Большое значение в профилактической работе имеют формы индивидуального воздействия. Их результативность определяется возможностью учесть особенности каждого подростка, окружающую его обстановку, условия воспитания. Следует понимать, что несовершеннолетние правонарушители - это, прежде всего дети, как правило, поддающиеся воспитанию, но попавшие в сложную жизненную ситуацию либо в определённую криминальную среду. Поэтому достижение следователя целей индивидуальной беседы во многом зависит от их возможности выявления и устранения причин и условий, по которым несовершеннолетние попали в эту негативную среду.Эффективность рассматриваемой формы профилактики зависит от выполнения ряда требований, среди которых основными являются:
- знание личности подростка, причин его поступков, семейного положения и других условий воспитания, влияния окружающей среды;
- умение установить с ним в процессе беседы психологический контакт;
- учет возраста несовершеннолетних, таких как: повышенная внушаемость, недостаточно развитая способность к обобщению и критической оценке ситуации, иногда неумение разобраться в своей собственной позиции, понять и объяснить мотивы своего неправильного поведения;
- проводимое общение должно иметь четкую цель - разъяснение правовой нормы поведения подростка и последствия этого, критическая оценка поступка, осознание его антиобщественной направленности, отвлечение подростка от источников отрицательного влияния.
К другой не менее значимой форме профилактической деятельности относится внесение, на основе анализа оперативной обстановки и результатов расследования уголовных дел, аналитических обобщённых писем, где систематизируются все указанные в представлениях нарушения органами исполнительной власти субъекта (района), руководителями органов внутренних дел, различных учреждений, организаций и т.д.
Для достижения наиболее эффективных результатов профилактической работы следователь должен умело использовать весь механизм как процессуальных, так и непроцессуальных профилактических мер. Максимальная результативность предупреждения преступлений несовершеннолетних может быть достигнута только на основе комплексного подхода и объединения усилий субъектов профилактики на всех уровнях государственного управления.
|