Первая концепция нашла наиболее полное выражение в итальянской юридической науке (главным образом благодаря трудам таких ученых, как Просперо Федоцци, Донато Данати, Умберто Борси, Франческо Д'Алессо, Сципионе Джемма, Андреа Раписарди-Мирабелли) <1>; но, возможно, наиболее детальное и системное обоснование этой концепции содержится в трудах немецкого профессора международного права, декана юридического факультета Мюнхенского университета Карла Ноймайера (Karl Neumeyer, 1869 - 1941), автора курса в четырех томах по международному административному праву (Internationales Verwaltungsrecht, 4 vols, 1910 - 1936) <2>. Последний также не видел оснований для рассмотрения международного административного права как части law of nations, поскольку, по его мнению, международное сообщество является дезорганизованным и не может осуществлять административные функции; даже когда международные договоры содержат административный контекст, их исполнение должны обеспечивать органы государств в соответствии с внутренним правом. Во второй половине XX века после событий Второй мировой войны такие взгляды уже не находили поддержки ни с позиции теории, ни с позиции новой политической и международно-правовой реальности <3>.
--------------------------------
<1> Fedozzi P. (Prospero). Il diritto amministrativo internazionale: nozioni sistematiche. Perugia, 1901; Donati D. (Donato). I trattati internazionali nel diritto costituzionale. Torino, 1906. P. 385; Borsi U. (Umberto). Carattere ed oggetto del diritto amministrativo internazionale. Rivista di diritto internazionale. VI. 1912. P. 368; D'Alessio F. (Francesco). Il diritto amministrativo internazionale e le sue fonti. Rivista di diritto pubblico. 1913, P. 276; Gemma S. (Scipione). Prime linee di un diritto internazionale amministrativo. Seeber, 1902; Rapisardi-Mirabelli A. (Andrea). Diritto internazionale amministrativo. Padova. Cedam, 1936.
<2> См., в частности: Neumeyer K. Internationales Verwaltungsrecht. Vol. IV. Allgemeiner Teil, , 1936. К. Ноймайер был смещен со всех своих постов с приходом к власти в Германии нацистов в 1933 г.
<3> См. подробнее: Kunz J.L. (Josef Laurenz). Op. cit. P. 40 - 57.
34. Теории международного административного права оказали заметное влияние на становление международного налогового права, особенно в немецкой юридической науке <1>. Это влияние выражается в том, что в некоторые периоды международное налоговое право рассматривалось как часть международного административного права, а также в том, что констатировалась общность юридической природы нормативных предписаний международного административного и международного налогового права. Что касается непосредственно включения международного налогового права в систему международного административного права, то этот пласт юридических теорий может быть охарактеризован достаточно кратко в свете того, что подобные построения, как правило, сопровождались рассмотрением самого международного административного права как компонента международного частного права. Таким образом, можно говорить о своеобразной вариации исторически первых концепций генезиса международного налогового права, которые мы рассматривали ранее (см. п. 2.2.1). Примечательно, однако, что рассмотрение международного налогового права во взаимодействии с международным административным правом позволяло обратить внимание на публичную природу этих сфер юриспруденции.
--------------------------------
<1> Заметим, что, например, для французской научной школы в принципе не свойственно выделение международного административного права, вместе с тем в работах по внутригосударственному (французскому) административному праву поднимаются некоторые вопросы международного права, связанные с пределами государственной юрисдикции, влиянием международных договоров на административное регулирование и т.д. (Gaudemet Y. de Droit Administratif. 16-e Paris, L.G.D.J., 2001. P. 534 - 539; Rivero J., Waline J. Droit administratif. 19-e Paris, Dalloz, 2002. P. 67 - 71).
Наиболее практически значимый след в теории международного налогового права концепции международного административного права оставили в области теории его норм и правил их интерпретации. В частности, среди немецких ученых наиболее распространенной является позиция, согласно которой в области международного налогового права должен действовать принцип односторонности (Einseitigkeit), происходящий из международного административного права (например, подобный подход следует из работы К. Ноймайера "Международное административное право", 1936 г.) <1>.
--------------------------------
<1> Neumeyer K. Internationales Verwaltungsrecht. Vol. IV. Allgemeiner Teil, , 1936. S. 115.
Данный принцип выражается прежде всего в том, что налоговые/финансовые органы каждого государства применяют законы только своего государства, а не иностранного. Детальные теоретические обоснования отмеченного изложены в работах одного из наиболее видных представителей современной науки международного налогового права - Клауса Фогеля, в том числе в его опубликованной докторской диссертации, посвященной пространственной сфере действия административно-правовых норм (в контексте исследования фундаментальных вопросов международного административного и международного налогового права) (1965 г.) <1>. На современном этапе эта проблематика исследуется, в частности, в работе Кристофа Олера "Коллизионные нормы общего административного права", где он выдвигает теорию публичного коллизионного права (Grundlagen des Kollisionsrechts) <2>.
--------------------------------
<1> Vogel K. (Klaus). Der Anwendungsbereich der Verwaltungsrechtsnorm: eine Untersuchung die Grundfragen des sogenannten internationalen Verwaltungs- und Steuerrechts. Frankfurt a. M.; Berlin: Metzner, 1965. S. 196.
<2> Ohler Ch. (Christoph). Die Kollisionsordnung des Allgemeinen Verwaltungsrechts: Strukturen des deutschen Internationalen Verwaltungsrechts, Mohr Siebeck. , 2005. S. 15 - 86.
Эккехарт Реймер, профессор университета Рупрехта-Карлоса (Гейдельберг) полагает <1>, что в этом контексте положения международных договоров о двойном налогообложении или внутригосударственные нормы, из которых следует полный или частичный отказ государства от применения своего собственного права к фактическим обстоятельствам, имеющим отношение к иностранному государству, нельзя отождествлять с нормами/положениями международного частного права. А именно от коллизионных норм/положений международного частного права они отличаются тем, что правовые последствия от их применения являются односторонними. Международное частное право определяет, каким из нескольких законодательств при вынесении решения должен руководствоваться суд, в то время как международное налоговое право всего лишь отвечает на вопрос, можно ли применять и если да, то в какой мере свое собственное национальное законодательство. Следовательно, от отечественных финансовых органов в любом случае не требуется применения иностранного права <2>.
--------------------------------
<1> Reimer E. (Ekkehart). Das Anerkennungsprinzip im Ertragsteuerrecht // Finanz-Rundschau. 2007. S. 217.
<2> Klaus Vogel on Double Taxation Conventions. 3rd ed. Kluwer Law International, 1997. P. 20.
В конечном счете, как подчеркивает профессор К. Фогель, терминологически принцип односторонности выражается в том, что в публичном праве речь идет об "ограничивающих нормах" ("Grenznormen" - нем. или "Rules of limitation of law" - англ.), а не о коллизионных нормах ("Kollisionsnormen" - нем. или "Conflict rules" - англ.), как в международном частном праве <1>.
--------------------------------
<1> Klaus Vogel. Op. cit. P. 20 - 21. В обоснование своего взгляда К. Фогель дополнительно ссылается на более раннюю упоминавшуюся работу К. Ноймайера: Neumeyer K. Internationales Verwaltungsrecht. Bd. IV. 1936. S. 115.
|