Основными причинами того, что дети совершают самовольные уходы, выступают: семейное неблагополучие, ссоры с родными и близкими, в частности, из-за того, что родители ругают детей за слабую успеваемость в школе, запрещают детям общение со сверстниками. Если речь идет о детях, которые совершают самовольные уходы из учреждений, то здесь нередко причиной уходов становятся ссоры со сверстниками либо тоска по дому. Самовольные уходы - опасная и тревожная проблема. Нередко в подростковом возрасте несовершеннолетние уходят из-за того, что в их жизни появляется первая влюбленность. Хочется, например, погулять с любимым человеком под луной. Чаще всего в таких случаях подростки уже наутро сами возвращаются домой.
Мотивами, толкающими детей и подростков к побегу могут стать:
- попытка самоутверждения;
- протест против несправедливости взрослых;
- стремление привлечь к себе внимание взрослых;
- корыстные цели и т.д.
Основной причиной того, что ребенок-подросток оказывается на улице, вне заботы и внимания, является кризис, в котором сейчас находится институт семьи. Деформации и трагедии семейных групп определяются множеством факторов, порождающих эти процессы. Социально-психологический микроклимат семьи является, с одной стороны, следствием целого ряда условий и обстоятельств, сопровождавших в прошлом и сопровождающих в настоящее время жизнедеятельность семейной группы. С другой стороны, социально - психологическая атмосфера в семье выступает фактором, детерминирующим развитие взаимоотношений членов семьи, а также является одним из условий при формировании личности несовершеннолетнего.
Семейное неблагополучие охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного или половозрастного состава, внутрисемейные отношения членов семьи, отношения с внешними институтами - школой, училищем, досуговыми и другими учреждениями.
Асоциальная семья сама по себе является угрозой для ребенка и не может выполнять функцию защиты от внешних угроз. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического и физического насилия.
Большинство несовершеннолетних покидают дом из-за алкогольной зависимости родителей или родственников.
Следующими являются причины, связанные с различными семейными проблемами (ссора с родителями, родственниками; проблемы в образовательных учреждениях; боязнь прийти домой из-за конфликтных ситуаций в семье или во дворе дома, в котором живет несовершеннолетний).
Некоторые несовершеннолетние сбегают из дома и учреждений потому, что хотят путешествовать, но, как правило, эта причина не выступает как единственная.
Одна из наиболее распространенных причин самовольных уходов детей - проблемы в школе.
Что касается причин самовольных уходов несовершеннолетних из детских домов и школ-интернатов, то к ним относятся:
- нарушение прав указанной категории детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
- недостаточное количество детских домов, школ-интернатов, муниципальных и благотворительных приютов для всех нуждающихся;
- избиение, жестокое обращение со стороны старшеклассников (в основном на этот фактор ссылаются сами несовершеннолетние);
- наличие родителей (родительских семей), которые по различным причинам лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, в стадии рассмотрения дел о лишении (восстановлении) родительских прав и прочее;
- отсутствие доброго отношения, сочувствия, теплоты, должного внимания со стороны персонала учреждений к несовершеннолетним, отсутствие у них в глазах несовершеннолетних авторитета;
- наличие у несовершеннолетних физических и психических заболеваний, инвалидности;
- стремление таких детей к своеобразной «свободе», особенно, если они попали в воспитательные учреждения после длительного пребывания на улице (будучи в категории как беспризорников, так и безнадзорников);
- алкогольная, токсическая, наркозависимость несовершеннолетних (этот фактор в основном относится к детям, длительное время находившимся в тяжелой жизненной ситуации и пристрастившимся к алкоголю, наркотикам, психотропным или токсичным веществам, табакокурению).
Рассматривая причины самовольных уходов несовершеннолетних из семей и детских учреждений необходимо также остановиться на возрастных и психологических особенностях детей данной категории.
Изучение социально-психологических особенностей детей и подростков, допускающих самовольные уходы, имеет перспективу применения полученных данных для формирования психологической работы с ними, углубления и расширения психологических знаний о подростковой безнадзорности, рост которой представляет собой не только негативное социальное явление, но и социальную опасность.
Личностные психологические особенности подростков, совершающих побеги из дома и различных учреждений (образования, здравоохранения, социальных и т.д.), выражаются в постоянном повышенном настроении, в некоторых случаях можно говорить о неудержимой активности и жажде общения. Характерной особенностью исследуемых является низкий уровень усвоения норм и правил поведения, а это является необходимым элементом социализации.
Рассматривая общую характеристику подросткового возраста можно сделать вывод, что им характерны следующие особенности:
- эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
- переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
- поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений.
Подросток познает себя через противопоставление миру взрослых и через
чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает ему найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире. В таком возрасте характерно появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей. И это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».
Подросток, стремясь занять свое место в обществе, коллективе прибегает к отрицательным формам поведения, к ложному авторитету силы. Объединяясь вне школы с подобными же подростками, данная категория детей вносит в учебное заведение антиобщественные формы поведения. У подростков наблюдаются ложные ценности и отсутствие гражданской позиции.
Побег из дома во многом зависит от обстановки, которая складывается в среде неформального общения (на улице).
Отрицательные последствия побега из дома не могут не сказаться на формировании личности, как в период бродяжничества, так и в дальнейшем, ибо даже кратковременное выпадение несовершеннолетнего из воспитательной среды не проходит бесследно.
Более серьезным осложнением является накопление навыков плохого поведения. Проживая без надзора, дети привыкают красть, попрошайничать, лгать, сталкиваться с различными проявлениями низменных инстинктов человека. Но все же, чтобы ребенок перенес нормативы улицы в сферу повседневного общения с взрослыми, нужен значительный «стаж» безнадзорности.
Что бы ни случилось с детьми, родителям необходимо помнить, что ребенок - это личность со своими правами, совершающая свои ошибки и осуществляющая свои попытки сеять и пожинать плоды.
Хорошие родители это те, кто способен так построить отношения с ребенком, чтобы избавить его от разочарований.
Итак, конкретные причины самовольных уходов несовершеннолетних из семьи и учреждений различного профиля:
Ссоры между родителями. При детях ругаться нельзя! Родители во время конфликтов совершенно не думают о том, что их слышит ребенок. В этот момент происходит травмирование детской психики, создается дискомфорт. Неуверенность в завтрашнем дне может поселиться надолго в душе ребёнка. Иногда после конфликтов между родителями, один из старших членов семьи на некоторое время уходит из дома (от нескольких дней до нескольких недель). Фактически уход из дома выступает не столько способом решения проблемы, сколько отсрочкой его. Но детьми такой уход часто воспринимается как действенная мера преодоления жизненных трудностей.
Новый человек в доме. В доме появился чужой человек, у него свои привычки, свой интеллект, взгляды на жизнь, на воспитание детей. Для ребёнка многое меняется после прихода чужого человека - больше требований, меньше внимания, неприятие наказаний.
Отсутствие необходимого внимания. Психологический дискомфорт от невнимания, равнодушия взрослых заставляет подростка искать развлечений вне родного дома.
Обман. Невыполнение своих обещаний безо всяких объяснений. Родители пообещали купить ребёнку велосипед или ещё что-то за хорошие оценки или прилежание, за какую-то выполненную им работу и не сдержали слова. Если на вопрос: «Почему? Ты же обещал», родители ответят равнодушно: «Ну и что из этого? Обещал, но не получилось. А учиться ты и так должен хорошо!», то возникает серьезный риск оттолкнуть от себя ребёнка надолго, и вернуть к себе уважение будет не так-то просто.
А пример обмана заразителен, и родители не заметят, как дети сами будут обещать что либо и не выполнять этого.
Ревность. Она может быть направлена не только на младшего брата или сестру. Объектом ревности может быть новый супруг одного из родителей и, даже, родительская работа.
Обида. «Ситуационное бродяжничество» - когда ребенок уходит из дома после скандала с родителями. Он вовсе не хочет покидать дом и остается на улице, только в том случае, если пойти больше не к кому.
Романтика. Начитавшись книг, насмотревшись фильмов, дети вдруг проникаются желанием «стать сильными», доказать себе и другим, что могут прожить без родителей, уехать без сопровождения на другой конец страны, поискать приключений на свою голову и совершенно самостоятельно из них выпутаться.
Неуважение. Пренебрежение мнением ребёнка, неуважение его интересов. Ваш ребёнок пытается высказать свои мысли, но вы его перебиваете, ничего не объясняя: «Иди, делай уроки». Вы наглядно показываете, что мнение его вас абсолютно не интересует, что ничего заслуживающего внимания он сказать не может. Вы демонстрируете своё неуважение.
Дружба. От связи с плохой компанией не застрахован ни один подросток. Иногда друзья подбивают «не быть маменькиным сынком» и не «бросать компанию» - и подросток уходит «развлекаться», не ночует дома, пропадает из поля зрения родителей.
Отсутствие контроля. Родители заняты, и воспитание полностью перекладывают на дедушку и бабушку, не интересуясь душевным состоянием ребёнка.
Таким образом, наиболее характерными чертами ребёнка, самовольно покинувшего семью, являются следующие: как правило, это юноши и девушки в возрасте 15-17 лет, курящие, не упускающие случая выпить, если представится возможность. Большинство из них дети, у которых есть родители (около 90%), но это семьи с неустроенными социально-бытовыми условиями, испытывающими серьезные материальные трудности. Материальное неблагополучие таких семей углубляется тяжелой моральной атмосферой, связанной с отклоняющимся поведением старших членов семьи либо их личными особенностями. Употребление алкоголя, табака, наркотиков является обычным и даже ежедневным для большинства подобных семей.
Подводя итоги сказанному, отметим, что значительная часть работы в области предупреждения беспризорности и правонарушений лиц, не достигших восемнадцати лет, не исчерпывается деятельностью органов внутренних дел. Предупреждение самовольных уходов и правонарушений несовершеннолетних требует комплексного подхода, объединения усилий многих субъектов, постоянного сочетания мер общего и индивидуального предупреждения на всех этапах превентивной работы, где особую роль занимают родители (законные представители) несовершеннолетних[1].
[1] Настольная книга инспектора по делами несовершеннолетних : методическое пособие / ФГКУ «Всероссийск. научно-исслед. ин-т» ; ГУОООП МВД России ; под ред. С. И, Гирько, Ю. Н. Демидова. - Москва : Объединенная редакция МВД России, 2014. - 767 с.
|