Четверг, 28.11.2024, 05:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Теоретико-правовой анализ преступлений экстремистской направленности

Преступления экстремистской направленности в законодательстве относятся к разновидности экстремистской деятельности. Их перечень содержится в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности»[1] в статье 1, определяющей основные понятия. Определение преступлений экстремистской направленности закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации, где под ними понимаются противоправные деяния, которые совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ и п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ[2].

УК РФ закрепляет несколько составов преступлений, входящих в перечень экстремистской деятельности, но основой объединения их в группу может выступить мотив преступления. Не случайно в уголовно-правовой литературе к проблемам мотива преступления обращаются все чаще. «Сложная мотивационная сторона преступлений экстремистской направленности и ее неочевидность в совершаемых противоправных деяниях приводит к существенным проблемам на практике»[3].

Согласно п. «е» ст. 63 УК РФ совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы является обстоятельством, отягчающим наказание.

Для определения содержания политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды требуется уяснение правового значения таких терминов, как «вражда», «ненависть», «политика», «идеология», «национальность», «раса», «религия», «социальная группа». Попытаемся изложить собственную позицию по некоторым вопросам,

 

обозначенным в настоящей работе[4].

Для определения смыслового содержания мотива политической ненависти или вражды следует обратиться к энциклопедическому словарю С. И. Ожегова, который трактует политику как «деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемую их интересами и целями; вопросы и события общественной государственной жизни; образ действий, направленных на достижение чего-нибудь, определяющих отношения с людьми»[5].

По мнению П. А. Кабанова, политическая ненависть или вражда состоит из двух взаимосвязанных и взаимозависимых, но разных по содержанию элементов: политической ненависти и политической вражды. Другими словами, политическая ненависть как мотив преступлений представляет собой «внутреннее осознанное побуждение лица совершить преступление в силу неприязни к конкретным лицам или их общностям, конкурирующим в борьбе за власть, придерживающимся иных политических взглядов либо безразлично относящимся к политической жизни»[6]. Поэтому политическая ненависть представляет собой внутреннее психическое состояние человека, а политическая вражда - внешнее проявление или следствие этой ненависти, искусственно провоцирующее ответную политическую ненависть других лиц к ее носителям и распространителям. В силу сказанного политическая вражда - это закономерное следствие развития политической ненависти.

Под религиозной ненавистью или враждой, по мнению Е. Л. Забарчук, следует понимать деятельность в сфере межрелигиозных отношений, находящую свое выражение в насильственных попытках навязывания обществу определенной системы религиозных воззрений, а также обосновании либо оправдании такой деятельности[7]. Имея догматическую основу, каждая религия стремится утвердить собственный абсолютный и всеобъемлющий характер и ложность других религиозных учений. Для описания преступлений экстремистской направленности, совершенные по мотиву религиозной ненависти или вражды, широко используют такие определения, как «исламский экстремизм», «ваххабизм», «исламизм» и др.

 

Процессы выделения из ислама отдельных течений принимают столь радикальный характер, что часто мусульманские религиозные деятели сами являются жертвами своих же единоверцев[8].

Идеологическая ненависть или вражда понимается в теории и правоприменении по-разному. В большинстве энциклопедических словарей идеология представляется как «система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности»[9]. В целом преступления экстремистской направленности нуждаются в идеологическом обеспечении, т.е. экстремистская идеология в обобщенном виде определяет суть названных преступлений, следовательно, присутствует как неотъемлемый признак при совершении преступлений по мотивам ненависти или вражды. «Идеология - духовное средство борьбы за интересы, она не может быть универсальной, ведь в обществе нет групп с едиными интересами. Она имеет критическую, мобилизующую, защитительную и разъяснительную функции»[10]. В основе любой идеологии лежат идеи - в них кратко формируются позиция и основная цель субъекта идеи (государства, нации, класса, социальной группы)[11]. При этом любая идеология стремится к легитимизации (к признанию своих идей законными, правильными, социально одобряемыми и доминирующими в обществе).

В целом, по мнению законодателя, все преступления, относящиеся к числу экстремистских, обладают элементом идеологии. Данное рассуждение обусловлено тем, что в «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» закреплено понятие «идеология экстремизма (экстремистская идеология)», под последним в Стратегии понимается «система взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов».

Преступления, совершаемые по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, в большинстве случаев побуждаются и сопровождаются определенными идеологическими установками, основанными на признаках национализма, расизма, фашизма и т.д. В теории права идеология рассматривается как духовная власть над человеческим обществом, которая регулирует, мотивирует и направляет деятельность индивидов во всех сферах общества. Это система философских, научных, нравственных, правовых, политических и иных знаний о мире и роли в нем человека, основу которой составляют социальные учения, концепции,

 

доктрины, формирующие нормативно-ценностную основу общества[12]. Например, преступления рассматриваемой категории в большинстве случаев совершаются на основе идеологии фашизма, провозгласившего идею расового превосходства. Таким образом, идеология, трансформируясь в мотивы и цели, обуславливает определенное преступное поведение лица. Рассмотренная особенность основания мотива имеет значение для доказывания самого мотива преступлений экстремистской направленности, целенаправленности проведения ряда следственных действий и т.п.

Под понятием «социальный» в большинстве энциклопедических словарей традиционно понимается «общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе»[13], в то время как под группой подразумевается совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п.[14] Сказанное позволяет социальную ненависть характеризовать как чувство сильной вражды, неприятие личности в силу каких-либо ее общественных признаков, как-то: социальный статус, класс, профессия, уровень образования, происхождение, уровень доходов и т.д. Следуя буквальному толкованию уголовного закона, можно сделать вывод, что уголовной репрессии должно подвергнуться лицо, совершившее преступление в отношении любого представителя другой социальной группы[15].

По мнению С. Борисова, социальную группу «следует выделять только на основе социально значимого признака (признаков), не относя к таковым те, что придают группе асоциальный характер (например, принадлежность к тому или иному преступному объединению, экстремистской организации, наличие судимости, и т.п.)»[16]. Но, к сожалению, данный автор не развивает мысль и не указывает, какие признаки он относит к социально значимым, на чем основывается такой вывод, возможно ли к ним отнести, например, образ жизни, профессию, возраст, гендерную принадлежность и т.п. Проблема усложняется еще и тем, что ни в юридической науке, ни в социологии нет общепризнанного определения социальной группы, хотя сам термин давно устоялся, используется представителями различных гуманитарных наук.

Полагаем, что сложности, возникающие в связи с применением понятия социальной группы, в немалой степени обусловлены тем, что эти понятия в действующем законодательстве не определены.

Анализ обобщения следственной и судебной практики показал, что вопрос о принадлежности к определенной социальной группе в каждом

 

случае решается на основе специальных экспертных исследований.

Экстремистский мотив ненависти или вражды следует определять как низменные побуждения экстремистского характера, основанные на нетерпимости и крайней неприязни к определенной политике, идеологии, расе, национальности или религии и выражающие намерение виновного совершить действия, направленные против жизни, здоровья и имущества потерпевшего по причине его принадлежности (либо симпатии) к определенной социальной группе (в широком смысле).

Уголовно-процессуальное законодательство в статье 85 УПК РФ регламентирует понятие доказывание. Доказывание характеризуется как собирание, проверка и оценка доказательств для целей установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Следовательно, невозможно полно исследовать особенности доказывания преступлений без рассмотрения обстоятельств, подлежащих доказыванию. В рамках настоящей работы мы не ставили цели подробного исследования особенностей уголовнопроцессуального доказывания, в связи с этим будем останавливаться на рассмотрении проблемных составляющих доказывания преступлений экстремистской направленности, совершенных несовершеннолетними.

При вышеуказанных обстоятельствах правовые меры должны быть направлены на тщательное установление всех обстоятельств содеянного, в частности, необходимо выявлять возможную причастность виновных лиц к определенным общественным, политическим, или религиозным объединениям и доказывать степень причастности названных организаций или объединений к преступным деяниям. Аналогичной позиции придерживаются и надзирающие за процессуальной деятельностью правоохранительные органы[17].

Доказывание преступлений экстремистской направленности, совершенных несовершеннолетними, предполагает прежде всего познание обстоятельств происшествия.

Полагаем, для эффективного доказывания преступлений экстремистской направленности, совершенных несовершеннолетними, необходимо определить общие условия доказывания. К их числу можно отнести следующие:

соблюдение основных принципов уголовного судопроизводства в ходе доказывания. Среди них презумпция невиновности, свобода оценки доказательств, всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств преступления[18] и т.д.;

 

учет широкого перечня обстоятельств, подлежащих доказыванию по данной категории преступлений, т.е. широкий предмет доказывания;

специализация следователей и глубокое освоение ими как знаний из области детской и подростковой психологии, так и теоретических знаний и концепций, учитывающих этнические, расовые, религиозные особенности различных категорий людей;

соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства, касающегося осуществления судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, это, в частности, особенности производства некоторых следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, участие в них законных представителей, педагога или психолога и т.п.;

анализ криминалистически значимой информации, определение следственной ситуации доказывания;

определение совокупности и оснований производства процессуальных (следственных) действий, необходимых и достаточных для формирования доказательственной базы по делам о преступлениях экстремистской направленности;

мониторинг источников, входящих в Федеральный список экстремистских материалов[19]. Анализ данного списка показал, что большинство преступлений экстремистской направленности совершаются с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

широкое применение непроцессуальной информации (в частности, использование результатов оперативно-розыскной деятельности) на стадии возбуждения уголовного дела и т.п.;

параллельно доказывание должно быть направлено на установление не только экстремистского мотива у несовершеннолетнего, но и периода и сроков формирования экстремистских взглядов, предшествующих преступному событию действий несовершеннолетнего и способа его «радикализации»;

весь этап доказывания преступлений экстремистской направленности, совершенных несовершеннолетними, должен сопровождаться проверкой версии о возможном вовлечении или «вербовки» несовершеннолетнего взрослыми, в том числе лицами, входящими в состав экстремистских организаций (например, увеличивается количество несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступлений экстремистской и террористической направленности членами запрещенной в России экстремистской организации «Исламское государство») и т.п.

Указанные условия будут более обстоятельно рассмотрены в рамках отдельных параграфов.

 

[1] О противодействии экстремистской деятельности : федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

[2] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. Далее по тексту - УК РФ.

[3] Трухачев В. В., Ахмедов У. Н. Понятие экстремизма в уголовном праве Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2015. № 2(21). С. 176-184.

[4] См. также : Ахмедов У. Н. Доказывание мотива национальной и расовой ненависти или вражды по делам о преступлениях против жизни и здоровья / под. ред. д-ра юрид. наук, проф. В. В. Трухачева. М. : Юрлитинформ, 2011. 192 с.; Ахмедов У. Н., Микаутадзе С. Р. Теоретические и правовые основы доказывания экстремистской деятельности : учебное пособие. М. : ДГСК МВД России, 2014. 120 с. и др.

[5] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка : ок. 57000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. М. : Рус. яз., 1984. С. 478.

[6] См.: Кабанов П. А. Политическая ненависть или вражда как мотив преступления // Российская юстиция. 2008. № 3. С. 44.

[7] См.: Забарчук Е. Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности // Журнал российского права. 2008. № 6.

8

[8] См.: Пролетенкова С. Е. Исламский фундаментализм: сущность, тенденции, особенности // Административное право и процесс. 2013. № 4. С. 51-53.

[9] См.: Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. СПб. : Норинт, 1997. С. 434.

[10] См.: Минюшев Ф. И. Социальная антропология. М. : Академический проект, 2004. С. 227.

[11] См.: Сысоев А. М. О сущности «экстремистских» мотивов в отечественном уголовном законодательстве // История государства и права. 2009. № 1.

9

[12] См.: Большая юридическая энциклопедия / В. В. Аванесян [и др.] М., 2005. С. 221.

[13] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1984. С. 654.

[14] См. там же. С. 127.

[15] См.: Сысоев А. М. О сущности «экстремистских» мотивов в отечественном уголовном законодательстве // История государства и права. 2009. № 1.

[16] Борисов С. Проблемы определения содержания и соотношения мотивов при квалификации преступлений экстремистской направленности // Уголовное право. 2013. № 6. С. 4-9.

[17] См.: Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности : приказ Генпрокуратуры РФ от 19.11.2009 № 362 // СПС «КонсультантПлюс». 2016.

[18] Хотя данный принцип и не указан в качестве самостоятельного принципа уголовного судопроизводства и не регламентирован в главе 2 УПК РФ «Принципы уголовного судопроизводства», но, полагаем, в силу того что в содержании уголовнопроцессуального законодательства он упоминается несколько раз в различных вариациях и является основанием для отмены промежуточных и итоговых процессуальных (судебных) решений, его можно признать в качестве самостоятельного.

11

[19] См.: Федеральный список экстремистских материалов / Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://minjust/ru/extremist-materials (дата обращения: 19.07.2016).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (03.07.2017)
Просмотров: 168 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%