Достаточно часто в практической деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возникают ситуации, требующие немедленного реагирования и совершения активных действий по защите прав и интересов ребенка из-за реально существующей угрозы его жизни или здоровью. Как правило, такие ситуации складываются вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями или лицами их заменяющими. Однако юридические процедуры лишения или ограничения родительских прав занимают значительный временной промежуток. Судебный порядок этих процедур рассчитан не на мобильную защиту прав и интересов ребенка, а на установление оснований применения семейно-правовых мер ответственности к родителям, пренебрегающим своими родительскими обязанностями, поскольку от правильной оценки представленных доказательств зависит, прекратятся ли правоотношения между родителями и детьми или они будут ограничены.
Оперативной мерой административного воздействия на родителей (одного из них) является изъятие ребенка из семьи с целью защиты его прав и интересов. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации (далее - СК РФ), отобрание ребенка у родителей возможно в следующих случаях:
при лишении родительских прав обоих родителей (п. 5 ст. 71 СК
РФ);
при ограничении родительских прав обоих родителей (п. 4 ст. 74 СК РФ);
если судом установлено, что ни родитель, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие (п. 2 ст. 68 СК РФ);
отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).
Первые три основания являются результатом судебного решения, в четвертом случае решение об отобрании ребенка из семьи осуществляется на основании акта органа исполнительной власти. Рассмотрим более подробно каждый из них.
Родители могут быть лишены судом родительских прав, если они:
Уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду.
Отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций.
Злоупотребляют своими родительскими правами. Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотических средств и т.п.
Жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).
Являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией. Хронический алкоголизм или заболевание родителей наркоманией должны быть подтверждены соответствующим медицинским заключением. Лишение родительских прав по этому основанию может быть произведено независимо от признания ответчика ограниченно дееспособным.
Совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Исходя из положения статей 69, 73 СК РФ не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие свои родительские обязанности вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от них не зависящим (например, психического расстройства или иного хронического заболевания, за исключением лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией). В указанных случаях, а также в случаях, когда при рассмотрении дела не будет установлено достаточных оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав, суд может вынести решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства, при условии, что оставление ребенка у родителей опасно для него (п. 2 ст. 73 СК РФ). В таком же порядке может быть разрешен вопрос об отобрании детей от усыновителей, если отсутствуют установленные законом (ст. 141 СК РФ) основания к отмене усыновления[1].
Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие), а также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.
При рассмотрении судом дел о возможности родителей (родителя) обеспечить надлежащее воспитание ребенка необходимо учитывать следующие обстоятельства:
что он имеет возможность создания ребенку необходимых условий для воспитания и развития, что у него имеются необходимые жилищные условия, достаточный заработок, предметы мебели и вещи для детей;
что он может и способен заниматься воспитанием ребенка;
что его нравственные и иные личные качества позволяют ему заниматься воспитанием ребенка, уделять необходимое время его нравственному и физическому развитию;
что отношения, существующие между ним и ребенком, хорошие, что он принимает меры по содержанию ребенка, учитывает интересы ребенка;
что ребенок привязан к нему и желает проживать с ним (учитывается мнение ребенка, достигшего 10-летнего возраста);
- что другой родитель по той или иной причине не сможет обеспечить достойные условия проживания и воспитания ребенка.
В соответствии со статьей 77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится[2]. Данная мера направлена исключительно на защиту прав ребенка путем отобрания его у родителей органом опеки и попечительства до принятия судебного решения о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.
Под непосредственной угрозой в теории и практике права понимается реальная, конкретная, существующая в данный момент угроза, которая может породить наступление общественно-опасных последствий в виде гибели человека или причинении вреда его здоровью.
Семейным кодексом не оговариваются условия, при которых может возникнуть угроза жизни или здоровью, но их характеристики закреплены законодателем в других отраслях права.
Так, в часть 1 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет здоровье - как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма[3].
В уголовном законодательстве, опасным для жизни или здоровья, признается причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего его кратковременное расстройство[4]. При этом нанесение побоев (физическая боль, ссадины, кровоподтеки, ушибы и т.п.) законодателем не расцениваются как причинение вреда здоровью.
Под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды[5].
Таким образом, под непосредственной угрозой жизни или здоровью следует понимать такое состояние ребенка, при котором реально может быть причинен легкий, средний или тяжкий вред здоровью или наступить его смерть, в случае невмешательства посторонних лиц. Например, отказ матери от кормления своего грудного ребенка, физическое или психическое истощение организма ребенка, приучение малолетних детей к употреблению алкогольной продукции или наркотическим средствам родителями, страдающими алкоголизмом или наркоманией. Возможны случаи, когда ребенок подвергается физическому насилию со стороны родителей или лиц, на попечении которых он находится. Совершенно очевидно, что все эти обстоятельства несут непосредственную угрозу жизни или здоровью ребенка.
Решение о немедленном отобрании ребенка принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на издание соответствующего акта, либо главой муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству.
Обращаем особое внимание на то, что отобрание ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, является исключительным правом органа опеки и попечительства, которое нельзя делегировать иным органам государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан:
Незамедлительно уведомить прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и контроль над своевременным последующим обращением органа опеки и попечительства в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав, об отобрании ребенка. Прокурор (или его заместитель) наделен правом вынесения протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации об устранении допущенных нарушений закона при принятии такого решения.
Обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
При немедленном отобрании ребенка у родителей (или лиц, их заменяющих) ребенок, как правило, нуждается в оказании ему медицинской и психологической помощи, поэтому он направляется в учреждение здравоохранения (социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный центр помощи детям либо другое специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - Закон об опеке и попечительстве)[6] в случаях, нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве). При этом лица, заменяющие ребенку родителей, имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи (пункт 4 статьи 65 СК РФ). Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании[7].
В случаях, когда угроза здоровью ребенка или его жизни проявляется настолько, что вред может наступить немедленно, работникам органов опеки и попечительства, правоохранительных органов, следует руководствоваться правилами о крайней необходимости, сразу произвести отобрание ребенка у родителей или лиц их заменяющих, не дожидаясь издания акта органа местного самоуправления. Изучение судебной практики показывает нам, что в целях исполнения требований законодательства, направленного на защиту детей и в целях устранения опасности, угрожающей их личности или здоровью, действуя в условиях крайней необходимости, должностные лица обязаны руководствоваться интересами детей, которых следует незамедлительно изолировать из выявленной неблагополучной среды их нахождения. Факт непосредственной угрозы жизни ребенка должен быть подтвержден доказательствами. Право органа опеки и попечительства на отобрание ребенка у его родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, представляет собой меру чрезвычайного и временного характера, проведение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств[8].
Статья 39 УК РФ определяет крайнюю необходимость - как ситуацию, при наступлении которой причиняется вред охраняемым уголовным законом интересам, для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами. Причиняемый вред, должен соответствовать характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась. Крайняя необходимость является обстоятельством, исключающим преступность деяния[9].
Аналогичное определение содержится в административном законодательстве, согласно статье 2.7 КоАП РФ, крайней необходимостью признается - причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом, интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред[10].
На случай обжалования данных действий, необходимо принять все возможные меры к обеспечению доказательств наличия непосредственной угрозы жизни или здоровью. Например, необходимо произвести следующие действия, направленные на собирание этих доказательств:
уведомить о происшествии в соответствии с законом прокурора;
опросить соседей, знакомых родителей или попечителей ребенка, иных лиц, посещавших место жительства ребенка, о фактах, ставших известных им, о наличии угрозы жизни или здоровью ребенка, о том, насколько надлежаще исполняли свои обязанности родители;
выяснить, как ребенок и его родители характеризуются лечащим врачом, а также по месту посещения дошкольного учреждения или школы;
доложить о происшествии руководству, провести обследование жилищно-бытовых условий места жительства ребенка;
произвести другие действия в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
При решении вопроса о целесообразности немедленного изъятия несовершеннолетнего из семьи, находящейся в социально опасном положении, должностным лицам следует принимать во внимание положения статьи 125 УК РФ, предусматривающие ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу, и был обязан иметь о нем заботу. В указанных случаях состояние опасности характеризуется интенсивным воздействием на организм потерпевшего факторов внешней среды либо патологических процессов, протекающих в организме самого потерпевшего (болезнь).
Обязанность иметь заботу о потерпевшем может устанавливаться: законом, подзаконным актом, договором, характером профессии, предшествующим поведением виновного. Так, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предоставляет субъектам профилактики широкий спектр полномочий по защите прав несовершеннолетних, предупреждению семейного неблагополучия, жестокого обращения с ними, своевременного обмена информацией о подростках, проживающих в социально неблагополучных семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации или опасном состоянии, и нуждающихся в государственной помощи[11].
Итак, специфика процедуры отобрания ребенка состоит в следующем.
Основанием применения данной меры является наличие реальной угрозы, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья. Это может выражаться в физическом, психологическом, психическом, сексуальном воздействии на ребенка.
Данная мера направлена на безотлагательное, оперативное вмешательство и устранение угрозы опасности для ребенка.
В соответствии с законом данная мера может быть применена не только к родителям, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок.
Решение об отобрании ребенка носит административный характер и принимается органом местного самоуправления. Название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) определяется Уставом муниципального образования.
Весьма специфичен и сам порядок принятия мер по отобранию ребенка:
во-первых, орган исполнительной власти субъекта РФ по результатам рассмотрения сообщения о наличии угрозы жизни или здоровью ребенка выносит соответствующий акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение);
во-вторых, на основании решения органа исполнительной власти осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства, который:
а) сразу после этого отбирает ребенка, о чем незамедлительно уведомляет прокурора (пункт 2 статьи 77 СК РФ), который при необходимости может возбудить уголовное дело в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно-опасное деяние;
б) временно устраивает ребенка у другого родителя, близких родственников, при их отсутствии в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям и в другие аналогичные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
в) в семидневный срок обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав, либо отмене усыновления (статьи 141, 142 СК РФ).
Если прокурор не согласен с отобранием ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, то в соответствии со ст. 28 Закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе вынести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;
6) Действия органов опеки и попечительства по отобранию ребенка могут быть обжалованы в судебном порядке родителями в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
В заключение необходимо отметить, что отобрание ребенка является крайней и оперативной мерой, для применения которой необходимо установление факта угрозы жизни или здоровью ребенка. Как следует из правовой позиции Европейского суда по правам человека, изложенной в п. 95 Постановления от 8 апреля 2004 г. по делу «Хазе (Haase) против Г ермании», сам по себе тот факт, что ребенок может быть помещен в более благоприятную для его воспитания среду, не оправдывает принудительные меры по отобранию его у биологических родителей; требуется наличие иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости такого вмешательства в право родителей на семейную жизнь вместе с их ребенком, закрепленное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод[12].
[1] О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 г. № 10 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1998. - № 7.
[2] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
[3] Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. № 48. - Ст. 6724.
[4] О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 г. № 29 (ред. от 03.03.2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003. - № 2.
[5] Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека : постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. № 522 / Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 35. - Ст. 4308.
[6] Об опеке и попечительстве : федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. - 2008. - № 17. - Ст. 1755.
[7] Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
[8] Постановление ФАС Уральского округа от 04.09.2006 № Ф09-7718/06-С1 по делу № А50-8596/06 // СПС КонсультантПлюс
[9] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
[10] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002 - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
[11] Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
[12] Постановление Европейского суда по правам человека от 8 апреля 2004 г. № 11057/02 // Бюллетень Европейского суда по правам человека. - 2004. - № 9.
|