При производстве процессуальных действии с участием несовершеннолетнего существует определенная специфика в выборе тактических приемов и налаживании психологического контакта. Стоит отметить, что согласно п. 32 статьи 5 УПК РФ процессуальными действиями считаются следственное, судебное или иное действие, предусмотренное УПК РФ. В данной главе под понятием «процессуальные действия» мы в первую очередь подразумеваем производство следственных действий. А.П. Рыжков поясняет, что для того, чтобы действие могло именоваться процессуальным, недостаточно упоминания о нем в УПК. Действие становится уголовнопроцессуальным только после того, как процедура его осуществления будет детально регламентирована уголовно-процессуальным законом[1]. Наиболее четкое, на наш взгляд, определение следственных действий было дано А.А. Чувилевым и Т.Н. Добровольской, которые под ними понимали группу уголовно-процессуальных действий органа предварительного расследования, являющихся основными средствами установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела и характеризующихся детальной самостоятельной процедурой производства[2]. Согласно действующему Уголовнопроцессуальному кодексу следственными принято считать следующие процессуальные действия:
осмотр (ст. ст. 176 - 178, 180 УПК РФ);
эксгумацию (ст. ст. 178, 180 УПК РФ);
освидетельствование (ст. ст. 179, 180 УПК РФ);
следственный эксперимент (ст. 181 УПК РФ);
обыск (ст. ст. 182, 184 УПК РФ);
выемку (ст. 183 УПК РФ);
наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку (ст. 185 УПК РФ);
контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ);
получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1 УПК РФ);
допрос свидетеля, потерпевшего (ст. ст. 187 - 191 УПК РФ), подозреваемого (ч. 4 ст. 92 УПК РФ), обвиняемого (ст. ст. 173, 174 УПК РФ), эксперта (ст. 205 УПК РФ) и (или) специалиста (ч. 4 ст. 80 УПК РФ);
очную ставку (ст. 192 УПК РФ);
предъявление для опознания (ст. 193 УПК РФ);
проверку показаний на месте (ст. 194 УПК РФ);
производство судебной экспертизы (ст. ст. 195 - 201, 203, 204, 207 УПК РФ);
получение образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК
РФ);
наложение ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ)[3].
В данной главе мы выделим следственные действия, наиболее часто встречающиеся, в практической деятельности, при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетнего, и рассмотрим специфику производства тактических и психологических приемов при их осуществлении.
Приемы установления психологического контакта при профессиональном общении с несовершеннолетними.
Следователю необходимо владеть общими знаниями психологии общения, искусством перцепции - восприятия и понимания человека человеком, искусством коммуникации - обмена информацией, искусством влияния на собеседника. В этом аспекте психологически значимым является овладение техниками психологического контакта.
Существует множество способов начать беседу, но, как показала практика, имеется несколько приемов, позволяющих добиться желаемого результата в короткий срок.
Прием формирования эмоционально-положительной связи. Он заключается в установлении непринужденной неформально-деловой атмосферы общения с собеседником, в его «психологическом поглаживании». Практически его можно свести к выполнению в ходе общения шести правил, сформулированных американским специалистом в области общения Дейлом Карнеги:
• Искренне интересуйтесь другими людьми.
• Всегда улыбайтесь, когда позволяет обстановка.
• Помните, что имя человека - это самые сладостные и самые важные для него слова.
• Поощряйте других говорить о самих себе.
• Г оворите о том, что интересует вашего собеседника.
• Внушайте своему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне[4].
В результате применения этого приема реализуется схема взаимодействия с нашим партнером, основанная на социально
обусловленном, принятом «стандарте» разговора. Наша взаимная позиция с собеседником может характеризоваться в этом случае как «на равных».
Прием активизации взаимопонимания. Он тесно связан с первым и заключается в фиксировании темы разговора на круге вопросов, по которым, как мы полагаем, у нас с собеседником единая точка зрения. В ходе контакта мы демонстративно высказываем взгляды и мысли, совпадающие, по нашему мнению, со взглядами собеседника, оправдывая его ожидания. Чутко наблюдаем за его реакцией. При появлении первого же возражения, свидетельствующего о нашем неправильном представлении о взглядах собеседника, охотно принимаем его точку зрения. В разговоре неизменно подчеркиваем выявленное единство мнений по определенному кругу вопросов. Делаем акцент на устойчивости достигнутого согласия, взаимопонимания. В результате собеседник как бы «насыщается» согласием и, если наши действия были достаточно грамотными, он готов к продолжению разговора. Рассматривая контакт как договор о взаимодействии, можно сказать, что в этом случае мы безоговорочно принимаем условия нашего собеседника, по крайней мере, в самом начале нашего общения (так называемая позиция «снизу»). Прием активизации взаимопонимания практически всегда приводит к ожидаемому результату. Однако при его использовании мы должны постоянно помнить, что переигрывание, едва заметная фальшь в нашем поведении может привести к нежелательным результатам.
Прием «зацепки». В его основе лежит одна из важнейших потребностей человека - осуществление познавательной деятельности. Эта потребность свойственна всем людям, потому не существует каких-либо специфических условий для реализации данного приема. В начале контакта мы кратко излагаем ситуацию или проблему, увязываем ее с содержанием беседы и используем эту «зацепку» как исходную точку беседы. В этих целях следует использовать какое-то небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотичный случай или необычный вопрос. Данный прием не приводит к полному психологическому контакту и может использоваться только на его начальной стадии. В ходе реализации этого приема не предлагается конкретной схемы взаимодействия, дальнейшее развитие контакта носит вероятностный характер. Большое значение имеет правильный выбор нашего сообщения и его подача в разговоре. Оно должно быть действительно интересным для собеседника, ведь в начале контакта ему отводится пассивная роль слушателя.
Прием стимулирования игры воображения. Он предполагает постановку в начале беседы множества вопросов, которые связаны с планируемой темой беседы и поэтому могут заинтересовать нашего собеседника. Предполагается, что партнер по общению проявит интерес и захочет высказаться по одному из вопросов. Основным моментом, определяющим успех применения этого приема, является правильная оценка нашего собеседника. Хороших результатов мы можем достигнуть, имея дело с собеседником, отличающимся оптимизмом и трезвым взглядом на ситуацию. В определенном смысле рассматриваемый прием является развитием предыдущего. Однако в отличие от него мы имеем возможность немедленно узнать реакцию собеседника и, если он не проявит интереса, скорректировать вопросы, изменить их ориентацию в соответствии с желаниями нашего партнера по общению. Кроме того, ему отводится психологически оправданная и желаемая активная позиция. Схему взаимодействия в этом случае можно определить как «на равных». Мы предполагаем ряд вопросов, а собеседник имеет право выбора.
Прием «прямого подхода». При его использовании мы непосредственно переходим к делу без какого бы то ни было вступления. Схематично это выглядит следующим образом: вкратце сообщаем причины, которыми вызвано наше обращение, быстро переходим от общих вопросов к частным и приступаем к теме беседы. Этот прием «холоден» и рационален, имеет прямой характер и подходит прежде всего для кратковременных контактов. В его ходе реализуется позиция «сверху» по отношению к нашему собеседнику. Возможность установления контакта напрямую зависит от степени мотивации нашего обращения. Чаще всего прием «прямого подхода» используется нами в рамках побудительного и информационного видов профессионального общения.
Активное слушание как способ установления психологического контакта. Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку приводит к потере информации в его ходе (адресованной нам в той или иной форме) и, как следствие, к ошибкам и проблемам. Слушание - активный процесс в том смысле, что, во-первых, оно требует определенных усилий с нашей стороны и, во-вторых, мы часто делим с говорящим ответственность за общение. Слушание становится возможным вследствие различия скорости устной речи и умственной деятельности (внутренней речи) слушающего. Обычно люди говорят со скоростью близкой к 125 словам в минуту, хотя, как показали специальные исследования, мы можем воспринимать речь, произносимую в три-четыре раза быстрее обычной, т.е. до 400-500 слов в минуту[5]. Это различие может стать причиной невнимания. В то же время, как ни парадоксально, невнимательное слушание может быть следствием постоянной занятости собственной речью, если мы считаем важным только то, что говорим сами. Можно привести еще две причины, приводящие к сложности в общении, которые связаны с тем фактом, что мы не слушаем собеседника. Во-первых, многие считают процесс слушания простым молчанием и, во-вторых, часто в ходе общения мы чрезмерно заняты своими мыслями, переживаниями, проблемами и заботами.
В технике активного слушания обычно выделяют следующие компоненты: нерефлексивное, рефлексивное, эмпатическое.
Нерефлексивное слушание является первым и наиболее простым методом сохранения заинтересованности и внимания в процессе непосредственного профессионального общения. Этот простейший прием по существу состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В зависимости от обстановки в ходе нерефлексивного слушания должно быть выражено понимание, одобрение и поддержка.
Рефлексивное слушание выражается в установлении обратной связи с нашим партнером по общению, используемой для контроля точности восприятия услышанного.
Рассмотрим четыре вида рефлексивных ответов, которые являются слагаемыми техники рефлексивного слушания. Обычно они используются не самостоятельно, а в комбинации с другими.
Выяснение - это обращение к говорящему за уточнениями. Чтобы получить дополнительные факты или уточнить смысл отдельных высказываний, мы можем сказать примерно так: «Пожалуйста, уточните это». И хотя нет готовых рецептов, которые следует применять при формулировке выясняющих (уточняющих) вопросов, приведем в качестве примера некоторые из них: «Не повторите ли вы еще раз?», «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы это?». В этих же целях могут быть использованы и высказывания типа: «Я не понял», «Я не смог уловить ход вашей мысли». Можно использовать для этих целей и закрытые вопросы, если в ходе беседы по тактическим соображениям необходимо занять активную позицию.
Перефразирование, или, другими словами, формулировка высказанной собеседником мысли. Цель перефразирования в данном случае - собственная формулировка сообщения говорящего как средство проверки правильности восприятия. Перефразирование можно начать так: «Как я понял вас...», «Как я понимаю, вы говорите о ...», «По вашему мнению...», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь...». При перефразировании как средстве активного слушания важно выбирать главные существенные моменты беседы, иначе ответ вместо закрепления понимания может стать причиной путаницы.
Отражение чувств. Здесь акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на его «подтексте», переданном на языке невербального общения. В этом случае, если такой подтекст имеется, собеседник вольно или невольно наблюдает за нашей реакцией. Наш ответ, выраженный на языке чувств, должен последовать незамедлительно, что, конечно, требует значительных усилий с нашей стороны. Однако они оправданны - мы получаем расположение собеседника. Как бывает приятно, когда кто-либо понимает наши переживания и разделяет чувства, не обращая особого внимания на содержание нашей речи, существо которой имеет подчас второстепенное значение.
Резюме. Этот прием применим в продолжительных беседах, т.е. там, где перефразирование и отражение используются относительно редко.
Резюмирующие высказывания помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Они дают слушающему уверенность в точном восприятии сообщения говорящего и одновременно помогают последнему понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль.
В завершение нашего рассмотрения остановимся на технике эмпатического слушания. Оно отличается от рефлексивного и нерефлексивного установкой, а не приемами. Разница заключается в целях или намерениях. Если при использовании первых двух техник основной целью является осознание как можно точнее сообщения говорящего, т.е. значения его идей, переживаемых чувств, то цель эмпатического слушания - уловить эмоциональную окраску этих идей и их значение для другого человека. Мы как бы проникаем во внутренний мир человека, систему его ценностей. Наша задача - понять, что истинно означает высказанное сообщение и какие чувства испытывает собеседник. Это попытка понять мотивы поведения человека, не всегда ясные ему самому. В этом смысле эмпатическое слушание носит характер интимного общения. Эмпатическое слушание особенно ценно при устранении разногласий и урегулировании конфликтов. Наша готовность понимать доводы тех, с кем мы не согласны, демонстрация этого понимания часто помогают установить и поддерживать контакт в ситуациях, когда на первый взгляд это сделать невозможно.
Применение указанных психологических приемов позволяет быстро наладить психологический контакт с несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) и добиться цели производства следственного действия.
Некоторые психолого-тактические особенности производства процессуальных действий.
Успешное расследование уголовных дел по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, во многом зависит от установления психологического контакта с несовершеннолетним. Следователь должен преодолеть некоторое недоверие несовершеннолетнего к взрослым, тем более к сотруднику правоохранительных органов, поэтому его первоначальной задачей является установление психологического контакта с несовершеннолетним.
Среди основных тактических приемов, направленных на установление психологического контакта, можно выделить:
единоличное расследование уголовного дела, без привлечения посторонних лиц и передачи уголовного дела другим следователям;
обязательное разъяснение несовершеннолетнему сути принимаемых решений, а также мотивов отказов в его просьбах или ходатайствах;
предельную честность по отношению к несовершеннолетнему, исполнение всех данных ему обещаний;
справедливость, сочетающуюся с требовательностью и принципиальностью;
осведомленность в близких несовершеннолетнему вопросах, будь то музыка, кино, игры, фильмы, спорт и т.д.
корректное обращение, без резкого тона, окриков, но при этом и без заигрывания с ним, излишних поблажек.
Важное значение имеет квалификация следователя и грамотность производства следственных действий.
Для построения эффективного общения следователь должен учитывать особенности психики несовершеннолетнего.
Можно выделить несколько основных видов поведения несовершеннолетнего и форм налаживания контакта с ними. Мы условно разделили их на три группы:
Застенчивость. Для застенчивых необходимо создать непринужденную атмосферу, предварительно побеседовав с ними на отвлеченную тему, например, про их увлечения.
Упрямство. Упрямым необходимо разъяснить важность взаимного доверия, которое будет способствовать расследованию и поиску смягчающих обстоятельств.
Дерзость, озлобленность. С дерзкими, раздражительными, озлобленными необходимо проявлять терпение, корректно пресекать развязное поведение, проявлять подчеркнуто вежливое обращение.
Некоторые особенности производства следственных действий по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними
Осмотр места происшествия.
Осмотр места происшествия является основным следственным действием на первоначальном этапе расследования преступления. О том, что преступление совершено именно несовершеннолетними, могут свидетельствовать особенности объектов места происшествия:
характер похищенного имущества: гаджеты, компьютерные диски, игровые приставки, спортивные товары, алкогольная продукция и т.д.
способ совершения преступления: проникновение через узкие отверстия, проникновение свободным доступом, следы взлома, свидетельствующие об отсутствии профессиональных навыков;
присутствие следов субкультуры несовершеннолетних - надписи, выполненные на стенах, как правило, на небольшой высоте;
следы циничных действий: порча имущества, следы экскрементов и т.д.
При этом ряд обстоятельств, обнаруженных в ходе осмотра места происшествия, может свидетельствовать о соучастии в преступлении взрослого. Среди них можно выделить следующее:
хищение громоздких предметов, которые несовершеннолетний не в состоянии вынести сам;
тщательность организации преступления;
наличие крупных следов обуви;
нетипичные для несовершеннолетнего вещи, оставленные на месте происшествия;
тщательность уничтожения следов преступления.
Производство обыска.
При производстве обыска по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, важное значение имеет подготовительный этап. В рамках этого этапа следователь должен получить максимум информации об объекте производства обыска. При этом необходимо выяснить не только сведения о квартире, где проживает несовершеннолетний, но также и о других объектах, находящихся в собственности у его семьи. К таким объектам можно отнести гараж, дачу, сарай, подвал и прочие постройки. Также следователь должен изучить местность, прилегающую к месту производства обыска, уделив внимание в первую очередь недостроенным объектам, а также места досуга несовершеннолетнего (компьютерные клубы, спортивные секции). В указанных объектах нередко несовершеннолетние хранят похищенное имущество, орудия преступления, запрещенные к употреблению вещества.
В объекты обыска необходимо включать не только названные помещения, но также и место учебы (работы) несовершеннолетнего, так как подростки нередко хранят там предметы, имеющие значение для расследования дела.
При производстве обыска необходимо пристально следить за поведением несовершеннолетних, так как они обладают меньшей психологической устойчивостью, чем взрослые, поэтому велика вероятность, что они своим поведением выдадут искомые предметы.
Необходимо обращать внимание не только на отыскиваемые предметы, но также и на другие объекты, которые помогут идентифицировать участие несовершеннолетнего в преступлении, одежду, обувь и т.п. Согласно ст. 421 УПК РФ следователь обязан установить условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности. В связи с этим необходимо в ходе обыска обращать внимание на предметы, дающие представление об условиях его жизни - количество носимых вещей, предметы досуга и отдыха, предметы, свидетельствующие об увлечениях подростка, и т.д.
Допрос.
Допрос является основным следственным действием, в рамках которого следователь получает информацию напрямую от субъекта, обладающего процессуально значимой информацией. Перед допросом несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) необходимо как можно тщательнее изучить личность несовершеннолетнего. Для этого зачастую необходимо предварительно допросить родителей, обучающих его педагогов, соседей. При этом важное значение для изучения личности несовершеннолетнего имеет анализ социальных сетей, в которых зарегистрирован несовершеннолетний. Он может дать следователю информацию о его увлечениях, круге друзей и т.д. Помимо этого при производстве дополнительных следственных действий можно изъять переписку несовершеннолетнего, выявив возможных соучастников, установить, где находился несовершеннолетний в момент совершения преступления и в какое время осуществлялся выход в интернет и т.д.
Существует определенная специфика допроса несовершеннолетнего подозреваемого, связанная в первую очередь с тем, что следователю необходимо суметь наладить первоначальный контакт с подростком. Несовершеннолетний подозреваемый, как правило, бывает напуган тем, что оказался в полиции, поэтому необходимо его подбодрить, разъяснить, что подозрение еще не означает виновности в преступлении. Также при налаживании контакта необходимо путем получения характеризующих несовершеннолетнего сведений (увлечения, интересы, образование и т.д.) определить примерный психотип несовершеннолетнего и в зависимости от него выбрать оптимальные тактические приемы допроса.
Среди основных тактических правил производства допроса несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) можно выделить главное - это создание атмосферы комфорта для допрашиваемого. Для этого необходимо отключить телефоны, закрыть двери и исключить любые другие внешние помехи.
К тактическим особенностям производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) необходимо относить следующие:
не выражать преждевременного недоверия к показаниям несовершеннолетнего, чтобы не вызвать отказ от дачи показаний;
настойчиво и твердо вести допрос, чтобы у несовершеннолетнего сложилось впечатление серьезности ситуации, при этом избегать уговоров и больше убеждать;
незамедлительно пресекать грубость и развязное поведение несовершеннолетнего;
попытаться найти смягчающие вину обстоятельства;
использовать противоречия с другими участниками преступления, например, воспроизводя эффект внезапного предъявления доказательств. При этом наиболее убедительными будут являться доказательства, полученные с применением технических средств;
убедить несовершеннолетнего в несостоятельности боязни мести со стороны соучастников преступления и в ошибочности ложного представления о дружбе;
в случае признания вины несовершеннолетним детализировать обстоятельства произошедшего с выяснением конкретной роли соучастников;
не затягивать время проведения допроса, так как несовершеннолетние быстро устают, что сказывается на достоверности показаний;
полученные показания лучше вносить в протокол по итогам допроса, чтобы не отвлекать несовершеннолетнего.
В отличие от несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) допрос несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) преследует в первую очередь цель установления объективных данных о событии преступления. В связи с этим можно выделить некоторые тактические особенности его производства:
разъяснить, какие обстоятельства интересуют следствие, и предложить изложить их в форме свободного рассказа;
использовать ассоциативные связи для оживления в памяти необходимых событий;
выделять источники сведений об излагаемых фактах;
выяснить, с кем несовершеннолетний беседовал до производства допроса, сообщал ли кому-либо, что выступал в качестве свидетеля (потерпевшего), с целью исключения воздействия на него взрослых лиц;
при допросе малолетних допрашивать обязательно в привычной для них обстановке.
Стоит учитывать, что потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении их процессуальных прав им указывается на необходимость говорить правду. В связи с этим при даче ложных показаний указанными лицами необходимо: вызвать чувство стыда, пробудить интерес к делу, предъявить имеющиеся доказательства, указать на противоречия в показаниях, заверить в обеспечении безопасности.
Если несовершеннолетний свидетель (потерпевший) достиг возраста уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, то следователю с целью получения достоверных показаний необходимо:
разъяснить все последствия дачи ложных показаний;
разъяснить негативные последствия преступления;
показать осведомленность о реальных событиях преступления;
продемонстрировать доказательства, свидетельствующие о ложности данных показаний;
активно использовать помощь имеющих влияние на несовершеннолетнего лиц - педагога и родителей.
Очная ставка.
В ходе расследования уголовного дела в отношении несовершеннолетнего иногда возникает необходимость проведения очной ставки. Некоторые практические сотрудники с сомнением относятся к целесообразности проведения данного следственного действия с участием несовершеннолетнего, в первую очередь аргументируя это тем, что данное следственное действие может привести к негативным последствиям, например, согласованию показаний между участниками очной ставки или возникновению конфликтной ситуации. Однако на практике нередко возникает ситуация, когда иными способами устранить противоречия не
представляется возможным. Как правило, противоречия в показаниях связаны с формированием ложного мнения, что несовершеннолетний будет выглядеть «предателем» в глазах сверстников, или боязнью мести со стороны изобличаемого или его родственников.
Целесообразно психологически подготовить несовершеннолетнего к данному следственному действию. В частности предупредить, что возможна попытка другого участника следственного действия принудить его отказаться от дачи показаний или взять вину на себя[6].
В связи с этим важное значение имеет исключение возможности сговора с другими участниками следственного действия, а также нейтрализация всех возможных угроз в адрес несовершеннолетнего.
Среди тактических приемов производства очной ставки можно выделить следующие:
при участии взрослого первым допрашивать несовершеннолетнего;
немедленно пресекать угрозы в отношении несовершеннолетнего, в случае их продолжения прекратить следственное действие;
первым всегда допрашивается лицо, давшее ранее наиболее полные показания.
Стоит учитывать, что в УПК РФ прямо не закреплена необходимость участия педагога (психолога) при производстве очной ставки с участием несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого). Однако мы считаем, что на производство данного следственного действия должны распространяться положения статьи 425 УПК РФ, так как предметом данного следственного действия так же являются показания несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого). Тем более, что статья 191 УПК РФ прямо указывает на необходимость участия педагога при производстве очной ставки с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 16 лет.
Таким образом, учет психологических особенностей несовершеннолетних и грамотное владение тактическими приемами проведения следственных действий с их участием являются необходимыми элементами успешного расследования уголовного дела.
[1] См.: Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 9-е изд., перераб. // СПС «КонсультантПлюс». 2014.
[2] См.: Чувилев А.А., Добровольская Т.Н. Особенности преподавания курса уголовного процесса в вузах МВД СССР. Вопросы методики чтения проблемных лекций по Особенной части: учебно-методический материал. М.: МВШМ МВД СССР, 1986. С. 3335.
[3] См.: Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 9-е изд., перераб. // СПС КонсультантПлюс. 2014.
[4] См.: Кораблев С.Е. Психология в деятельности сотрудников подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних: учебное пособие. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2009. С. 149.
[5] См.: Куницина В.Н. Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение - СПб.: Питер, 2001. С. 319.
[6] См.: Справочник следователя. Выпуск второй. М.: Юрид. лит., 1990. С.582.
112
|