Согласно пункту 2 ст. 31.1 Закона материалы, направляемые в суд для решения вопроса о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП должны содержать достаточные данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего.
Учитывая судебную практику, следует указать, что к таким документам, должны относиться: акты обследования жилищно-бытовых условий, данные, характеризующие родителей или иных законных представителей, объяснения инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, участковых уполномоченных полиции, педагогов, социальных работников, работников здравоохранения и т.д., по факту той работы, которую они проводили с тем или иным несовершеннолетним, который совершил правонаруше- ние[1]. Кроме того, необходимо отметить, что для суда достаточно важным является вопрос учета состояния здоровья несовершеннолетнего, помещаемого в ЦВСНП. В пункте 2 ст. 31.1 Закона не указывается на необходимость приложения документов о состоянии здоровья несовершеннолетнего. Однако, исходя из задач, предусмотренных данным Законом, где речь идет о защите жизни и здоровья несовершеннолетних, считаем необходимым, учитывая индивидуальные, в том числе и психологические особенности несовершеннолетнего правонарушителя, при решении вопроса о помещении подростка в ЦВСНП, запрашивать данные о состоянии его здоровья, а также о возможности пребывания ребенка в ЦВСНП. Таким образом, для более полной характеристики личности несовершеннолетнего, и во избежание помещения нездорового подростка в Центр, предоставление в суд справок из психоневрологического и наркологического диспансера следует признать обязательным[2].
Обращают на себя внимание случаи неподготовленности отдельных представителей подразделений по делам несовершеннолетних в процессе поддержания внесенных начальником ОВД ходатайств о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП. Инспекторы обосновывают ходатайства опираясь на ранее представленные материалы, зачастую не принимая во внимание те обстоятельства, которые имеют существенное значение для дела на момент рассмотрения его в суде, а именно, то, что: несовершеннолетний, которого поставили на учет в ПДН, исправил свое поведение; законные представители усилили контроль за поведением несовершеннолетнего; условия воспитания и проживания несовершеннолетнего изменились в лучшую сторону и т.д.
Практика показывает, что в некоторых случаях сотрудники ПДН, поддерживая ходатайство перед судом о помещении несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП, считают достаточным установление самого факта совершения несовершеннолетним не более 2-х правонарушений и необходимости предотвращения ими общественно опасных деяний в будущем, при этом не дают должной оценки всем обстоятельствам дела. При этом, в нарушение п. 2 ст. 31.1 Закона остаются без внимания и анализа конкретные обстоятельства и основания для помещения подростка в центр: бытовые условия, возможности достаточного контроля за несовершеннолетним со стороны законных представителей, возможности исправления его без изоляции от общества, недостаточности проведенной с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы со стороны ОВД, школы.
В соответствии со ст. 31.2 п. 2 Закона, законодатель установил наличие процессуальных гарантий направленных на защиту прав несовершеннолетних при их помещении в ЦВСНП. В числе таких гарантий при рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП предусмотрено обязательное участие прокурора, адвоката, родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, представителя подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел и (или) представителя центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел[3].
Однако, как видно по проведённому нами анкетированию сотрудников ПДН и ЦВСНП, на вопрос, участвует ли сотрудник ЦВСНП и (или) ПДН при рассмотрении материала в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП? 80% сказали о том, что у них в регионе существует такая практика, и 20% говорят о том, что сотрудники не участвуют в рассмотрении ходатайств в суде. Интервьюирование сотрудников ПДН показало, что взаимодействия при сопровождении материалов в суде на помещение несовершеннолетнего, не существует. Вместе с тем, в большинстве судов рассмотрение материалов происходит без представителей центра временного содержания, не обеспечивается его присутствие в суде, в то время как извещение центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей о дате и времени проведения судебного заседания является обязательным. Ходатайство в суде поддерживают, в большей степени, инспекторы ПДН, и причины неявки сотрудников ЦВСНП, различны. Наиболее частые из них две: территориальная отдаленность отдела (отделения), отсутствие практики совместного поддержания ходатайств при рассмотрении материалов о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП.
Такую практику следует признать неэффективной, поскольку именно сотрудник ЦВСНП при личном участии в суде по поддержанию ходатайства может разъяснить суду, почему такая мера может быть действенной с точки зрения достижения цели профилактики и какие конкретно меры воспитательного характера будут полезны для исправления несовершеннолетнего.
Недопустимой следует признать также практику отсутствия представителей ПДН в суде для поддержания ходатайства о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП. Исследованием установлены и такие случаи. При том, что судьи не препятствуют такому присутствию, данные прецеденты свидетельствуют о не заинтересованности должностных лиц в достижении должного ре- зультата[4].
Обобщая выявленные в ходе исследования проблемы необходимо проанализировать и предложить возможные варианты совершенствования работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, которые могут быть реализованы путем усиления взаимодействия основных ведомственных субъектов профилактики - ПДН и ЦВСНП. Исследование показало, что именно вопросы неэффективной организации взаимодействия выступают в качестве основного препятствия к полноценному использованию потенциала центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в осуществлении системной профилактической работы.
Проведенные анализ практики организации работы ПДН и ЦВСНП в Воронежской и некоторым других областях по применению технологий комплексной, системной профилактики правонарушений несовершеннолетних позволяет судить о ней как о передовой, заслуживающей внимания и рекомендуемой для использования в практической деятельности органами внутренних дел других субъектов Российской Федерации. Так, в целях повышения эффективности работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, оказания практической и методической помощи сотрудникам ПДН территориальных органов МВД России на районном (городском) уровне по реализации требований Закона о помещении и содержании несовершеннолетних правонарушителей в центрах временного содержания органов внутренних дел, приказом начальника ЦВСНП ГУ МВД России по Воронежской области определены зоны оперативного управления, покрывающие территорию всей Воронежской области, и проведено закрепление сотрудников ЦВСНП за данными зонами.
В данном приказе определены обязанности сотрудников, закрепленных за зонами оперативного управления, среди которых:
ежемесячно до 25 числа осуществлять сбор прогнозируемых сведений о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП за совершение общественно опасного деяния на предстоящий месяц и контроль исполнения прогноза;
изучать ходатайства в суд о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП, принимать участие в их доработке, по указанию начальника ЦВСНП осуществлять выезд в командировку для участия в судебном заседании;
осуществлять сбор и обобщение судебных решений об отказе в удовлетворении ходатайств о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП, подготовку обзоров о характерных недостатках;
в ходе дежурства в свободное от занятий время осуществлять мониторинг ситуации по профилактике правонарушений несовершеннолетних по закрепленным зонам с выяснением следующих данных: количество несовершеннолетних, поставленных на учет, в том числе за совершение общественно опасного деяния; за совершение административного правонарушения; выявлено несовершеннолетних из других регионов, совершивших административное правонарушение, кому и через какое время переданы;
завести контрольно-наблюдательное дело по закрепленной зоне, в котором аккумулировать следующие документы:
сведения о руководстве территориального органа, сотрудниках ПДН с указанием должности, звания, ФИО, номеров рабочего и мобильного телефонов;
ежемесячные сведения о результатах работы;
прогноз о результатах работы о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП на предстоящий месяц, рапорт закрепленного сотрудника об исполнении прогноза.
Заслуживает внимания и практика организации аналитической работы, позволяющей осуществлять ведомственный контроль над организацией работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, повышения ее эффективности с использованием возможностей ЦВСНП. Так в ГУ МВД России по Воронежской области на основании приказа начальника ГУ ежемесячно осуществляется сбор из ОМВД сведений о результатах работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних с нарастающим итогом, которые поступают в ЦВСНП для анализа и совершенствования деятельности.
Положительной следует признать также практику организации и проведения совместных, межведомственных ежегодных семинаров совещаний, посвященных практике помещения несовершеннолетних в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей с участием представителей прокуратуры, судов, учреждений социальной защиты семей и несовершеннолетних. Подобная практика проанализирована на примере Приморского края, Хабаровского края, г. Москвы.
Практика показывает, что подобная организация профилактической работы с несовершеннолетними, основанная на эффективном взаимодействии между ПДН и ЦВСНП, а также использовании данными субъектами технологий комплексной, системной профилактики правонарушений, способна привести к положительным результатам в направлении достижения цели предупреждения преступности несовершеннолетних.
[1] Губенко А.В. Судебная практика по делам о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушений // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. №6 (20). С. 11-14.
[2] Казак Б. Правовые основы создания и функционирования исправительных центров / Б. Казак, Е. Протопопова // Закон и право. 2012. №1. С. 94-95.
[3] Лапшин В.Ф. Воспитательный центр как специальный субъект предупреждения преступности несовершеннолетних // Реформирование пенитенциарных учреждений и актуальные вопросы ресоциализации осужденных (в свете требований Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года): сборник материалов международной научно-практической конференции (24-25 ноября 2011 г.): в 2 ч. Вологда, 2011. Ч. 1. С. 24-29.
[4] 12 Мангир А.В. Роль и значение ЦВСНП в профилактике преступности несовершеннолетних // Политика и право: проблемы интеграции и пути их решения: сборник трудов международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2009. Вып. 5. С. 121-126.
|