Международно-правовой режим защиты беженцев начал формироваться после Первой мировой войны, когда более 1,5 млн человек вынуждены были выехать из своих государств и фактически остались без гражданства, поскольку их государств больше не существовало. Основные потоки беженцев сформировались из бывшей Российской империи и Османской империи. В рамках Лиги Наций в 1921 г. был учрежден пост Верховного комиссара по делам русских беженцев, на который был назначен известный норвежский исследователь Фритьоф Нансен. Позднее в 1922 г. было заключено первое соглашение о выдаче удостоверений личности русским беженцам, в 1924 г. аналогичное соглашение касалось армянских беженцев, а в 1926 г. объединяющее соглашение впервые дало определение понятия «беженец», имеющее конкретную этническую привязку: под русским беженцем понималось «любое лицо русского происхождения, которое не пользуется или более не пользуется защитой Правительства СССР и которое не приобрело иного гражданства» (п. 2)[1].
Этими соглашениями Лига Наций учредила специальное международное удостоверение личности, получившее название «Нансеновский паспорт», которое давало право перемещаться в странах — участницах соглашений без ограничений, предусмотренных для лиц, лишенных гражданства. За время существования Паспорта Нансена было выдано около 450 тыс. таких документов. Обладателями паспортов Нансена были наши выдающиеся соотечественники: Владимир Набоков, Анна Павлова, Сергей Рахманинов, Илья Репин и многие другие.
Современное понятие «беженец» было сформулировано после Второй мировой войны в Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г.[2] с учетом изменений, сделанных Протоколом 1967 г.[3] Под беженцем понимается лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» (подп. 2 п. «А» ст. 1).
Ядром правового режима в отношении беженцев является запрет высылки и принудительного возвращения лиц, имеющих соответствующий статус (ст. 33 Конвенции о статусе беженцев).
В целом правовой режим беженцев близок к режиму апатридов, рассмотренному ранее. По общему правилу беженцы имеют право на такое обращение, как и другие иностранцы, за исключением тех случаев, когда Конвенцией предусмотрено более льготное положение. Ряд прав должен предоставляться беженцам на своей территории на тех же условиях, что и собственным гражданам (например, в области авторских и промышленных прав, доступа к правосудию, начального образования, правительственной помощи, системы пайков, трудовых прав, налогообложения).
Проект статей о дипломатической защите 2006 г. указывает на возможность осуществления дипломатической защиты в отношении лиц, признанных беженцами в соответствии с международно принятыми стандартами, при условии обычного проживания на законном основании в государстве (п. 2 ст. 8), так же как и в отношении лиц без гражданства. Однако дипломатическая защита беженца не допускается от государства гражданства этого лица (п. 3 ст. 8) как нарушающая основной подход о преобладании гражданства как основы для осуществления дипломатической защиты и потенциально открывающая дверь для огромного числа судебных споров[4].
Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» беженцам предоставлен национальный режим.
На региональном уровне в Африке и Латинской Америке применяется более широкий круг оснований для предоставления статуса беженца, чем в Конвенции 1951 г.: Африканская конвенция, регулирующая специальные аспекты проблем беженцев, 1969 г. включает сюда внешнюю агрессию, оккупацию, иностранное господство или события, серьезно нарушающие общественный порядок, а Картахенская декларация о беженцах 1984 г. рассматривает в качестве оснований всеобщее насилие, иностранную агрессию, внутренние конфликты, массовые нарушения прав человека или другие обстоятельства, серьезно нарушающие общественный порядок[5].
Выделяется три основных категории беженцев:
конвенционные беженцы, получающие статус беженца на основании Конвенции 1951 г.;
гуманитарные беженцы, получающие статус беженца от государства, если лицо не отвечает всем требованиям Конвенции 1951 г., но тем не менее, по мнению государства, нуждается в защите;
мандатные беженцы, получающие статус беженца, если лицо отвечает критериям Устава Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и имеет право на защиту ООН в силу принятых решений Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности ООН[6].
[1] Соглашение о выдаче удостоверений личности русским и армянским беженцам, о дополнении и внесении изменений в Соглашения от 5 июля 1922 г. и 31 мая 1924 г. (подписано в Женеве 12 мая 1926 г.). Документ содержится в электронной библиотеке Белорусского государственного университета: http://elib.bsu.by/bitstre am/123456789/29857/1/2000_1_JILIR_refugees_r.pdf.
[2] Конвенция о статусе беженцев (принята 28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 429 (V) от 14 декабря 1950 г.) // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml. Россия участвует в конвенции с 1992 г.
[3] Протокол, касающийся статуса беженцев (принят 31 января 1967 г.) // http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees_prot.shtml.
[4] Тексты проектов статей с комментариями к ним // Док. A/61/10, Доклад Комиссии международного права о работе ее 58-й сессии. С. 40.
[5] Киселева Е.В. Международно-правовое регулирование миграции: Учебное пособие. М.: РУДН, 2012. С. 141.
[6] БекяшевД.К., Иванов Д.В. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции: Монография. М.: Проспект, 2014. С. 9-10.
|