Четверг, 28.11.2024, 07:38
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовые и организационные основы судебноэкспертной деятельности в досудебном производстве по уголовным делам

Основные положения судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73 - ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ о ГСЭД). Именно этим законом закреплены задачи, правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности применительно ко всем отдельным видам судопроизводства.

Согласно ст. 4 действующего ФЗ о ГСЭД систему принципов судебно-экспертной деятельности образуют следующие положения: законности; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; прав юридического лица, независимости эксперта; объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями (ч.2 ст. 195 УПК). К иным судебным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся судебные эксперты негосударственных экспертных учреждений, а также лица, не работающие в экспертных учреждениях (частнопрактикующие специалисты).[1]

Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к государственному эксперту, определены в ст. 13 ФЗ о ГСЭД.

Экспертное учреждение - это государственное судебно-экспертное или иное учреждение, которому поручено производство судебной экспертизы в порядке, установленном УПК. Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения (подразделения) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительных власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 ФЗ о ГСЭД. Такие судебно-экспертные учреждения в нашей стране находятся в системе органов МВД, ФСБ, Министерства юстиции, Следственного комитета, МЧС, Министерства здравоохранения и социального развития; Федеральной таможенной службы, Министерства обороны.

Государственному судебно-экспертному учреждению не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения (п. 1 ст. 18 ФЗ о ГСЭД).

Организационно-распределительные функции в судебно-экспертном учреждении выполняет его руководитель; при получении постановления следователя о назначении судебной экспертизы он поручает ее производство одному или комиссии экспертов. Права и обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения регламентированы главой II ФЗ о ГСЭД.

Как указывается в ст. 14 ФЗ о ГСЭД руководитель государственного судебноэкспертного учреждения не вправе самостоятельно, без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении. Руководитель также не вправе истребовать без постановления следователя о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы; давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

Если руководитель сам проводит экспертное исследование или входит в группу экспертов, он совпадает в организационно-статусном состоянии с обычным экспертом. Руководитель отвечает за качество проводимых экспертиз, но он не может давать указания экспертам, определяющие их вывод.

Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7 - ФЗ, осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами. Следует отметить, что в последние годы возросло количество негосударственных судебно-экспертных учреждений и, соответственно, значительно увеличился объем выполняемых ими экспертных исследований в ходе досудебного производства по различным видам судебных экспертиз.

Организационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Научнометодическое обеспечение производства судебных экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных судебных экспертов возлагаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти на судебно-экспертные учреждения из числа указанных в ч. 1,2 ст. 11 ФЗ о ГСЭД.

Сроки производства судебных экспертиз в уголовном судопроизводстве законодательством не предусмотрены. Следователи в постановлениях о назначении судебной экспертизы зачастую сами устанавливают сроки их проведения.

Вместе с тем, согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 20.12.2002 г. № 346 сроки производства судебных экспертиз устанавливаются руководителем государственного судебно-экспертного учреждения при даче соответствующего поручения эксперту (экспертам) в пределах 30 календарных дней. При этом рекомендуется учитывать объем, сложность предстоящих исследований[2], нормативные затраты времени на их проведение, фактическую загруженность экспертов и иные обстоятельства, связанные с производством экспертизы.

При производстве межведомственной комиссионной или межведомственной комплексной экспертизы общий срок ее производства устанавливается руководителем судебно-экспертного учреждения, на которое возложена организация работы комиссии, по согласованию с руководителями других учреждений.

В случае невозможности выполнить судебную экспертизу в установленный срок эксперту рекомендуется представлять руководителю учреждения рапорт с указанием причин и просьбой о его продлении на определенный срок. При невозможности производства судебной экспертизы в пределах 30 календарных дней руководителю судебно-экспертного учреждения рекомендуется письменно уведомлять об этом орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, и согласовывать с ним срок ее завершения. В исключительных случаях возможно превышение (при соответствующем обосновании) указанного срока производства экспертизы при согласовании с лицом, ее назначившим. [3] В соответствии с указным выше приказом Минюста РФ производство судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении может приостанавливаться в случае:

непоступления всех или части материалов, перечисленных в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы;

участие эксперта в судебном заседании по другому делу (на все время командировки);

нахождение материалов и объектов исследований у эксперта, производящего по ним судебную экспертизу другого вида (с составлением заключения под отдельным номером);

заявления ходатайства перед органом или лицом, назначившим экспертизу об обеспечении возможности осмотра места происшествия или объектов исследования по месту их нахождения; о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении; о предоставлении дополнительных материалов либо сведений, необходимых для дачи заключения; о разрешении на повреждение, изменение свойств, уничтожение или разрушение (разборку, порчу) вещественных доказательств.

Единой базовой системы судебно-экспертных учреждений в Российской Федерации не существует. Имеющиеся в настоящее время ведомственные системы объединяются только общим процессуальным порядком назначения и проведения судебной экспертизы, а их судебно-экспертная деятельность в уголовном судопроизводстве осуществляется и регулируется отдельными ведомственными нормативно-правовыми актами. К ним относится, прежде всего, следующие: Инструкция по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции РФ от 20.12.2002 г. №347; Инструкция по организации производства судебнопсихиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.05.2005 г. №370.; Приказ МЧС РФ от 19.08.2005 №640 «Об утверждении Инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях Федеральной противопожарной службы»; Приказ МВД России от 29.06.2005. № 511 (в ред. от 15.10.2012) «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертнокриминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с “Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертнокриминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации”, “Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертнокриминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации”); Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 г. № 346; Приказ ФСБ РФ от 23.06.2011 №277 “Об организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности”. (вместе с

Инструкцией ”По организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов ФСБ”; Наставление по организации экспертнокриминалистической деятельности в системе МВД России: Приказ МВД России от 11.01.2009 г. № 7.; Положение об аттестации государственных экспертов

государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции России № 142 от 18.07.2007 г.; Приказ Федеральной таможенной службы от 5 августа 2010 г. N 1457 “Об утверждении Положения об аттестации экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления на право самостоятельного производства судебных экспертиз и Положения о главной экспертно-квалификационной комиссии центрального экспертнокриминалистического таможенного управления” - В редакции Приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 14.02.2011 г. N 281.; Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 31 октября 2007 г. № 461 “ О порядке определения уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестации их на право самостоятельного производства судебных экспертиз”. Перечисленные нормативные документы отражают ведомственные особенности организации и упорядочения назначения и проведения различных видов судебных экспертиз в соответствующих экспертных подразделениях в процессе предварительного расследования.

В целях реализации единой государственной политики в области судебной экспертизы, повышения качества судебных экспертиз ведущие судебно-экспертные организации: Государственное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации и Федеральное государственное учреждение «Российский центр судебно-медицинской экспертизы федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» учредили некоммерческое партнерство “Палата судебных экспертов” (НП “СУДЭКС”). Данная организация объединяет на профессиональной основе негосударственные организации и учреждения, работающие в сфере судебной экспертизы и судебных экспертных исследований, а также негосударственных (частных) судебных экспертов. Палата судебных экспертов в рамках повышения квалификации организует для практикующих негосударственных экспертов добровольную сертификацию с целью легитимизирования ими своего статуса как судебных экспертов. При прохождении добровольной сертификации используются сертифицированные методики экспертных исследований по конкретным видам экспертиз и единые квалификационные требования к экспертам соответствующих экспертных специальностей. Лица, прошедшие сертификацию, включаются в Единый реестр Палаты судебных экспертов.

Представляется, что современное законодательство, регламентирующее производство судебной экспертизы и использование заключения эксперта в процессе доказывания по уголовным делам, содержит определенные пробелы и нуждается в дальнейшем совершенствовании. В этой связи, заслуживает особого внимания Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. №28 “О судебной экспертизе по уголовным делам”, в котором даются разъяснения по вопросам, возникающим при применении норм УПК РФ, регулирующих производство судебной экспертизы по уголовным делам, и тем самым, компенсируется несовершенство нормативного регулирования порядка проведения судебной экспертизы.[4]

В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации находится на рассмотрении подготовленный Минюстом России законопроект № 306504-6 «О судебноэкспертной деятельности в Российской Федерации», в котором предполагается упорядочить систему мер, направленных на создание организационно-правой основы качественного экспертного производства, его специализации и интеграции, а также совершенствования правового регулирования судебно-экспертной деятельности. В частности, в законопроекте говорится о поддержании готовности эксперта к выполнению своих процессуальных обязанностей на высоком профессиональном уровне; введении единых квалификационных требований к экспертам; лицензировании судебно-экспертной деятельности юридических лиц, аккредитации экспертных учреждений; и т.д.

 

[1] Чаще всего такими лицами являются сотрудники научно-исследовательских учреждений, вузов, иных организаций, обладающие специальными знаниями и имеющие в распоряжении необходимое экспертное оборудование (материально-техническое обеспечение).

[2] При определении сложности судебной экспертизы рекомендуется учитывать следующие признаки: многообъектность (более трех объектов); множественность поставленных вопросов (свыше трех вопросов, требующих проведения исследований); потребность в применении трудоемких методов и сложных инструментальных средств, в проведении модельных экспериментов; необходимость разработки новых расчетных моделей и частных методик исследования для решения поставленных вопросов; отнесение экспертизы к комплексной либо повторной, либо межведомственной; необходимость выезда на место происшествия либо осмотра объектов, находящихся вне территории экспертного учреждения, либо проведения исследования на базе других учреждений.

[3] См.: Приложение к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 20.12.2002. № 346 «Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебноэкспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации». // СПС «КонсультантПлюс».

[4] Текст указанного Постановления см.: Российская газета №296 от 30.12.2010 г.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (02.07.2017)
Просмотров: 1718 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%