Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями предусмотрена статьей 132 Конституции Российской Федерации[1], пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2].
На основании статьи 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств[3]. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
Таким образом:
полномочия по опеке и попечительству могут передаваться органам местного самоуправления всех видов муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Федеральным законом № 48-ФЗ, то есть соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
порядок передачи полномочий по опеке и попечительству должен устанавливаться законом субъекта Российской Федерации;
полномочия по опеке и попечительству передаются в полном
объеме.
Возможность разделения указанных полномочий между исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательно не предусмотрена[4].
Закон об опеке и попечительстве регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
В соответствии с действующим законодательством органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к полномочиям которых в том числе относятся: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; установление опеки или попечительства; представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных и пр.
Федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства.
Несомненный интерес представляет региональный опыт по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Так, в Тамбовской области на основании Закона от 10.05.2011 г. №2-З «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области»[5] действует система органов опеки и попечительства, в которую входят:
Органы исполнительной власти Тамбовской области, уполномоченные на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, определяемые постановлением администрации Тамбовской области. Структура органов исполнительной власти Тамбовской области в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется главой администрации Тамбовской области.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также при наделении их законами Тамбовской области отдельными государственными полномочиями в сфере организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае заключения договоров с органом опеки и попечительства осуществляют деятельность, направленную на обеспечение прав и свобод несовершеннолетних граждан, в том числе на обеспечение профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, всесторонней поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей, а также на обеспечение эффективной работы органов опеки и попечительства в Тамбовской области.
Задачами органов опеки и попечительства Тамбовской области являются:
государственная защита прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, на территории Тамбовской области;
надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которых проживают несовершеннолетние граждане;
контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом несовершеннолетних, находящихся под опекой и попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
создание необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;
обеспечение гарантий имущественных прав подопечных, в том числе недопущение совершения сделок, ухудшающих их имущественное положение.
В перечне полномочий органов опеки и попечительства Тамбовской области необходимо выделить некоторые, относящиеся к исследуемой теме:
- при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка производят немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится на основании соответствующего акта в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
- подготавливают материалы, касающиеся обращения в суды с заявлениями о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным, об отмене усыновления, об отобрании ребенка, если лицо, отстраненное от обязанностей по опеке или попечительству, отказывается передать ребенка органу опеки и попечительства, и в других случаях в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
- обращаются в суды с заявлениями о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным, об отмене усыновления, об отобрании ребенка, если лицо, отстраненное от обязанностей по опеке или попечительству, отказывается передать ребенка органу опеки и попечительства, и в других случаях в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
- участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей, в том числе проводят обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представляют суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.
Закон Тамбовской области от 27.12.2007 г. №334-3 «О наделении администраций городских округов, муниципальных районов Тамбовской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан в статье 1 пункте 28 определяет, в том числе, государственные полномочия, связанные с немедленным отобранием ребенка у родителей или лиц, на попечение которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью[6]. Администрации городских округов и муниципальных районов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.
Постановление администрации Тамбовской области от 02.06.2011 №14 «Об определении исполнительного органа государственной власти Тамбовской области, уполномоченного на осуществление действий, направленных на реализацию полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»[7] таковым органом определено управление образования и науки Тамбовской области.
Решением Тамбовской городской Думы от 26.03.2008 г. № 607 утверждено Положение об управлении опеки и попечительства администрации города Тамбова[8]. В соответствии с основными задачами Управление выполняет, в том числе следующие функции:
1) при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка производит немедленное отобрание ребенка у родителей или лиц, на попечении которых он находится, на основании соответствующего акта и в
порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;
участвует в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;
рассматривает обращения, заявления и жалобы по вопросам опеки и попечительства и принимает по ним необходимые меры и пр.
С целью повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в городе Тамбове были разработаны и утверждены Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и организации работы по выведению семьи из социально опасного положения и Соглашение со всеми заинтересованными структурами.
Таким образом, в заключение необходимо сделать ряд выводов. При отсутствии в субъекте органов опеки и попечительства соответствующие функции должны возлагаться на органы местного самоуправления. Анализ законодательства Тамбовской области в сфере организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних позволяет сделать вывод о наличии достаточно обширных полномочий органов опеки и попечительства по отобранию детей из неблагополучных семей, при соблюдении всех условий, установленных действующим российским законодательством.
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - Т 31. - Ст. 4398.
[2] Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
[3] Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. - 2008. - № 17. - Ст. 1755.
[4] О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних: письмо Минобрнауки РФ от 31.08.2010 № 06-364 // Вестник образования. - 2010. - № 19.
[5] Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области: закон Тамбовской области от 10.05.2011 №2-З [Электронный ресурс] http://www.ikst.ru/consultant/.
[6] О наделении администраций городских округов, муниципальных районов Тамбовской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан: Закон Тамбовской области от 27.12.2007 г. №334-3 // [электронный ресурс] http://www.ikst.ru/consultant/.
[7] Об определении исполнительного органа государственной власти Тамбовской области, уполномоченного на осуществление действий, направленных на реализацию полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних: Постановление администрации Тамбовской области от 02.06.2011 №14 // [электронный ресурс] http://www.ikst.ru/consultant/.
[8] Положение об управлении опеки и попечительства администрации города Тамбова: решение Тамбовской городской Думы от 26.03.2008 № 607 // [электронный ресурс] http://www.ikst.ru/consultant/.
|