Преступления и административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, относятся к числу проблем, вызывающих особую озабоченность общества и государства.
В преступности несовершеннолетних в последнее время наблюдаются тревожные тенденции: она приобретает отчетливо выраженный агрессивный и корыстный характер; продолжается ее «омоложение» (треть преступлений совершается подростками до 15 лет); частым явлением в ряде регионов страны становятся массовые драки между враждующими группировками подростков. Ежегодно по России в сферу профилактического воздействия
органов попадает свыше 60 тыс. подростков
правонарушителей и более 100 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей[1]. Нарастание негативных тенденций в динамике преступности среди несовершеннолетних происходит в связи с тем, что органы и учреждения, на которые возложены охрана прав, обучение и воспитание несовершеннолетних, с запозданием реагируют на нужды детей, оставшихся без родительского попечения, не принимают экстренных мер по устройству детей и подростков, лишившихся семьи, ушедших от пьющих и истязающих их родителей.
С другой стороны, большое количество несовершеннолетних становятся жертвами преступлений и правонарушений. Отсутствие у детей элементарных правовых знаний, недооценка со стороны взрослых имеющихся в отношении детей угроз зачастую приводит к негативным последствиям.
В этой связи, организация и проведение профилактической работы в отношении несовершеннолетних должна быть направлена как на недопущение совершения правонарушений и преступлений, так и на формирование правосознания. Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением подростка.
Важно, чтобы несовершеннолетние ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали, что такое правонарушение, преступление, юридическая ответственность, которая предусмотрена за них. Проводя общепрофилактические беседы, необходимо уделять внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования
законопослушного поведения.
Кроме того, важная роль в недопущении асоциального поведения несовершеннолетнего возлагается и на его родителей, которые зачастую не готовы, по различным причинам, адекватно реагировать на те угрозы, которые имеют место быть в отношении детей.
Все эти факторы вызывают необходимость организации и проведения профилактической работы с различными категориями несовершеннолетних, а также их родителями. И наиболее удобными площадками для проведения такой профилактической работы являются образовательные организации (школы, профессиональные училища, техникумы и т.д.).
В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «профилактика» определяется, как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении[2].
Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным
действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия. Именно образовательные организации, где с детьми и подростками на протяжении 9-11 лет работают специалисты (педагоги, воспитатели, психологи), могут взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным поведением.
Подразделения по делам несовершеннолетних ОВД проводят общую, групповую и индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних. Все эти формы должны быть реализованы в образовательных организациях.
В ходе профилактических мероприятий с подростками и их родителями проводятся беседы и лекции на правовые темы. Встреча с подростками в образовательных учреждениях и проведение бесед с целью предупреждения преступлений и правонарушений является неотъемлемой частью работы инспектора по делам несовершеннолетних ОВД.
Такие беседы всегда действенны, заставляют несовершеннолетних задуматься о своем поведении, и об ответственности за совершение противоправных поступков.
Исходя из специфики профилактической деятельности, можно говорить, что сотруднику ПДН необходимо ориентироваться на ряд воздействий, которые он может оказывать на ребенка в процессе осуществления данной профилактических мероприятий. Это: нейтрализирующие воздействия; компенсирующие; предупреждающие; контролирующие (мероприятия по осуществлению последующего контроля над проведённой профилактической работой и ее результатами).
В работе с подростками необходимо учитывать особенности поведения детей: неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, повышенная критичность по отношению к окружающим, особенно к родителям и учителям, отвращение к запретам и поучениям. Только с учетом этих факторов возможно проведение эффективной профилактической работы.
Главным условием совершения несовершеннолетними правонарушений является ослабление наблюдения или контроля над формированием личности и поведением несовершеннолетних со стороны семьи, а также государственных и общественных организаций.
Практика показывает, что правонарушения несовершеннолетними зачастую совершаются по причинам:
- «ложного» героизма, самоутверждения и лидерства в группе подростков;
- распространения среди подростков представления о допустимости насильственных действий в конфликтных ситуациях, под влиянием средств массовой информации, пропагандирующих «суперменство», жестокость, культ насилия, презрение к окружающим;
- несвоевременного выявления криминальных семейно-бытовых ситуаций, неудовлетворительного реагирования на такие конфликты;
- неадекватных мер, принятых к подросткам, за ранее совершенное преступление или правонарушение, породившие чувство безнаказанности и вседозволенности;
- нерешенности проблемы досуга и трудовой занятости несовершеннолетних;
- слабой организации по выявлению несовершеннолетних, страдающих психическим заболеванием.
Общепрофилактическая работа по предупреждению правонарушений и профилактике асоциального поведения должна проводиться сотрудниками ПДН в тесном контакте с администрацией школы и классными руководителями. Для повышения эффективности проводимых мероприятий могут привлекаться представители средств массовой информации и заинтересованных ведомств, общественные формирования, в том числе из числа родителей.
В рамках общей профилактики сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят лекции-беседы по направлениям: предупреждение преступлений и административных правонарушений; профилактика экстремизма в молодежной среде; предупреждение негативного информационного воздействия в сети «Интернет»; профилактика употребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ; профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семьи и учреждений различного профиля.
Таким образом, общепрофилактические мероприятия, являясь одним из методов убеждения в деятельности органов внутренних дел, представляют собой целенаправленное воздействие на внутренний мир и поведение подростка в целях устранения из структуры его личности негативных потребностей, интересов, установок и формирования новых, социально одобряемых ценностных ориентаций.
Условием эффективности профилактической деятельности является наличие исходной информации об угрозах характерных для данного района, школы, класса. Одной из форм их выявления является анонимное анкетирования учащихся. Целесообразно использовать данный социологический метод исследования в профилактической деятельности по темам: «Профилактика экстремизма в молодежной среде», «Профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ» (приложения 1и 2).
Анализ результатов анкетирования позволит сформировать инспектору по делам несовершеннолетних представления о приверженности подростков к вредным привычкам (прием наркотических средств, психотропных веществ, алкоголя, табакокурение), их отношении к проявлениям экстремизма в современном обществе, и точнее подобрать формы и методы профилактического воздействия на учащихся в целом или на их отдельные категории.
[1] Официальный сайт МВД России // URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/statistics (дата обращения 28.03.2016)
[2] Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
|