных судов по делам о международных преступлениях.
Международно-правовые акты по источникам происхождения
(субъектам их принятия) подразделяются на:
- международные договоры (пакты, конвенции, соглашения, протоколы, меморандумы и т.п.). В свою очередь, международные договоры классифицируются на двусторонние и многосторонние, а также на межгосударственные, межправительственные и межведомственные;
- решения международных органов (Совета безопасности ООН, Комитета министров Совета Европы и др.);
- решения (резолюции, декларации, постановления) международных организаций. Последние могут быть правительственными (где их члены в качестве представителей делегированы уполномочившими их странами и выражают официальную позицию руководства этих стран) и неправительственными, общественными, где точка зрения их членов не обязательно совпадает с мнением руководства государств, гражданами которых они являются. Наиболее авторитетными международными правительственными организациями являются Организация Объединенных Наций, Совет Европы, Международная организация уголовной полиции (Интерпол).
Среди неправительственных международных организаций в рассматриваемой области наиболее известны такие, как «Ассоциация против пыток», «Международная амнистия», «Международная тюремная реформа (Penal Reform International)» и другие.
По степени обязательности различают положения, обязательные для практической реализации в системе уголовной юстиции, и рекомендательные. В числе обязательных актов выделяются самоисполнимые (или акты прямого действия) и несамоисполнимые, требующие изменений в законодательстве государства-участника. Согласно Российской Конституции, к числу обязательных относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ст. 15). Причем в последнем случае имеются в виду не всякие, а лишь ратифицированные в установленном порядке Россией, а ранее - СССР межгосударственные договоры, пакты, конвенции, соглашения (подробнее см. главу 3).
Международные обычаи в практике борьбы с преступностью, в отличие, например, от сферы дипломатического церемониала и протокола, применяются крайне редко. В качестве примера можно привести сложившееся в практике международного сотрудничества государств правило «Выдай или суди».
Система международно-правовых основ борьбы с преступностью чрезвычайно обширна и разнообразна. Многие из актов, содержащие такие основы, в ряде их положений частично совпадают по смыслу. Однако то, что ряд положений дублируется, дает возможность придавать им больший вес путем перекрестной ссылки, то есть использовать подробную статью в одном документе как толкование более общей статьи в другом. Это особенно важно, если какое-либо положение имеет обязательную силу в одном документе и не имеет ее в другом.
|