Второй научный подход базируется на определенном балансировании между системами международного частного и международного публичного права, при этом позиция международного налогового права в системе "публичное - частное" смещается в сторону публичного права, а сама соответствующая отрасль юриспруденции трактуется как часть международного административного, административно-хозяйственного права или финансового права <1>.
--------------------------------
<1> По проблемам рассмотрения международного налогообложения в рамках международного финансового права см. п. 2.2.3.
Как известно, с методологической точки зрения появление административного права есть результат дробления публичного права с выделением в его составе государственного (конституционного) права и административного права - области права, обеспечивающей правовую организацию управления в государстве и функционирование его исполнительных и полицейских органов. В этом контексте вопросы взимания налогов в той мере, в какой они рассматривались в отрыве от достижений науки о финансах, становились предметом анализа административно-правовой науки XIX века. Продолжением таких теоретических подходов на международном уровне было формирование в первой половине XX века концепций международного конституционного права (в их развитие существенный вклад внесли русские ученые эмигранты А.С. Ященко и Б. Миркин-Гутцевич) <1> и международного административного права (Э. Исэй, К. Ноймайер, П. Негулеску и др.) <2>.
--------------------------------
<1> Jascenka A. Tarptautines teises kursas, I. Konstitucine tarptautine teise. Kaunas, 1931 (Ященко А.С. Международное право. Каунас, 1931. Т. 1: Конституционное международное право (труд зав. кафедрой международного права Каунасского университета, на литовск. яз.). См. также: Стародубцев Г.С. Монографические исследования российских ученых-эмигрантов в области международного права // Право и политика. 2000. N 6; Scelle G., de Droit des gens. Paris, Sirey, 1934. T. II: Droit constitutionnel international. ( du Droit des gens. Paris, Centre National de la Recherche Scientifique, 1984); Droit constitutionnel international. Paris: Recueil Sirey, 1933 (другой труд российского эмигранта, профессора Б. Миркина-Гутцевича, первоначально изданный на французском и недавно переведенный на испанский язык с наименованием: Derecho Constitucional Internacional. Madrid, Reus, 2009. Современное продолжение теорий международного конституционного права можно в определенной степени увидеть в концепции конституционного плюрализма как нормативного массива, объединяющего нормы, которые являются общими для конституционных правопорядков ряда государств, в частности входящих в определенный региональный интеграционный блок или признающих юрисдикцию определенного международного (наднационального) суда в качестве обязательной (Four Visions of Constitutional Pluralism. Matej Avbelj and Jan (eds.). European University Institute. EUI Working Papers. Law 2008/21).
<2> Isay E. Internatonales Verwaltungsrecht // der Rechtswissenschaft. Bd. 3. Berlin - Leipzig, 1928. S. 344 - 357; . Les transformations du droit administratif international. Recueil des cours de de droit international de La Haye. 1930. Vol. 34. Issue IV. P. 1 - 75; Stier-Somlo F. Grundprobleme des internationalen Verwaltungsrechts // Revue internationale de la du droit (Internationale Zeitschrift Theorie des Rechts). 1930 - 1931. S. 222 - 263; Negulesco P. Principes du droit international administratif. Recueil des cours de de droit international de La Haye. 1935. Vol. 51. Issue I. P. 579 - 692; Neumeyer K. Internationales Verwaltungsrecht. Allgemeiner Teil. , 1936. Vol. IV.
Если первая отрасль (международное конституционное право) не претендовала на регламентацию вопросов международного налогообложения, то в рамках второй (международного административного права) - международное налоговое право иногда анализировалось с публично-правовых позиций. Примечательно, что в некоторых научных работах отмеченного периода международное административное право в принципе рассматривается как абсолютно самостоятельная юридическая наука, а не как одна из отраслей международного права. Такой подход обосновывает, в частности, известный специалист в области международного права, румынский ученый П. Негулеску (Paul Negulescu, 1874 - 1946) <1>.
--------------------------------
<1> Negulescu P. Principes du droit international administratif. Recueil des cours de de droit international de La Haye. 1935. Vol. 51. Issue I. P. 595.
32. В целом, по справедливому замечанию Дж. Кунца (Josef L. Kunz), начиная со второй половины XIX века активная разработка проблем административного права на международном уровне выразилась, в частности, в дискуссиях о содержании таких базовых понятий, как "международное административное право" (international administrative law) и "международное управление" (international administration). В результате в первой половине XX века, по мнению ученого, сформировались две основные (и при этом взаимоисключающие) концепции международного административного права. Первая трактовала его как систему норм, устанавливающих сферу компетенции административных институтов, определяющую административную компетенцию государства по отношению к другим государствам, при этом в таком понимании международное административное право воспринималось как часть международного частного права, связанного с национальной системой права каждого государства. Вторая концепция обосновывала международное административное право как компонент исключительно международной системы права (law of nations), а именно международного публичного права <1>.
--------------------------------
<1> Kunz J.L. (Josef Laurenz). Experience and Techniques in International Administration // Iowa Law Review. Vol. 31. 1945/1946. P. 40 - 57.
|