Уголовное право России ограничивает минимальный возраст уголовной ответственности 14 годами. Малолетние, не достигшие 14-летнего возраста, не подлежат уголовной ответственности. При этом законодатель исходит из того факта, что малолетний не может в полной мере осознать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Для анализа противоправного поведения несовершеннолетних традиционно выделяют четыре типа нарушителей.
К первой группе относятся подростки, для которых характерно ситуативное поведение без учета нравственной стороны поступков. Совершение правонарушений такими подростками, как правило, является случайным, противоречащим их общей направленности, а сами они должны быть отнесены не к типу «криминогенной личности», а к типу личности «случайного правонарушителя».
Ко второй группе относятся подростки, для которых совершение общественно опасных деяний является прогнозируемым с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но случайным с точки зрения повода и ситуации. Эту категорию подростков можно отнести к типу личности «ситуативно-неустойчивого правонарушителя».
К третьей группе относятся подростки, для которых общественно опасные деяния являются результатом общей отрицательной направленности. Это ситуативно-криминогенный тип личности, решающую роль в его поведении играет не сама ситуация, а способ ее личностного восприятия. После совершения преступления у этой категории подростков возникает состояние подавленности, связанное, однако, не с раскаянием и осознанием вины, а с ожиданием наказания. Длительная фиксация тревожности часто приводит к невротизации личности и клиническим формам нарушения характера.
С возрастом все более полное приспособление подростков- правонарушителей ситуативно-криминогенного типа к стереотипам восприятия ситуаций и поведения формирует у них определенный привычный стиль поведения, который обусловлен определенными взглядами, социальными установками и устойчивыми ориентациями на антиобщественный образ жизни. Это уже устойчивый, последовательно-криминогенный тип личности правонарушителя. Такие подростки относятся к четвертой группе. Они способны при необходимости «приспосабливать» для себя конкретную среду, их преступное поведение относительно автономно на стадии уже сформировавшейся устойчивой криминогенности.
Таким образом, данная типология помогает достаточно глубоко изучить личность различных типов подростков с противоправным поведением при анализе общественно опасного деяния и использовать в дальнейшем в работе с учетом выделенных индивидуальных особенностей несовершеннолетних и совершенных ими противоправных деяний.
Авторы отдельных криминологических исследований отмечают, что заметную роль в развитии преступности несовершеннолетних играет вовлечение, некоторые рассматривают рост количества случаев вовлечения несовершеннолетних взрослыми лицами в совершение преступлений в качестве одной из основных характеристик современной криминальной ситуации в целом. В то же время необходимо отметить, что и вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних и подстрекательство представляют собой высоколатентное явление. Кроме этого этим преступлениям присуща направленность на совершение групповых преступлений с участием взрослых. Поэтому эффективное предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных действий возможно при полном соблюдении норм уголовного и административного законодательства, учёте психологических особенностей несовершеннолетних при проведении индивидуальной работы, применении новых форм и методов профилактической работы.
Результаты проведенного выборочного анкетирования
несовершеннолетних правонарушителей свидетельствуют о том, что одно из условий, способствующих правонарушениям подростков, - неорганизованность или недостаточная организованность их досуга. Практика подтверждает, что на совершение преступлений их зачастую толкает именно безделье. При этом они нередко предварительно употребляют спиртные напитки, пристают к прохожим, из хулиганских побуждений учиняют драки и т. д.
В настоящее время возрастает число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершаемых несовершеннолетними. Это связано с тем, что уголовная ответственность за преступления,
предусмотренные ст. 228, 229, 230 УК РФ наступает с 16 лет. Данное обстоятельство дает возможность взрослым преступникам использовать несовершеннолетних в незаконном обороте наркотиков и избегать уголовного наказания за совершение указанных преступлений.
Также отмечается появление новой проблемы - компьютерная зависимость. В результате постоянной работы с компьютером, компьютерных игр несовершеннолетние частично утрачивают адекватное отношение к миру, у них появляется повышенная агрессивность, что может послужить причиной совершения правонарушений и преступлений.
Ученые и специалисты выделяют ряд причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений несовершеннолетними:
- психофизиологические особенности личности несовершеннолетнего;
- недостатки семейного воспитания;
- недостатки воспитательной работы в школе;
- влияние экономических факторов;
- влияние негативных проявлений общества (алкоголизма, наркомании, проституции и т.д.);
- отрицательное влияние среды и бытового окружения.
Очевидно, что профессионально организованная ранняя профилактика девиантного поведения подростков во многом предупреждает ситуации, когда они вступают в конфликт с законом. Но не редки случаи, когда несовершеннолетние входящие в группы риска выпадают из поля зрения социальных институтов, осуществляющих мероприятия по первичной и вторичной превенции и, как следствие этого, оказываются на скамье подсудимых. Для работы с такими подростками могут быть эффективны программы третичной профилактики отклоняющего поведения.
При выборе наказания для несовершеннолетних суд в большинстве случаев выбирает наказание, не связанное с лишением свободы. Получается, что суд, органы правопорядка, профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних подбирают комплекс мер воспитательного воздействия и социально-психологической коррекции для большинства подростков, совершивших преступления.
Успешное преодоление и сдерживание преступности среди несовершеннолетних и молодежи предполагает комплексное решение молодежных проблем на всех уровнях структуры государственной власти и управления, общественных организаций.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач нашего государства. Эффективное решение данной задачи зависит от очень многих факторов, в том числе уровня
взаимодействия представителей субъектов системы профилактики[1] с родителями (законными представителями) несовершеннолетних.
Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на правонарушителя в значительной степени зависит и от выявления его положительных черт характера. Максимальное использование положительного личностного потенциала будет способствовать достижению поставленной цели. Обращение к характеристике личности несовершеннолетних правонарушителей является одним из важнейших необходимых условий обеспечения принципа полноты, всесторонности в осуществлении профилактической работы с ними. Необходимо отметить, что при изучении личности правонарушителя необходимо исходить из единства криминологических, возрастных, психологических и иных особенностей.
Таким образом, отметим, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению.
Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния
несовершеннолетних правонарушителей и преступников на других подростков.
Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего правонарушителя или преступника, так и на окружающую ее среду. Такое воздействие базируется на тщательном изучении несовершеннолетних, способных совершить правонарушение или преступление; определении основных мер и мероприятий, осуществляя которые можно добиться поставленных целей; выработке рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.
Целью индивидуальной профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его противоправной ориентации. Эта цель определяет содержание индивидуальной профилактики, складывающейся из следующих действий: выявление несовершеннолетних, их взглядов и мотивов поступков, свидетельствующих о возможности совершения правонарушений или преступлений; изучение личности этих подростков; определение и устранение источников отрицательного влияния на них; исследование возможностей создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений; осуществление контроля за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни; периодический анализ полученных результатов и внесение соответствующих коррективов в работу.
[1] Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
55
|