Первое международное соглашение о трудовой миграции было заключено в 1904 г. между Францией и Италией. В последующем международно-правовое регулирование трудовой миграции и прав тру- дящихся-мигрантов получило существенное развитие как на двустороннем, так и на универсальном и региональном уровнях.
Существенное влияние на выделение данной категории мигрантов и установление режима защиты их прав оказала МОТ: ее конвенции — № 97 о трудящихся-мигрантах 1949 г.[1] и № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г.[2] создали базовый стандарт обращения с трудящимися-мигрантами.
Термин «трудящийся-мигрант» по Конвенции № 143 означает лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы, кроме как не по найму, и включает в себя любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве работни- ка-мигранта (п. 1 ст. 11).
Большинство международных актов, принятых на универсальном и региональном уровнях, исходит из позиции изъятия из сферы конвенционной защиты тех трудящихся-мигрантов, которые не имеют законных оснований пребывания на территории государства въезда.
Единственный документ, охватывающий максимально широкий круг лиц, включая и трудящихся-мигрантов без документов и постоянного статуса, — Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей был принят в рамках ООН в 1990 г.[3]
По Конвенции 1990 г. термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является (п. 1 ст. 2).
По состоянию на 17 августа 2015 г. участниками упомянутой Конвенции являлись 48 государств, являющихся посылающими государствами. Ни одного крупного принимающего государства среди участников нет.
В рамках отдельных региональных интеграционных образований создается специальный правовой режим для обеспечения свободного передвижения и осуществления трудовой деятельности граждан государств, участвующих в таком образовании.
Российская Федерация участвует в соглашениях, касающихся тру- дящихся-мигрантов, только на региональном и двустороннем уровнях. Особое значение придается Договору о Евразийском экономическом союзе 2014 г., в котором предусмотрено формирование единого экономического пространства, включающего общий рынок труда ЕАЭС.
[1] http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/ nomativeinstrument/wcms_c097_ru.htm
[2] http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/ normativeinstrument/wcms_c143_ru.htm
[3] Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/158 от 18 декабря 1990 г.) // http://www.un.org/ru/documents/ded_conv/conventions/migrant1.shtml.
|