Четверг, 28.11.2024, 06:00
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Организация и планирование производства процессуальных (следственных) действий с участием несовершеннолетних подозреваемого и обвиняемого

При раскрытии и расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, в рамках уголовно-процессуальной деятельности следователь принимает также тактические, организационные и плановые решения. Принятие таких решений направлено на эффективное производство процессуальных (следственных) действий с участием несовершеннолетних.

Организационные аспекты и вопросы планирования производства процессуальных и следственных действий имеют исключительное значение для производства эффективного предварительного расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также защиты прав и законных интересов самих несовершеннолетних.

Понятия организации и планирования расследования хотя и тесно связаны друг с другом, но не совпадают ни по логическому объему, ни по содержанию, следовательно, нуждаются в разграничении. Первое из них значительно шире второго, поскольку наряду с планированием в его содержание входят и другие функции следователя. Поэтому организацию расследования можно характеризовать как деятельность по созданию оптимальной функционально-управленческой структуры и упорядочению системы взаимодействия участников этого процесса, а также материальному обеспечению их работы.

Под организацией расследования Н.П. Яблоков понимает деятельность следователя, направленную на создание наиболее оптимальных условий для всего хода расследования и действий в каждой следственной ситуации в целях успешной реализации плана расследования[1].

Производство процессуальных (следственных) действий, как и расследование преступлений в целом, имеет следующие организационные аспекты:

планирование производства комплекса процессуальных действий с учетом всех обстоятельств уголовного дела;

обеспечение ресурсами (техническими, кадровыми, нормативными и

т.п.);

предварительная подготовка производства процессуальных действий и/или их комплексов;

принятие мер, гарантирующих недопустимость разглашения данных предварительного расследования и обеспечения мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства;

иные организационные мероприятия, необходимые для эффективного расследования преступлений с участием несовершеннолетних.

 

Центральное место в организации расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, занимает планирование расследования[2].

Планирование расследования составляет логическую основу его организации. Сущность планирования заключается в определении конкретных задач, которые предстоит решать, в логической разработке системы действий, обеспечивающих успешное решение этих задач при минимальных затратах временных, материальных и людских ресурсов.

В криминалистической тактике принято различать:

планирование расследования по уголовному делу;

планирование производства отдельных процессуальных (следственных) действий.

В первом случае выявляются способы и средства решения следственных задач в целом по уголовному делу. Планирование отдельных следственных действий преследует цель определения способов и средств эффективного решения промежуточных задач.

Имеются некоторые общие положения, которыми следует руководствоваться при составлении любого плана расследования. Эти положения называются принципами планирования расследования и включают:

индивидуальность;

динамичность;

реальность;

конкретность.

Индивидуальность планирования связана со своеобразием конкретного преступления, которое должно учитываться при составлении плана. Индивидуальность каждого преступления всегда требует творческого подхода к составлению плана, учета как общих закономерностей, так и специфики расследуемого события. Другими словами, наряду с алгоритмическим необходим и творческий, эвристический подход[3].

Динамичность предполагает подход к расследованию и его планированию как развивающемуся процессу. Именно поэтому говорят, что план не догма, а ценное руководство к действию.

В ходе расследования непрерывно поступает новая информация, выясняются новые обстоятельства. Поэтому часть намеченных действий теряет смысл, возникает надобность в осуществлении дополнительных. Динамика расследования требует подвижности плана, его соответствия с новой следственной ситуацией, обстановкой и новыми задачами.

Реальность плана выражается в его сбалансированности по ресурсам и лимиту времени. Первое означает, что объем включенных в план работ надлежит обеспечить необходимыми силами и средствами. Сбалансированность по времени состоит в выполнении количества действий, намеченных на определенный промежуток времени.

Конкретность предполагает четкое формулирование в плане задач, которые нужно решить в ходе расследования, действий, намеченных к выполнению, сроков и исполнителей.

Планирование производства процессуальных действий по уголовному делу представляет собой многоэтапный процесс, в котором можно выделить ряд общих структурных элементов. К ним относятся получение исходных данных, определение задач расследования, совокупности следственных действий и розыскных мероприятий, необходимых для их решения, установление очередности, сроков и исполнителей намеченных действий и мероприятий, текстовое оформление плана расследования.

Определение необходимой совокупности следственных действий обусловлено особенностями и обстоятельствами расследуемого уголовного дела и сложившейся следственной ситуацией. При этом нужно учитывать следующие рекомендации: в план максимально включаются те действия, которые гарантируют достижение объективного результата, а запланированные следственные действия должны обеспечивать достоверное установление всех обстоятельств, составляющих предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, планирование расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних следует характеризовать как мыслительную деятельность следователя, направленную на определение в целом задач расследования и способы их решения, расстановку сил и средств, результатом которой является составление письменного плана.

Письменный план можно составить в виде перечня следственных действий с обязательным указанием решаемых задач, исполнителей, а также сроков исполнения.

При реализации плана расследования по уголовному делу нельзя обойтись без планирования отдельных следственных действий. Этот процесс включает: а) получение исходной информации; б) формулирование задач, подлежащих разрешению; в) установление последовательности решения отдельных задач; г) выбор тактических приемов, которые должны обеспечивать успешное решение поставленных задач; д) определение комплекса необходимых технических средств; е) решение вопроса об использовании оперативных сил, средств и данных, полученных негласным путем; ж) установление круга участников следственного действия и их функций; з) уточнение времени и места производства намеченного действия; и) составление плана производства следственного действия.

Так, в плане допроса необходимо предусматривать обстоятельства, подлежащие установлению; формулировать перечень вопросов, которые должны быть заданы допрашиваемому по каждому из этих обстоятельств. Если на допросе предполагается использовать материалы дела, указывается, какие именно и на каком этапе, в каких целях. В плане должно быть обозначено время, а в необходимых случаях - и место допроса.

Несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые допрашиваются в ходе следствия неоднократно, поэтому в планах определяется общая тактическая линия, направленная на получение правдивых показаний, последовательность и способ выяснения всех обстоятельств и эпизодов преступления.

Важную роль играет план при проведении сложных следственных действий, требующих привлечения нескольких участников, использования технических средств. В число таких действий нередко попадает следственный эксперимент.

Планирование отдельного следственного действия с участием несовершеннолетнего состоит из трех стадий:

определение непосредственной цели данного действия;

установление и конкретизация ресурсов и возможностей, главным образом информационных, тактических и психологических, находящихся в распоряжении следователя, и соотнесение их с определенной ранее целью;

непосредственная разработка организационно-тактического содержания следственного действия, применяемых тактико-психологических приемов, определение условий и времени их реализации, оценка возможных результатов.

План проведения следственного действия носит разовый характер, охватывает небольшой период времени и в сущности является составной частью плана расследования по конкретному уголовному делу.

Обычно планируются сложные следственные действия (следственный эксперимент, проверка показаний на месте) по многоэпизодным уголовным делам.

План проведения следственного действия определяет задачи, вопросы, подлежащие выяснению, порядок и очередность их выяснения, тактические приемы, применяемые при этом, технические средства, порядок взаимодействия и пр.

Каждое следственное действие имеет три этапа: подготовительный, рабочий и заключительный.

Планирование подготовительного этапа включает в себя:

собирание исходных данных, относящихся к планируемому следственному действию;

определение очередности данного следственного действия в системе других;

подготовку места производства следственного действия;

подготовку технических средств;

изучение специальных вопросов и литературы;

выбор лиц, которых необходимо пригласить для участия в следственном действии.

Планируя рабочий этап следственного действия, следователь определяет, какие тактические приемы и в какой последовательности будут использованы при данной следственной ситуации, решает вопрос о тактике использования в ходе проведения следственного действия оперативно - розыскной информации и данных, полученных в ходе производства других следственных действий.

Заключительный этап планирования следственного действия - составление плана его проведения и проверка готовности следователя к его выполнению. Составление письменного или устного плана диктуется обстоятельствами дела и сложностью предстоящего следственного действия: если оно не представляет собой сложности, необходимость в составлении письменного плана отпадает.

При организации и планировании производства процессуальных (следственных) действий с участием несовершеннолетних следователь должен исходить из положений уголовно-процессуального законодательства. В частности, производство следственных действий с участием несовершеннолетних осуществляется в общем порядке. Поэтому при планировании и организации производства процессуальных действий следователю необходимо хорошо знать положения действующего уголовнопроцессуального законодательства Российской Федерации и теоретические основы методики расследования и тактики производства процессуальных действий с участием несовершеннолетних.

Например, согласно УПК РФ производство следственных действий с участием несовершеннолетнего условно начинается с момента его вызова. Несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые, не содержащиеся под стражей, вызываются к следователю через их законных представителей. Если несовершеннолетний содержится в специализированном закрытом учреждении, вызов производится через администрацию соответствующего учреждения. Исходя из вышесказанного, следователь заранее должен запланировать решение не только процессуальных, но и тактических задач (определить время вызова, установить личность законного представителя, предварительно обговорить ход производства следственного действия с ним, уточнить возможность участия и т.п.). Кроме того, при наличии оснований «негативного воздействия» на несовершеннолетнего необходимо предварительно организовать обеспечение безопасности

несовершеннолетнего и принять все необходимые меры для защиты его прав и законных интересов (предусмотреть меры безопасности для несовершеннолетних при проведении очных ставок со взрослыми, исключив при этом непосредственный контакт, визуальное наблюдение друг друга[4]).

Закон требует обеспечения охраны прав и законных интересов при производстве любых процессуальных действий, к числу которых также относятся следственные действия. Поэтому особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних обусловлены не только процедурно-процессуальным характером производимых следственных действий, но и обеспечением участия в ходе их производства дополнительных субъектов (участников) уголовного судопроизводства (защитника, законного представителя, педагога или психолога).

Педагог (психолог), при участии в следственных действиях наделяется следующими правами:

задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения должностного лица, производящего следственное действие;

по окончании следственного действия знакомиться с протоколом допроса;

делать замечания в письменном виде о полноте и правильности записей в протоколе и т.п.

Перечисленные права должны быть разъяснены педагогу (психологу) следователем до того, как начнется допрос несовершеннолетнего. Об этом следователь делает отметку в протоколе допроса.

Безусловно, при производстве процессуальных действий с участием несовершеннолетнего в деятельности практических работников должен преобладать личностный подход, поскольку он позволяет более объективно и всесторонне подойти к обстоятельствам расследуемого преступления.

В частности, производство следственных действий выступает средством доказывания обстоятельств по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. По уголовному делу подлежат доказыванию и установлению наряду с другими обстоятельствами также и обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого. Но, к сожалению, отсутствие законодательного закрепления единого или минимального перечня обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, приводит к формальному решению этого вопроса и некачественности собранной доказательственной информации.

Следует учесть, что в ст. 421 УПК РФ законодатель расширил круг обстоятельств, подлежащих установлению по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, включив в него помимо обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ, возраст

несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, уровень развития психики и иные особенности личности, а также влияние на несовершеннолетнего обвиняемого старших по возрасту лиц.

Полагаем, в данном случае следователю при организации расследования необходимо воспользоваться криминалистически значимой информацией. Криминалистическое исследование личности выходит за границы процессуального по объему оно гораздо шире и берет свое начало с момента обнаружения признаков преступления. По мнению В.Л. Васильева, некоторые данные, не имеющие процессуального значения, очень важны в тактическом отношении. Они служат непроцессуальными средствами

 

решения процессуальных задач[5].

Таким образом, следователю при планировании и организации предварительного расследования необходимо собрать тот объем информации

несовершеннолетнем подозреваемом (обвиняемом), который бы позволил ему решать весь комплекс задач, как процессуальных, так и криминалистических, чтобы обеспечить высокую эффективность расследования преступлений, совершенных с участием несовершеннолетнего.

Производство допроса и других следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, в частности порядок его производства, процессуальная форма и состав участников, требует особого внимания со стороны следователя и обуславливает тщательное планирование и подготовку к их проведению.

По общему положению, несовершеннолетний подозреваемый и обвиняемый без перерыва может допрашиваться не более 2 часов. А общая продолжительность его допроса в течение дня не может превышать 4 часов.

При организации допроса несовершеннолетнего следователю необходимо помнить, что допрос как один из самых сложных коммуникативных процессов предварительного следствия «предполагает взаимообмен действиями, информацией и состояниями включенных в него субъектов»[6].

Производство таких следственных действий в отношении несовершеннолетнего, как очная ставка, опознание или проверка показаний на месте, несмотря на схожесть с допросом, не имеют особенностей процессуального характера и проводятся в общем порядке.

Несмотря на проявленную «законодательную близорукость», выходом служит то, что следователь изначально наделяется процессуальной функцией управления общением с несовершеннолетним в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства, которые предписывают процессуальный порядок коммуникативно-речевого взаимодействия с несовершеннолетним обвиняемым (ст. ст. 173, 174, 187-191, 223.1 и 425 УПК РФ). Например, нарушение норм, регламентирующих производство следственных действий, влечет признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.

При производстве таких следственных действий с участием несовершеннолетних необходимо их дословное протоколирование. В протоколе должны быть отражены не только особенности содержания коммуникативного процесса, но также порядок и весь ход проведения допроса.

Осуществление психологического взаимодействия с

несовершеннолетними допрашиваемыми сопряжено с особыми трудностями, обусловленными, в первую очередь, их возрастными особенностями, которые связаны с динамикой протекания психических процессов (сенсорных, перцептивных, интеллектуальных), эмоциональной и поведенческой реакцией несовершеннолетних. Кроме того, участие в ходе допроса несовершеннолетнего дополнительных участников судопроизводства (защитника, законного представителя и педагога) в ряде случаев может ограничивать возможности установления психологического контакта следователя с несовершеннолетним. Исходя из вышесказанного, при планировании и организации производства процессуальных действий с участием несовершеннолетнего во всех случаях необходимо учитывать целесообразность применения технических средств фиксации.

В целом при производстве следственных действий закон требует также выполнения следователем функции предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних и повышения воспитательного воздействия уголовного процесса[7]. По этой причине важное значение при производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего имеет такой элемент организации расследования, как предварительная подготовка к следственному действию.

Выяснив необходимость производства следственного действия с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) с учетом личностных особенностей несовершеннолетнего решается вопрос о месте производства с ним следственных действий. По общему правилу, следователь проводит допросы и другие следственные действия в месте предварительного расследования. Следователь должен вызвать несовершеннолетнего, как правило, через родителей или других законных представителей. Иной порядок допустим лишь тогда, когда это вызывается обстоятельствами расследуемого уголовного дела. Если следователь располагает данными о неустойчивой психике несовершеннолетнего, его застенчивости, робости, то можно принять решение о производстве допроса в привычной для подростка обстановке, например по месту его учебы или жительства. Это облегчит установление с ним психологического контакта и получение полных, развернутых показаний об обстоятельствах содеянного.

К числу основных проблем, с которыми сталкивается следователь в настоящее время при определении субъектного состава, следует отнести не только проблемы процессуального и тактического характера, но и проблемы организационного характера, поскольку законом установлено, что при производстве допроса, очной ставки, предъявления для опознания и иных следственных действий с участием несовершеннолетнего в обязательном порядке должен присутствовать его защитник, законный представитель. В случае, когда несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый не

 

достиг шестнадцатилетнего возраста или достиг указанного возраста, но страдает расстройством психики либо отстает в психическом развитии, при проведении следственных действий присутствует педагог или психолог. В данном случае необходимо собрать для производства следственного действия всех вышеперечисленных лиц.

Проблемным представляется, в частности, определение и назначение того законного представителя, который способен на должном уровне обеспечить интересы несовершеннолетнего. В противном случае или при наличии признаков асоциальности самого законного представителя их участие может, наоборот, негативно отразиться на поведении

несовершеннолетних. На практике таких родителей или других законом определенных лиц не следует признавать законными представителями несовершеннолетнего подозреваемого со ссылкой на ст. 426 УПК РФ, где закреплены основания отстранения законного представителя от участия в уголовном деле. В этом случае следователю разумнее привлечь в качестве законного представителя сотрудника органа опеки и попечительства.

Как уже было сказано, для эффективного производства следственных действий в отношении несовершеннолетних следователю необходимо запланировать и произвести приготовительные действия тактического и организационного характера. Например, существенное значение при подготовке к проведению следственных действий с несовершеннолетними имеет выяснение личности несовершеннолетнего, его родителей и круга его общения. С этой целью необходимо допросить классного руководителя несовершеннолетнего, других учителей, соседей по месту жительства, также необходимо приобщать к материалам уголовного дела информацию из подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о том, состоит ли данный несовершеннолетний на учете, как характеризуется.

Таким образом, общение следователя с несовершеннолетним помимо процессуальных должно включать и непроцессуальные формы, «основанные на знаниях психологических закономерностей межличностного взаимодействия и умении их использовать в процессуально регламентированной деятельности»[8].

Установление психологического контакта с несовершеннолетними допрашиваемыми сопряжено с особыми трудностями, обусловленными в первую очередь их возрастными и личностными особенностями.

Например, перед началом очной ставки следователю необходимо в обязательном порядке разъяснить участникам порядок проведения данного следственного действия, подчеркнув недопустимость и противозаконность давления на противоположную сторону. Характерно, что при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних и их законных представителей часто демонстрируется эмоциональность указанных лиц, которая сопровождается попытками вмешательства в ход следственного

 

действия, высказываниями личного мнения по поводу задаваемых вопросов и самих показаний допрашиваемых. Для предупреждения такого поведения еще до начала производства следственного действия следователю необходимо провести разъяснительную работу. А в ходе самого следственного действия для пресечения указанных действий высказать замечания с дальнейшим внесением их в протокол следственного действия.

Очная ставка, проводимая между несовершеннолетними, в

большинстве случаев позволяет устранить сомнения, имеющиеся в материалах уголовного дела. Подростки при даче показаний принимают активное участие, проявляют эмоциональность и несдержанность, что способствует даче правдивых показаний. Например, следователем территориального следственного органа Следственного комитета РФ было возбуждено уголовное дело в отношении двоих несовершеннолетних А. и В., совершивших угон автомашины «Фольксваген Туарег» с парковки одного из торгово-развлекательных комплексов. В ходе допросов оба несовершеннолетних утверждали, что они вместе решили завладеть автомашиной для того, чтобы покататься, не преследуя цели хищения. Однако в их показаниях имелись противоречия по поводу того, кто именно из них первым сел за руль автомашины и тронулся с места ее парковки, а также, кто не справившись с управлением, совершил столкновение с автобусом, после чего скрылся. Каждый из подозреваемых утверждал, что за рулем был не он. В ходе проведения очной ставки следователь совместно с защитником разъяснил подозреваемым, что данные обстоятельства не влияют на квалификацию их действий и что в любом случае их действия будут квалифицироваться как угон, совершенный группой лиц по предварительному сговору, и что на размере наказания данный факт не отразится. В результате очной ставки было установлено, что в момент, когда они тронулись на автомашине, за рулем находился А., а в момент столкновения с автобусом за рулем находился В.

Таким образом, правильная тактика проведения допроса и очной ставки позволяет следователю добиться положительных результатов, имеющих значение для расследования уголовного дела.

Перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого необходимо объяснить ему, что его показания лягут в основу обвинения, при этом своими словами следователь должен, не запугивая, разъяснить положения уголовного закона, назвать для сравнения санкции его норм,

предусматривающие меру ответственности за инкриминируемые деяния.

Участие несовершеннолетнего в производстве названных следственных действий аналогично производству допроса, содержит в себе элементы допроса и, следовательно, должно производиться по правилам, установленным для него.

Несомненную важность представляет участие законных

представителей в производстве следственных действий. УПК РФ закрепляет права и обязанности законного представителя несовершеннолетнего. В п. 4

 

ст. 426 УПК РФ закреплено право законного представителя знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он участвовал, если есть необходимость делать замечания о полноте и правильности сделанных в них записей. Несмотря на наличие такого полномочия, имеется и некоторая неконкретность в его изложении, что отрицательно сказывается на его реализации. Законодатель не уточняет, что представляет собой письменное замечание, куда именно оно заносится, как будет влиять на дальнейшее расследование и т.п. Более того, данная норма схожа с положением ч. 5 ст. 241 УПК РФ о том, что лица, которые присутствуют в открытом судебном заседании, вправе вести письменную запись его хода.

При производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего присутствуют также понятые, т.е. не заинтересованные в уголовном деле лица, привлекаемые для удостоверения факта проведения следственного действия и его содержания, хода и результатов. Участие понятых в производстве следственных действий в отношении

несовершеннолетних обеспечивается в общем порядке. Законодатель устанавливает обязательные случаи участия понятых при производстве следственных действий. К ним относятся обыск, личный обыск, предъявление для опознания и выемка электронных носителей информации.

При организации и планировании производства следственных действий следователю необходимо учитывать рабочие вопросы, связанные с присутствием понятых. Их участие может негативно отразиться на результатах производства того или иного следственного действия, производимого с участием несовершеннолетнего. Сказанное обусловлено тем, что для подростков характерна повышенная эмоциональная возбудимость, быстрая смена настроения и форм поведения[9]. Так, при первоначальном допросе несовершеннолетнего присутствует защитник, законный представитель, педагог. В процессе дальнейшего расследования лица, присутствующие при проведении первоначальных следственных действий, уже знакомы несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), он освоился в их компании, не стесняется и доверяет им и их присутствие в ходе последующих следственных действий снимает его эмоциональную неустойчивость.

На практике при проведении проверки показаний на месте либо следственного эксперимента зачастую привлекаются понятые. Для несовершеннолетнего это незнакомые люди, и, следовательно, их участие может по-разному повлиять на него. Он может замкнуться в себе, и чувство стеснения воспрепятствует детальному изложению обстоятельств совершения преступления.

При проведении указанных следственных действий с участием

 

несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) присутствуют защитник, законный представитель, педагог и др., которые, по сути, выполняют функции понятых, т.е. удостоверяют факт производства следственного действия, а также его содержание, ход и результаты. Кроме того, и следственный эксперимент, и проверка показаний на месте, как правило, производятся с применением технических средств фиксации. Из этого следует, что присутствие понятых при проведении указанных следственных действий с участием несовершеннолетних нежелательно и нецелесообразно.

Таким образом, субъектный состав производства следственных действий с участием несовершеннолетних является одним из основных элементов организации и планирования производства расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними. При производстве следственных действий с участием несовершеннолетних наряду с защитником, законными представителями, понятыми, специалистами вправе также участвовать педагог (психолог). А точнее, до достижения несовершеннолетним шестнадцатилетнего возраста участие педагога обязательно, а с шестнадцати до восемнадцати лет такое участие возможно по усмотрению следователя.

Особого внимания при планировании и организации следственных действий с участием несовершеннолетних заслуживает назначение и производство судебных экспертиз.

В ходе производства предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних возможно назначить множество судебных экспертиз. Особое место среди них занимает производство психолого-психиатрической экспертизы.

При назначении психолого-психиатрической экспертизы следователем часто не конкретизируется предмет исследования и его объем. Встречаются случаи, когда эксперт устанавливает не индивидуально-психологические особенности преступника (как заявлено), а дает оценку его личности, проистекающую исключительно из совершенного преступления (этому человеку присущи жестокость, агрессивность, грубость, злобность, цинизм, наглость)[10].

Объектом судебно-психологической экспертизы являются не показания, а индивидуальные особенности протекания психических процессов у лица, дающего показания (несовершеннолетнего обвиняемого) и влияние этих особенностей на адекватность восприятия и воспроизведения им того или иного явления. Иными словами, не существует экспертизы показаний, а есть экспертиза способности давать показания, она проводится в отношении дающего показания лица и предполагает обязательное его очное освидетельствование. Эксперт не оценивает достоверность показаний, а решает вопрос об объективной возможности того или иного лица адекватно

 

отражать факты, интересующие органы следствия[11].

К основным ошибкам, допускаемым при назначении судебнопсихологической экспертизы в отношении несовершеннолетних и подготовке материалов, относятся следующие:

ошибки, связанные с неправильной постановкой вопросов. На разрешение выносятся вопросы, выходящие за пределы специальных знаний эксперта и компетенции судебной психологической экспертизы. Например, вопросы правового характера - о достоверности показаний несовершеннолетнего, мотивах преступления, жестокости преступления, добровольности вступления в половую связь, моральном вреде и его размере, оскорблении, порядке общения ребенка с отдельно проживающим родителем и др.; вопросы, требующие морально-нравственной оценки личности несовершеннолетнего или его поступков - о лживости, аморальности и др.;

ошибки, связанные с выбором вида назначаемой экспертизы. Обычно это касается выбора вида и формы экспертизы - психиатрической, психологической и комплексной психолого-психиатрической[12] либо

^ ^3

психолого-педагогической или медико-психолого-педагогической[13].

Наименование психолого-педагогической экспертизы по таким делам некорректно. Заблуждение о наименовании, вероятно, возникло в связи с тем, что в психологии существует такая отрасль, как педагогическая психология и квалификация педагог-психолог. Наименование «психологическая экспертиза» в этом случае является более общим, как и в других случаях, по отношению к своим различным видам. Для педагога предмета исследования в такой экспертизе нет. Все вопросы, разрешение которых может помочь суду в принятии решения по делу, находятся в компетенции психолога- эксперта, т.е. специалиста с многопрофильной подготовкой по психологической экспертизе;

ошибки, связанные с выбором эксперта. В первую очередь это поручение экспертизы некомпетентному специалисту, в том числе поручение экспертизы лицам, не имеющим соответствующего специального образования и дополнительной подготовки по судебной психологической экспертизе, не имеющим никакого представления о судебной психологической экспертизе, ее задачах, предмете, юридическом значении заключения. Случается, что экспертиза поручается специалисту, научные и практические интересы которого находятся в иной отрасли психологии и который не обладает необходимыми знаниями и опытом в области клинической психологии, психологии развития, детской психологии;

ошибки, связанные с подготовкой материалов для исследования. Правильная подготовка материалов к исследованию во многом является залогом успешного решения экспертом поставленных задач, проведения качественного исследования, достоверности результатов. Бывает, что экспертиза назначается слишком рано, на начальном этапе предварительного следствия, когда в деле не имеется необходимых сведений о случившемся, о несовершеннолетнем подэкспертном, ситуации и другой важной информации. В других случаях, напротив, экспертиза назначается с запозданием (например, в отношении малолетних свидетелей и потерпевших, их способности давать показания).

Судебно-психологические экспертизы в отношении

несовершеннолетних проводятся преимущественно амбулаторно. Однако это не исключает принципиальной возможности проведения в случае необходимости стационарной экспертизы. Как и любая экспертиза, судебно- психологическая экспертиза может проводиться как одним специалистом, так и несколькими специалистами комиссионно. На производство этого вида экспертизы распространяются все требования УПК РФ, как и в отношении других видов экспертиз.

В психологической литературе даются рекомендации о том, что заключения экспертов должны быть краткими, четкими и не допускать двусмысленных или неопределенных выводов, на что защитникам также необходимо обращать внимание при ознакомлении с заключениями экспертов и их оценке. Как и любое заключение экспертов, акт судебнопсихологической экспертизы несовершеннолетнего не имеет заранее установленной силы и оценивается наряду с другими доказательствами по уголовному делу.

Как ранее упоминалось, назначение судебной экспертизы в ходе предварительного следствия обязательно, если следует установить возраст несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, которые подтверждают его возраст, отсутствуют.

Таким образом, закон при наличии определенных оснований (ст. 196 УПК РФ) предусматривает обязательное назначение и проведение следующих видов экспертиз:

судебно-медицинской;

судебно-психиатрической;

судебно-психологической (или комплексной психологопсихиатрической) с привлечением соответствующих специалистов: медиков, психологов, психиатров.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза - это исследования, затрагивающие пограничные между психологией и психиатрией проблемы. Особенностью этого вида экспертизы является применение специфических методов, сложившихся в психологии и психиатрии, интеграция данных психологического и психиатрического исследования.

К задачам судебно-психологической экспертизы относятся:

Установление способности психически здоровых

несовершеннолетних обвиняемых воспринимать обстоятельства, которые имеют значение для уголовного дела, и давать о них объективные показания.

Поводами назначения психологической экспертизы служат сведения о несовершеннолетнем возрасте, невысоком интеллектуальном уровне, условиях восприятия; несоответствие показаний несовершеннолетнего другим полученным данным (некоторые люди, преимущественно дети и подростки, обладают особой формой памяти - эйдетической, которая позволяет им с абсолютной точностью воспроизводить воспринятую ранее информацию, вследствие чего их показания могут вызвать недоверие в силу исключительной детализированности).

Перечень предложенных вопросов - не исчерпывающий и по каждому конкретному делу зависит от обстоятельств, подлежащих установлению и экспертной оценке.

Установление способности несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), которые отстают в психическом развитии, всецело осознавать значение собственных действий и определение степени их способности руководить личными действиями.

Особенности судопроизводства в отношении несовершеннолетних выражаются также в наличии дополнительных (специальных) участников судопроизводства. Наряду с законным представителем, социальным работником к ним относятся педагог и психолог.

Педагог или психолог является обязательным участником уголовного судопроизводства при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними.

При планировании, организации и производстве следственных действий с участием несовершеннолетних должностные лица часто неправильно понимают цели, задачи и порядок обеспечения участия педагога (психолога) в уголовном процессе. Например, следователи в ряде случаев не называют или не разъясняют педагогам задачи и цели их вызова либо разъясняют их неправильно. В итоге участие педагога в процессе получает формальный характер и педагоги в целом присутствуют как понятые.

Приведенные точки зрения наглядно показывают различия в подходах к пониманию цели и задач педагога, участвующего в производстве следственного действия с участием несовершеннолетнего.

Закон не дает ответа на вопрос о том, кто может быть привлечен в качестве педагога? Поэтому на практике следователь или суд привлекают любого педагога или психолога. Следует добавить, что законодательно до конца не конкретизирован и вопрос о том, в каком случае привлекать педагога, а в каком - психолога.

По мнению ученых-процессуалистов, в УПК РФ должна быть закреплена самостоятельная статья, которая регламентировала бы процессуальное положение или статус педагога, психолога при производстве не только допроса, но и любых следственных действий, проводимых с участием несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. Но следует признать, что педагог (психолог) не идентичен при этом такому участнику процесса, как специалист. Несмотря на то, что эти понятия близки, у них различаются цели, задачи, порядок участия в судопроизводстве, а также их процессуальный статус. Например, если главная цель специалиста в ходе уголовного судопроизводства заключается в содействии следствию или суду, то цель педагога - это прежде всего обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном процессе.

По мнению одних ученых, педагог, психолог, психиатр и иное лицо, участвующее в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по приглашению следователя, является специалистом и обладает соответствующими правами и обязанностями[14], другие утверждают, что независимо от особенностей участия «педагог (психолог) наряду со специалистом является самостоятельным участником уголовного судопроизводства»[15].

Если в ст. 191 УПК РФ лишь упоминается участие педагога в допросе несовершеннолетнего на стадии предварительного следствия, без указания на его процессуальный статус, то в ходе судебного разбирательства норма ст. 280 УПК РФ обязывает председательствующего судью разъяснить педагогу его права. Педагог наделяется правом задавать несовершеннолетнему вопросы. Если же допрашивается несовершеннолетний подсудимый, то педагог также вправе не только знакомиться с протоколом допроса, но и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

По причине того, что в законе нет упоминания об обязанностях педагога или психолога и их ответственности, в юридической литературе предлагаются различные классификации прав и обязанностей педагога (психолога). Наиболее удачной выглядит классификация, предложенная С.В. Тетюевым. По его мнению, к правам педагога или психолога, участвующего в производстве следственных действий, необходимо отнести следующие:

Право знать, с какой целью педагог (психолог) вызван для участия в следственном действии и какие перед ним стоят задачи.

Право отказаться от участия в уголовном судопроизводстве по причине некомпетентности.

Право знакомиться с материалами уголовного дела,

 

характеризующими личность несовершеннолетнего, до начала производства следственного действия.

Право задавать вопросы несовершеннолетнему допрашиваемому с разрешения следователя или суда.

Право заявлять ходатайства, которые связаны с тем, чтобы не допустить негативного воздействия на несовершеннолетнего со стороны участников уголовного судопроизводства и сложившейся обстановки предварительного следствия и суда.

Право знакомиться с протоколом следственного действия и при необходимости делать письменные замечания о правильности или полноте сделанных в нем записей.

Право приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя, ограничивающие его права. Данное право является надежной гарантией реализации других процессуальных прав педагога и обеспечения законности процессуальных действий должностных лиц.

Право получать возмещение всех расходов, связанных с участием в ходе предварительного следствия[16].

На практике следователь сталкивается с проблемами организационного характера, связанными с обеспечением участия педагога или психолога в производстве предварительного следствия. Указанные проблемы обусловлены высокой рабочей загруженностью педагога, отсутствием социальных гарантий при привлечении его в уголовное судопроизводство и т.п. Полагаем, если законодатель будет гарантировать возмещение педагогу всех понесенных им при отвлечении от основной работы расходов, то данная проблема может быть частична устранена.

К обязанностям педагога (психолога), принимающего участие в предварительном следствии, следует отнести:

Обязанность педагога или психолога оказывать содействие следователю и суду в получении полных и достоверных показаний несовершеннолетнего обвиняемого.

Обязанность удостоверить факт и порядок проведения следственного действия путем подписания протокола.

Обязанность являться для участия во всех следственных действиях. Чтобы поддерживать психологический контакт с несовершеннолетним, желательно участие одного и того же педагога в производстве как первоначального допроса, так и повторного.

Обязанность не разглашать данные предварительного расследования. Об этом следователь должен заранее предупредить педагога в порядке, регламентированном ст. 161 УПК РФ.

УПК РФ содержит нормы об обязательном участии защитника при производстве по делам несовершеннолетних, т.е. если защитник не

 

приглашен самим несовершеннолетним, то его участие независимо от волеизъявления несовершеннолетнего или его законных представителей обеспечивается следователем или судом. Для обеспечения процессуальных прав и законных интересов УПК РФ закрепляет императивное положение о приглашении разных защитников в случае осуществления уголовного преследования одновременно как в отношении несовершеннолетнего, так и взрослого.

В качестве защитника вправе выступить лицо, которое осуществляет защиту прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) и оказывает им квалифицированную помощь. Защитниками в уголовном процессе, прежде всего, могут быть адвокаты. Особенности их деятельности наряду с УПК РФ регламентируются также Федеральным законом от 31.05.2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[17].

Производство по делам несовершеннолетних должно предполагать эффективный механизм их повышенной защиты[18]. В частности, именно этим объясняется законодательное предусмотрение по данной категории дел двойного представительства.

Остановимся только на основных моментах, которые порождаются его двойным характером и входят в структуру организации и планирования производства следственных действий: адвокат-защитник как субъект уголовного судопроизводства, обеспечивающий охрану прав и законных интересов несовершеннолетнего; соотношение процессуальных функций адвоката-защитника и законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Законодатель не вводит каких-либо дополнительных требований к лицу, выполняющему функции защиты несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве. Поэтому на практике в подавляющем большинстве случаев в качестве защитников несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых допускаются только адвокаты-защитники. Уголовнопроцессуальное законодательство гипотетически предусматривает возможность допуска по постановлению или определению суда наряду с адвокатом одного из близких родственников несовершеннолетнего обвиняемого или другого лица по ходатайству самого обвиняемого. Однако механизм реализации функций защиты таким непрофессиональным защитником в отношении несовершеннолетнего видится нам недостаточно эффективным по ряду причин.

Во-первых, в соответствии с нормами действующего законодательства такой непрофессиональный защитник может появиться как процессуальная фигура только на стадии судебного производства. То есть на стадии досудебного производства защиту несовершеннолетнего подозреваемого или

 

обвиняемого могут осуществлять только лица, обладающие статусом адвоката. Получается, что близкий родственник или иное лицо, заинтересованное в осуществлении защиты несовершеннолетнего обвиняемого могут быть введены в процесс только судом и только по его усмотрению, что ведет к существенному сужению процессуального статуса такого защитника. Кроме того, при производстве по делам

несовершеннолетних изначально предусмотрено двойное представительство его интересов: защитником и законным представителем. Введение дополнительной процессуальной фигуры законного представителя может способствовать улучшению механизма защиты несовершеннолетних обвиняемых и подсудимых. Очевидно, что законный представитель призван участвовать в уголовном деле наряду с защитником, а не вместо него. Процессуальная замена названных субъектов не представляется возможной, поскольку в постановлении Пленума ВС РФ от 5 марта 2004 г. № 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» разъясняется, что в соответствии с ч. 2 ст. 49 УПК РФ один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого он ходатайствует, может допускаться судом в качестве защитника только наряду с адвокатом-защитником, принятие отказа от адвоката влечет за собой и прекращение участия в деле этого лица. Исключением является производство у мирового судьи.

Во-вторых, привлечение близкого родственника или иного лица в качестве защитника возможно при условии, что эти лица должны быть способны оказывать несовершеннолетнему обвиняемому именно юридическую помощь (ч. 2 ст. 49 УПК РФ).

Заслуживает внимания и проблема соотношения интересов защитника и законного представителя. Традиционно принято считать, что двойное представительство служит наилучшему обеспечению интересов

несовершеннолетнего. По мнению А.С. Ландо, действия законного представителя не связаны волей несовершеннолетнего обвиняемого и осуществляются как в его интересах, так и в интересах самого представителя[19]. Полагаем, что это обусловлено тем, что интересы законного представителя могут вступать в существенные противоречия с интересами несовершеннолетнего обвиняемого в части его надлежащего воспитания, т.е. законный представитель умышленно или неумышленно может оказать противодействие предварительному расследованию с целью уклонения от возможной ответственности.

Особенности участия защитника обуславливаются предметом

доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних. Например, сбор дополнительных сведений о возрасте несовершеннолетнего, условиях его жизни и воспитания, особенностях личности несовершеннолетнего обвиняемого требует производства дополнительных процессуальных действий, истребования документов, назначения экспертных исследований и т.п. К сожалению, заложенный в законодательстве механизм доказывания по делам несовершеннолетних в недостаточной степени ориентирован на обеспечение производства процессуальных действий защитником. Это необходимо также для скорейшего производства уголовного дела с участием несовершеннолетнего.

Международные стандарты также нацеливают на скорейшее производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Например, как указано в п. 20.1 Пекинских правил, судопроизводство в отношении несовершеннолетних должно быть быстрым и осуществляемым без задержек. Поэтому наряду с адвокатами-защитниками законные представители также могут собирать и представлять сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего.

Следует помнить, что с момента допуска к участию в деле адвокат- защитник приобретает не только предусмотренные права, но и, прежде всего, обязанности по использованию всех указанных в законе средств и способов защиты в целях выявления и установления обстоятельств, оправдывающих несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, смягчающих их ответственность, оказанию им необходимой юридической помощи.

Изучение материалов дела и беседа с несовершеннолетним подзащитным - важная стадия работы защитника, по существу, на этой стадии должна быть выработана позиция по делу.

При изучении материалов дела защитник должен, прежде всего, исходить из требований ст. ст. 73 и 421 УПК РФ о круге обстоятельств, которые должны быть доказаны по делу (время, место, способ совершения преступления, точный возраст, характерные черты личности и состояние здоровья, условия жизни и воспитания, наличие или отсутствие взрослых подстрекателей, вина, мотив и другие имеющие значение для уголовного дела обстоятельства).

Исходя из содержания указанных норм, в досье адвоката должны найти отражение все сведения, относящиеся к предмету доказывания. Выписки должны быть исчерпывающими, позволяющими свободно ориентироваться в материалах дела как на предварительном следствии, так и в суде.

По результатам изучения дела защитник должен разъяснить несовершеннолетнему сущность предъявленного тому обвинения и доказательственную значимость собранных по делу материалов. При этом, как представляется, защитник не вправе навязывать подростку признание или непризнание вины. Беседу с подростком необходимо использовать для установления с ним психологического контакта, отношений доверия, выявления объективных сведений об условиях жизни и воспитания, учебе в школе, отношении к родителям, наличии заболеваний и т.п.

Следует помнить о нравственно-этической и воспитательной стороне взаимоотношений защитника и несовершеннолетнего обвиняемого. Психологический контакт с подростком, как представляется, должен быть установлен так, чтобы он, видя настоящую заинтересованность защитника в своей судьбе, доверяя ему, в то же время знал и ощущал, что совершенное им преступление морально осуждается и его защитником.

При необходимости сведения о личности подростка можно получить при беседе с родителями или заменяющими их лицами или представителями органов опеки и попечительства. Если в результате изучения материалов дела и беседы с подростком и его родными возникает необходимость в истребовании дополнительных данных, то, используя положения ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», адвокат-защитник может путем направления запросов получить сведения от соответствующих организаций, учреждений, предприятий или иных структур.

В зависимости от анализа и оценки изученных материалов дела в отношении несовершеннолетнего адвокатом-защитником могут быть заявлены различные ходатайства, в том числе:

о прекращении дела в целом или части;

об истребовании дополнительных доказательств;

о проведении дополнительных следственных действий;

о назначении различных видов экспертиз;

о переквалификации деяния;

об изменении меры пресечения и других мер процессуального принуждения в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Одной из особенностей деятельности защитника по делам несовершеннолетних является четкая формулировка позиции в отношении избранной подростку меры пресечения. Согласно действующему законодательству (ст. 108 УПК РФ) и руководящим разъяснениям Пленума ВС РФ избрание в отношении несовершеннолетнего в качестве меры пресечения содержания под стражей правомерно лишь в исключительных случаях, обусловленных тяжестью совершенного подростком преступления, и при наличии оснований, предусмотренных в статьях 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ. Поэтому защитнику следует в каждом конкретном случае, исходя из материалов дела в их совокупности, возраста и состояния здоровья подростков и других заслуживающих внимания обстоятельств, ставить вопрос и добиваться отмены необоснованно избранной в отношении их меры пресечения в виде содержания под стражей, имея в виду, что необоснованное и не вызванное необходимостью изолирование может привести к неблагоприятным для подростка и интересов законности последствиям, к искусственному извращению целей, стоящих перед уголовным судопроизводством, и сведению на нет воспитательного воздействия уголовного процесса.

Итогом работы защитника на предварительном следствии должна быть глубоко продуманная, основанная на материалах дела и положениях действующего законодательства, объективная и юридически грамотная позиция по делу, направленная на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних обвиняемых.

Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, как и любой принцип уголовного судопроизводства, имеет существенное значение для производства уголовного дела в отношении несовершеннолетнего. Законодатель признает значимость того факта, что несовершеннолетний, вовлеченный в сферу уголовного судопроизводства, как никто другой в силу возрастных особенностей нуждается в дополнительных гарантиях своих прав и законных интересов. Одной из законодательных гарантий охраны прав и законных интересов

несовершеннолетнего выступает обязательное участие в производстве по делам несовершеннолетних их законных представителей (ст. 48 УПК РФ).

Таким образом, одним из проявлений повышенного внимания к охране прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых является дополнительное представительство их интересов в уголовном процессе, т.е. одновременно в уголовном деле участвуют адвокат-защитник и законный представитель. Необходимо отметить, что согласно ч. 5 ст. 47 УПК РФ участие законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого в уголовном процессе не служит основанием для ограничения процессуальных прав несовершеннолетнего обвиняемого.

В теории уголовного процесса институт законного представительства определяется как система правоотношений между лицом, не обладающим полной уголовно-процессуальной дееспособностью, и лицом, специально указанным в законе, в рамках которых «происходит защита прав и законных интересов представляемого лица путем реализации собственных прав, присущих законному представителю, а также содействия в реализации прав и законных интересов представляемого»[20].

Законными представителями могут выступать: родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего, представители тех государственных учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, органы опеки и попечительства. Хотя данная норма ничего не говорит о законных представителях несовершеннолетнего свидетеля, следует отметить, что на практике они также принимают участие в ходе производства предварительного следствия.

Обеспечение участия законного представителя при производстве по делам несовершеннолетних является обязательным в силу ч. 3 ст. 16 УПК РФ. Процессуальное законодательство в специальной норме закрепляет основания участия законного представителя в ходе досудебного производства.

При этом в УПК РФ законный представитель относится к числу самостоятельных участников уголовного судопроизводства со стороны

защиты (ст. 48 УПК РФ). Анализ законодательного определения понятия законных представителей свидетельствует, что они могут представлять интересы также несовершеннолетних потерпевших (ч. 12 ст. 5, ч. 10 ст. 42 УПК РФ), соответственно, в данном случае законные представители будут являться участниками со стороны обвинения. Аналогичной самостоятельной нормы о законном представителе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля закон не содержит, что можно расценить как определенный законодательный пробел.

Если у несовершеннолетнего нет родителей или в отношении его не назначено опекунство или попечительство, то в качестве его законного представителя необходимо признать органы опеки и попечительства. Таким образом, исходя из смысла УПК РФ, перечень лиц, которые могут быть признаны законными представителями несовершеннолетних, является исчерпывающим.

На практике встречаются случаи, когда органы предварительного расследования и суды в нарушение требований п. 12 ст. 5 УПК РФ привлекают в качестве законных представителей (при отсутствии родителей) близких родственников несовершеннолетних, не назначенных надлежащим образом их опекунами или попечителями. Например, в ходе рассмотрения уголовного дела в отношении Х., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б, в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, судом в качестве законного представителя был признан его брат, который не является опекуном либо попечителем несовершеннолетнего подсудимого. Из протокола судебного заседания следует, что в судебном заседании сначала принимала участие законный представитель - мама несовершеннолетнего подсудимого Х., которая не явилась на следующее судебное заседание ввиду болезни, в связи с чем суд признал законным представителем брата подсудимого, что не соответствует требованиям закона. В данном случае суд мог допросить брата подсудимого в качестве свидетеля по обстоятельствам, характеризующим несовершеннолетнего, а неявка законного представителя не препятствовала продолжению судебного разбирательства.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (03.07.2017)
Просмотров: 252 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%