Действующее законодательство предусматривает два относительно самостоятельных механизма направления несовершеннолетнего в СУВУЗТ. Во- первых, согласно п. 1 ст. 26 ФЗ № 120 материалы прекращенного уголовного дела или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних, либо заверенные в установленном порядке копии таких материалов незамедлительно передаются принявшим соответствующее процессуальное решение органом или прокурором в КДН и ЗП. Основаниями подготовки и сбора документов являются: а) прекращение уголовного дела; б) отказ в возбуждении уголовного дела. Во-вторых, помещение
несовершеннолетнего в СУВУЗТ возможно в порядке, предусмотренном статьей 92 УК РФ. Условия и основания применения данной статьи были рассмотрены нами в предыдущих разделах.
Общими условиями для обеих процедур выступают:
принятие решения о помещении в судебном порядке;
необходимость проведения специального исследования, по
результатам которого делается вывод о возможности помещения
несовершеннолетнего в СУВУЗТ.
На необходимость проведения последнего, в том числе, указывается в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 1 февраля 2011 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»[1] «вопрос о направлении несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием может быть решен судом лишь при наличии медицинского заключения о возможности его пребывания в таком учреждении. При этом необходимо учитывать, что в указанное специальное учебно-воспитательное учреждение направляются несовершеннолетние осужденные, которые нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода».
Таким образом, для решения вопроса о возможности направления несовершеннолетнего в СУВУЗТ в суд вместе с материалами уголовного дела в отношении его должны поступить заключение медицинской комиссии и
материалы, характеризующие несовершеннолетнего и доказывающие необходимость особых условий воспитания, обучения и специального педагогического подхода. На наш взгляд, направление указанных материалов в суд вместе с материалами уголовного дела ни в коей мере не предопределяет вынесение судом решения о направлении в СУВУЗТ несовершеннолетнего, так как окончательное решение этого вопроса относится к единоличной компетенции суда. Более детально вопросы проведения освидетельствования будут рассмотрены в следующем параграфе.
Вместе с тем, в остальном рассмотренные нами процедуры сбора материалов для помещения несовершеннолетнего правонарушителя в СУВУЗТ отличаются кардинально. Рассмотрим более подробно каждую из них.
1. Процедура сбора и подготовки документов для направления несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела. Согласно п. 1 ст. 26 ФЗ № 120 предусмотрено положение о незамедлительном направлении органом, принявшим соответствующее процессуальное решение, или прокурором материалов прекращенного уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Целью направления указанных материалов выступает полное и объективное исследование обстоятельств совершенного деяния, личности правонарушителя и определение необходимости и целесообразности применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия.
Как свидетельствует правоприменительная практика, зачастую начальником территориального органа внутренних дел или прокурором в суд направляется ходатайство о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ без постановления КДН и ЗП, что является прямым нарушением положений п. 1 ст. 26 ФЗ № 120. Наличие подобного заключения при решении судом вопроса о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ является обязательным.
Также имеет место ситуация, когда материалы о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ самостоятельно направляются в суд не уполномоченным на то органом, - КДН и ЗП. Комиссия может лишь ходатайствовать о помещении несовершеннолетних в СУВЗТ перед органом внутренних дел или прокурором. При этом к постановлению должны прилагаться материалы, обосновывающие целесообразность принятого КДН и ЗП решения, к которым относятся:
- характеризующие данные несовершеннолетнего, в которых отражены сведения о его психологическом состоянии и особенностях характера, о взаимоотношениях со сверстниками, с родителями, педагогами, о месте учебы (работы), успеваемости, посещаемости, о принятых мерах воспитательного воздействия и их результативности;
- характеризующие данные семьи несовершеннолетнего, в которых отражены сведения о составе семьи, материальном положении, роде занятий родителей или иных законных представителей, об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего;
- информация о том, состоит ли несовершеннолетний на учете в КДН и ЗП, а если состоит, - дата и основания постановки, а также иные значимые сведения;
- сведения о рассмотрении дел в отношении несовершеннолетнего на заседании КДН и ЗП, о принятых мерах воздействия, проведенной профилактической работе, причины недостаточной эффективности этой работы;
- обоснованность решений об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении;
- обоснованность помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ конкретного вида на основании особенностей его психофизиологического развития и возраста.
После получения перечисленных документов уполномоченные
должностные лица органов внутренних дел или прокуратуры начинают сбор документов для рассмотрения судом вопроса о помещении
несовершеннолетнего в СУВУЗТ. С этой целью ими направляются запросы о предоставлении необходимых документов, которые должны быть исполнены органами и учреждениями на безвозмездной основе в течение 10 суток со дня их получения.
В соответствии с п. 91 приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»[2] производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУЗТ обязаны осуществлять сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних.
Для решения вопроса о помещении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в СУВУЗТ органом внутренних дел или прокуратурой в суд направляются следующие документы:
материал прекращенного уголовного дела или материал об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего либо заверенные в установленном порядке копии таких материалов;
постановление КДН и ЗП с обоснованием ходатайства о направлении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в СУВУЗТ;
характеристика с места учебы (работы) несовершеннолетнего, в которой отражено его отношение к учебе, труду, характеризуются посещаемость учебных занятий, взаимоотношения с преподавателями, сверстниками, перечислены основные черты характера, факты нарушения дисциплины и т.д.;
акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего, в котором оценке подлежат семейное окружение несовершеннолетнего, жилищно-бытовые и имущественные условия (на практике обследование проводится совместно с должностными лицами других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: органов управления образованием, здравоохранения, КДН и ЗП);
справка органа внутренних дел, содержащая сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним, и принятых в этой связи мерах воздействия. В справке должны быть указаны следующие данные:
- фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего, дата рождения, место жительства, место учебы (работы);
- дата и основание постановки на профилактический учет в ПДН ОВД;
- перечень противоправных деяний с указанием даты их совершения, описания совершенного деяния, а также даты и содержания принятого решения;
- сведения о проводимой профилактической работе с несовершеннолетним сотрудниками полиции и должностными лицами иных органов системы профилактики;
- сведения о составе семьи (установочные данные родителей (иных законных представителей), при необходимости - других близких родственников;
- характеристика семьи, сведения о взаимоотношениях в семье, факты вовлечения ребенка в антиобщественные и противоправные действия членами семьи, вероятность отрицательного влияния членов семьи на несовершеннолетнего;
- сведения о круге общения несовершеннолетнего с указанием ФИО, места жительства, места учебы (работы), характеристики связей (отрицательные или положительные);
заключение медицинской организации о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в СУВУЗТ;
заключение психолого-медико-педагогической комиссии о результатах комплексного обследования несовершеннолетнего, содержащее рекомендации по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания.
Комплект перечисленных документов должен быть направлен в суд по месту жительства несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в течение 30 суток со дня вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела. В исключительных случаях по постановлению начальника территориального органа внутренних дел или прокурора этот срок может быть продлен не более чем на 30 суток.
Перед направлением в суд все материалы представляются для ознакомления несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, его родителям или иным законным представителям.
Необходимо обращать внимание на то, что несовершеннолетний, его родители и законные представителя пользуются определенными процессуальными правами, которые схожи с правами несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых при ознакомлении с материалами уголовного дела. Так, указанные лица имеют право пользоваться помощью адвоката, иметь представителя, давать объяснения, заявлять ходатайства, обжаловать принятые решения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» юридическая помощь несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетним, отбывающим наказание в местах лишения свободы, а также их законным представителям и представителям, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве) оказывается бесплатно.
Соответственно, на этапе сбора документов для направления в суд данная норма закона неприменима, так как несовершеннолетний еще не помещен в СУВУЗТ.
Вместе с тем если в ходе проведения расследования уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, которое впоследствии было прекращено, юридическая помощь оказывалась несовершеннолетнему бесплатно адвокатом, работающим по назначению следователя или дознавателя, то, как правило, данный адвокат оказывает несовершеннолетнему, его родителям и законным представителям юридическую помощь и при ознакомлении с материалами, направляемыми в суд для принятия решения о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Вместе с тем закон не содержит обязательной нормы оказания юридической помощи в данном случае бесплатно.
Поскольку в соответствии со статьей 51 УПК РФ при расследовании уголовных дел, подозреваемыми и обвиняемыми по которым являются несовершеннолетние, участие защитника является обязательным, то представляется, что данная норма по аналогии закона должна быть применена и при сборе материалов для решения вопроса о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ, так как это является следствием совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния. Следовательно, если в ходе сбора материала у несовершеннолетнего отбирались объяснения, то с этого момента несовершеннолетний вправе пользоваться услугами защитника.
Кроме того, в ходе ознакомления с материалами, направляемыми в суд, несовершеннолетний вправе заявлять ходатайства и обжаловать принятые решения. Заявление ходатайства означает обращение с официальной просьбой к должностному лицу, осуществляющему сбор материалов, о совершении каких-либо процессуальных действий, к примеру, о проведении дополнительного опроса лиц, проведении повторного или дополнительного медицинского освидетельствования и т.д.
После ознакомления со всеми направляемыми в суд материалами, а также ответами на свои ходатайства и жалобы несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, делают запись об ознакомлении с материалами и об отсутствии дополнений и ходатайств.
Несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности, в отношении которых готовятся материалы о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, могут быть переданы под надзор родителей или иных законных представителей, а несовершеннолетние, содержащиеся в детском доме, школе-интернате или в ином детском учреждении, - под надзор администрации указанных детских учреждений. В том случае, если несовершеннолетний передается под надзор родителей или иных законных представителей, то необходимо убедиться в том, что указанные лица не имеют отрицательного влияния на несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. С этой целью осуществляется сбор характеризирующего материала на родителей или иных законных представителей, которым несовершеннолетний должен быть передан под надзор.
От родителей или иных законных представителей должно быть получено письменное обязательство об обеспечении надлежащего поведения несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, и их явки в органы внутренних дел, прокуратуру и суд. Аналогичное письменное обязательство должно быть получено от руководителя детского учреждения (детского дома, школы-интерната и т.д.), в которое несовершеннолетний отдается под надзор.
При уклонении от явки несовершеннолетние, их родители или законные представители могут быть подвергнуты приводу. Привод - принудительная мера, предусмотренная как уголовно-процессуальным, так и административным законодательством. Об осуществлении привода выносится мотивированное постановление, которое объявляется лицу, подлежащему приводу, под расписку. Необходимо отметить, что приводу не могут быть подвергнуты несовершеннолетние в возрасте до 14-ти лет. Привод несовершеннолетнего, не достигшего 16-летнего возраста, может быть осуществлен только с уведомления его родителей, иных законных представителей, администрации детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний. Привод не может быть осуществлен в ночное время, кроме случаев, не требующих отлагательств.
В некоторых случаях до принятия судом решения о помещении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, на основании постановления судьи несовершеннолетний может быть помещен в ЦВСНП на срок до 30 суток. Такими случаями являются необходимость обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего; необходимость предупреждения повторного общественно опасного деяния; отсутствие у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания, а также злостное уклонение несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, от явки в суд либо от медицинского освидетельствования. В соответствии с законом, под злостным уклонением несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования понимаются случаи, когда он по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или учреждение здравоохранения, осуществляющее медицинское освидетельствование, либо скрылся с места жительства, места пребывания.
Факт злостного уклонения от явки в суд или от медицинского освидетельствования также должен подтверждаться соответствующими сведениями (объяснениями несовершеннолетнего, родственников, работников медицинского учреждения, где несовершеннолетний должен был пройти медицинское освидетельствование, других лиц, рапортом сотрудника полиции, распиской несовершеннолетнего о необходимости явки в суд или медучреждение, другими данными о его неявке в судебное заседание или на медицинское освидетельствование, либо подтверждающими, что несовершеннолетний скрывался).
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», юридическим основанием помещения несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП являются приговор суда или постановление судьи. Перечень указанных в Законе оснований для помещения в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Необходимо отметить, что, практика помещения в ЦВСНП несовершеннолетних, направляемых по приговору суда в СУВУЗТ, является для большинства регионов исключительной.
2. Процедура сбора и подготовки документов для направления несовершеннолетнего в СУВЗТ на этапе расследования уголовного дела.
Правоприменительная практика свидетельствует о наличии проблем правового и организационного характера, возникающих при подготовке и сборе документов, необходимых для решения вопроса о помещении несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа на этапе расследования уголовного дела, к которым можно отнести:
неопределенность субъекта (должностного лица), в чью компетенцию должно входить инициирование начала сбора документов;
недостаточная полнота правового регулирования взаимодействия уполномоченных субъектов по рассматриваемому вопросу на этапе расследования уголовного дела.
На практике перечисленные пробелы порождают определенные трудности, которые в каждом регионе решаются в разном порядке. Так, например, в Свердловской области имеет место практика встреч с судьей после направления дела в суд, на которых обсуждается возможность освобождения от наказания и применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему. В Архангельской области, напротив, имеется случаи допроса в качестве свидетеля по расследуемому уголовному делу сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних с вызовом его впоследствии в судебное заседание для дачи показаний о целесообразности освобождения обвиняемого от наказания и направления его в СУВУЗТ.
Вопросы взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних и следователей (дознавателей) регламентируются приказом МВД России от 19.01.2015 № 31дсп «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия сотрудников внутренних дел Российской Федерации по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов»[3]. Однако в данном нормативном правовом акте не урегулировано взаимодействие данных субъектов при сборе документов для решения вопроса о помещении несовершеннолетнего в специальные учебновоспитательные учреждения закрытого типа на этапе расследования уголовного дела.
Определение компетентного субъекта, ответственного за начало сбора документов для решения рассматриваемого вопроса, и возложение на него указанной обязанности представляется особо актуальным, что позволит на практике добиться применение профилактической меры, предусмотренной статьей 92 УК РФ, в установленном законе порядке. Ведь, как было указано выше, для того, чтобы суд принял решение о помещении несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, он должен располагать материалами медицинского заключения о возможности его пребывания в таком учреждении, а также материалами, подтверждающими тот факт, что несовершеннолетний нуждается в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического похода. Эти материалы должны быть собраны на этапе расследования уголовного дела, что требует определения заинтересованного в сборе указанных материалов субъекта.
Исследование нормативных правовых актов и правоприменительной практики позволяет признать целесообразным следующий алгоритм взаимодействия уполномоченных субъектов по сбору документов для решения вопроса о помещении несовершеннолетнего в специальные учебновоспитательные учреждения закрытого типа на этапе расследования уголовного дела.
На первоначальномм этапе следователь (дознаватель) обязан письменно уведомить территориальный орган МВД России по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетнего не позднее 3 суток с момента принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего. Одновременно им запрашиваются характеризующие несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) данные.
Далее сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних не позднее 5 суток с момента получения уведомления от следователя (дознавателя), а в случаях, не терпящих отлагательства - незамедлительно, составляет и направляет подробную справку о несовершеннолетнем, состоящем или ранее состоявшем на учете в ПДН, в которой указываются:
• сведения по месту учёбы (работы) несовершеннолетнего информацию о его отношении к учёбе, образе жизни, пристрастиях, круге знакомых, особенно отрицательно влияющих на его поведение, а также другие данные, имеющие значение для уголовного дела и характеризующие личность несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления;
• общие данные о несовершеннолетнем (ФИО, дата рождения, в каком классе учится);
• с какого времени несовершеннолетний обучается в данной образовательной организации (в случае, если ранее подросток обучался в иной образовательной организации, указывается в какой);
• уровень успеваемости, любимые предметы, взаимодействие родителей с образовательным учреждением;
• состояние здоровья, посещение спортивных секций, кружков;
• интересы и увлечения, информация о хобби;
• социальные, психологические и других личностные качества, черты характера, как изменялось поведение обучающегося, его отношение к учёбе, сверстникам, педагогам в течение всего времени обучения;
• конкретно указывается, какое девиантное (общественно опасное) поведение характерно для несовершеннолетнего, отмечается наличие либо отсутствие зависимостей;
• описание содержания индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьёй, и её эффективность;
• данные о личности несовершеннолетнего (дата и основания постановки на учет, сведения о совершенных правонарушениях и принятых мерах, реагирование несовершеннолетнего на эти меры, наличие информации об отклонении в психическом развитии, употреблении несовершеннолетним спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и токсических веществ, отношение к учёбе);
• сведения о родителях либо иных законных представителях несовершеннолетнего, об отношении их к его воспитанию, о влиянии на его поведение, об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего по месту жительства или месту пребывания;
• сведения о лицах, склоняющих несовершеннолетнего к совершению преступлений и других антиобщественных действий, а также оказывающих на него положительное или отрицательное влияние;
• сведения о применении к нему мер административного воздействия, об исполнении возложенных на него судом обязанностей;
• данные о том, какое преступление и когда было совершено несовершеннолетним, какое наказание назначено судом;
• данные о том, совершил ли он правонарушение после вынесения приговора;
• мотивированные выводы о возможности исправления несовершеннолетнего без изоляции от общества, мерах, необходимых для исправления несовершеннолетнего, предупреждение совершения им повторных преступлений, в том числе о целесообразности освобождения его от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия с направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
• мотивированное предложение о необходимости избрания меры пресечения.
В случаях, когда несовершеннолетний не состоит или не состоял на учете в ПДН, инспектор ПДН в 10-дневный срок осуществляет сбор необходимых материалов и составляется справку, где отражаются перечисленные сведения.
Особое внимание следует обратить на наличие в справке мотивированного вывода о целесообразности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия с направлением в СУВУЗТ. На сегодняшний день вывод о целесообразности применения указанных мер никаких юридических последствий не несет, однако мы полагаем, что именно этот момент следует отнести к основаниям сбора соответствующего материала. В случае реализации этого предложения составляющий справку сотрудник ПДН, оценив все собранные им в отношении несовершеннолетнего материалы, сможет инициировать начало сбора документов для решения вопроса о помещении несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа на этапе расследования уголовного дела. Следователь (дознаватель) в таком случае должен обладать корреспондирующей праву сотрудника ПДН обязанностью не препятствовать сбору материала, а по письменному запросу - оказывать содействие в его формировании. В случае, если к моменту окончания предварительного расследования по делу, следователю (дознавателю) представлен комплект документов для рассмотрения судом вопроса о применении статьи 92 УК РФ, он должен быть обязан направить его совместно с материалами дела.
Помимо того, для минимизации излишних дискреционных полномочий инспекторов ПДН, необходимо определение и нормативное закрепление обстоятельств, при наличии которых, инспектор ПДН в обязательном порядке должен вынести мотивированный вывод о целесообразности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия с направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. С учетом специфики категории несовершеннолетних, формально подпадающих под действие статьи 92 УК РФ, к таким обстоятельствам считаем необходимым отнести:
преступление совершено несовершеннолетним впервые;
2) семья, в которой воспитывается несовершеннолетний, требует повышенного внимания и находится в социально опасном положении;
3) несовершеннолетний систематически пропускает учебные занятия в образовательной организации.
Данные обстоятельства соотносятся с позициями, которые согласно проведенному в первом разделе работы исследованию эмпирического материала суды трактуют в качестве основания к освобождению несовершеннолетнего от наказания, а также имеют четко выраженный объективный характер, могут быть подтверждены документально. В случае, если несовершеннолетний подпадает под все перечисленные критерии, инспектор ПДН должен быть обязан вынести мотивированный вывод о целесообразности направления несовершеннолетнего в СУВУЗТ, при этом полное или частичное их отсутствие не должно ограничивать инспектора в вынесении вывода о возможности применения статьи 92 УК РФ.
Особым этапом сбора материала на стадии расследования уголовного дела является прохождение несовершеннолетним медицинского освидетельствования. На основании отмеченного сотрудником ПДН в справке вывода следователь (дознаватель) обязан направить несовершеннолетнего на прохождение такового для определения возможности помещения его в СУВУЗТ. Процедура направления несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование зависит от наличия согласия несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей на его прохождение.
Медицинское освидетельствование проводится на основании:
постановления начальника органа внутренних дел или прокурора при наличии согласия несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование либо согласия его родителей или иных законных представителей в случае, если несовершеннолетний не достиг возраста пятнадцати лет;
2) постановления судьи в случаях, когда несовершеннолетний и (или) его родители или иные законные представители не дали согласия на медицинское освидетельствование.
После прохождения несовершеннолетним медицинского освидетельствования, следователь получает заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в СУВУЗТ, форма которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 481н «Об утверждении формы медицинского заключения о наличии (отсутствии) у несовершеннолетнего заболевания, включённого в перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно - воспитательных учреждениях закрытого типа органа управления образованием»[4] и совместно с материалами уголовного дела, направляет его в суд.
Помимо материалов медицинского заключения о возможности пребывания несовершеннолетнего в таком учреждении, в суд должны поступить материалы, подтверждающими факт, что несовершеннолетний нуждается в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического похода. Такие сведение должны найти отражение в справке органа внутренних дел, содержащей сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним, и принятых в этой связи мерах воздействия, а также акте обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего, которые, как свидетельствует правоприменительная практика, приобщаются к материалам уголовного дела.
В заключении необходимо отметить, что разработанный механизм взаимодействия субъектов профилактики правонарушений
несовершеннолетних и иных заинтересованных органов при подготовке материалов о помещении несовершеннолетних в специальные учебновоспитательные учреждения закрытого типа на этапе расследования уголовного дела представляется целесообразным закрепить в совместном нормативном правовом акте Министерства внутренних дел РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ, Генеральной прокуратуры России и Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
[1] О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 1 февраля 2011 г. // СПС «КонсультантПлюс».
[2] Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // СПС «КонсультантПлюс».
[3] Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия сотрудников внутренних дел Российской Федерации по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов: приказ МВД России от 19.01.2015 № 31дсп // Официально не опубликован.
[4] Об утверждении формы медицинского заключения о наличии (отсутствии) у несовершеннолетнего заболевания, включённого в перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органа управления образованием: приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 481н // СПС «КонсультантПлюс».
|