В настоящее время в структуре преступности и иных правонарушений несовершеннолетних высок удельный вес лиц, имеющих психические аномалии, то есть различные нервно-психические расстройства, которые влияют на содержание и характер поведения, в том числе, и общественно опасного поведения. Психическая аномалия способствует возникновению и развитию таких черт характера, как агрессивность, жестокость, раздражительность, которые в свою очередь повышают вероятность совершения правонарушения и выступают в качестве одного из условий, способствующих противоправному поведению. Причинами психических аномалий могут быть наследственные заболевания, травматические поражения мозга, различные внутренние заболевания, перенесенные в раннем детстве, а также влияние внешних неблагоприятных воздействий: семейное неблагополучие, длительное нахождение в среде правонарушителей, пьянство в особо раннем возрасте и т.д.
Несовершеннолетние правонарушители, имеющие аномалии психики, выявляются по учетам органов здравоохранения, во время диспансеризаций в учебно-воспитательных учреждениях, при медицинском освидетельствовании несовершеннолетних правонарушителей в психиатрических и психоневрологических учреждениях. Необходимую информацию можно получить и от школьных психологов.
Особое внимание специалистов привлекают пограничные явления, проявляющиеся у детей с противоправным поведением, то есть акцентуации (крайние проявления нормы, за которыми начинаются патологические явления, психопатия). Одной из причин совершения правонарушений несовершеннолетних с психическими расстройствами или предпосылок к противоправному поведению могут выступать различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера, которые служат причиной негативного отношения сверстников, приводят к отчуждению, изоляции такого ребенка в коллективе.
Следует сказать, что одной только педагогической коррекции таких несовершеннолетних недостаточно. Иногда необходимо и медикаментозное вмешательство.
Прежде чем разрабатывать профилактические мероприятия, необходимо не только иметь достаточную информацию о структуре, динамике и особенностях преступлений, совершенных указанными лицами, но и учитывать специфику их психологического развития. Исследованиями установлено, что характер преступного посягательства определяется взаимодействием таких факторов, как вид и степень психического отклонения, пол, возраст, состояние опьянения и других биофизиологических явлений.
В соответствии с Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел[1] должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних для предупреждения антиобщественного поведения несовершеннолетних правонарушителей, имеющих психические расстройства:
- выявляют в процессе профилактической работы несовершеннолетних правонарушителей, поведение которых вызывает сомнение в состоянии их психического здоровья, и рекомендуют родителям несовершеннолетних или их законным представителям провести медицинское обследование ребенка;
- направляют на таких несовершеннолетних информацию в психоневрологические или психиатрические учреждения по месту их жительства с указанием даты и основания постановки несовершеннолетних на учет в органы внутренних дел, кратких сведений о совершенных правонарушениях, а также конкретных данных, дающих возможность предполагать наличие у несовершеннолетних психических расстройств;
- вносят предложения врачам-психиатрам о неотложной госпитализации несовершеннолетних правонарушителей, представляющих по своему психическому состоянию непосредственную опасность для себя и (или) окружающих.
С целью предупреждения правонарушений и преступлений среди учащихся, страдающих психическими расстройствами, инспекторами по делам несовершеннолетних совместно с социальными педагогами и психологами в рамках психолого-педагогических мероприятий реализуется следующее:
- определение типа нарушения поведения подростка при помощи диагностических методов;
- обследование семьи подростка;
- выработка рекомендаций для классных руководителей, педагогов по построению работы с подростками с аномалиями психики;
- выработка рекомендаций для родителей по воспитанию детей, имеющих психические расстройства.
Необходимо отметить, что социальную адаптацию подростков с психическими аномалиями, прежде всего, затрудняет недостаточность мер психолого-педагогической коррекции, отсутствие специальных консультаций для педагогов и родителей, недостаточное вмешательство и помощь невропатологов, психиатров и психотерапевтов.
Итак, профилактика необходима и возможна, если использовать все известные формы и средства, объединяя усилия различных субъектов профилактики. Важное значение имеет при этом знание основ психологии данной категории подростков. Только знание данных положений поможет подобрать индивидуальную методику психологического воздействия, наиболее подходящую для каждого конкретного случая, выявить проблемы поведения несовершеннолетнего в сложный период его социализации.
[1] Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»: приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2014. - № 11.
|