Право на убежище закреплено в ст. 14 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций».
Лицо, ищущее убежище, может быть определено как лицо, которое преследуется в государстве его гражданства или постоянного проживания за политические, религиозные и иные убеждения, научные взгляды, общественную деятельность и ищет защиты (убежища) от другого государства. Такие лица могут претендовать на получение статуса беженца.
В международном праве сложилось две модели убежища:
территориальное убежище, когда защита преследуемому лицу предоставляется на территории государства убежища, и
дипломатическое убежище, когда защита предоставляется на территории дипломатического представительства государства, предоставившего защиту, на борту военного судна или на территории военной базы этого государства.
Территориальное убежище признано на универсальном уровне Декларацией о территориальном убежище 1967 г., на региональном уровне Латинской Америки — в Каракасской конвенции о территориальном убежище 1954 г.
Также детальное регулирование реализации права на убежище сформировано в ЕС.
Право на убежище закреплено в ст. 18 Хартии ЕС об основных правах, а политика в области убежища отнесена к совместной компетенции Союза и государств-членов. Пункт 1 ст. 78 Договора о функционировании ЕС закрепляет за институтами ЕС полномочия по развитию общей политики по вопросам предоставления убежища, дополнительной защиты и временной защиты, которая стремится предоставить адекватный статус любому гражданину третьей страны, нуждающемуся в международной защите, и обеспечить соблюдение принципа невысылки. Главными целями нормотворчества институтов ЕС в этой сфере являются (п. 2 ст. 78 упомянутого Договора):
установление единообразного статуса убежища и дополнительной защиты для граждан третьих стран, включая апатридов;
введение общих процедур предоставления и изъятия такого единообразного статуса;
определение критериев и механизмов определения государства- члена, ответственного за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища или дополнительной защиты;
осуществление партнерства и сотрудничества с третьими странами в целях управления потоками лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, дополнительной или временной защиты.
Дипломатическое убежище получило закрепление только в регионе Латинской Америки, в Гаванской конвенции о нормах, подлежащих соблюдению при предоставлении убежища, 1928 г., в Конвенции Монтевидео о политическом убежище 1933 г., Договоре Монтевидео о политическом убежище и беженцах, в Каракасской конвенции о дипломатическом убежище 1954 г.
Международный суд ООН в деле об убежище 1950 г. указал на то, что дипломатическое убежище является серьезным отступлением от принципа территориального суверенитета и может признаваться только при наличии правовой базы в каждом конкретном случае и в случае ссылки на обычное международное право защищающее государство должно доказать, что оно имеет право предоставлять дипломатическое убежище, а государство местонахождения имеет обязательство уважать дипломатическое убежище[1].
Кстати, главный редактор сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж начиная с 19 июня 2012 г. находится на территории посольства Эквадора в Великобритании и с 19 августа того же года пользуется правом дипломатического убежища, скрываясь от европейского ордера на арест, выданного для его экстрадиции в Швецию, где он обвиняется в уголовных преступлениях.
[1] Colombian-Peruvian asylum case, Judgment of 20 November 1950 // I.C.J. Reports. 1950. P. 275-276.
|