В российской науке теории международного административного права (а тем более глобального административного права) не получили своего распространения; внимание как дореволюционных, так и советских ученых в большей степени концентрировалось на вопросах внутреннего управления. Например, И.Т. Тарасов в своей работе "Краткий очерк науки административного права" (1888 г.) <1> лишь упоминает, что административное право "находится в близком соприкосновении не только с публичным, но и частным международным правом". Ф.Ф. Мартенс в своей известной работе 1883 г. по международному праву использовал термин "международное административное право", определяя его как право международного управления или "совокупность юридических условий или норм, определяющих международную деятельность государств" <2>.
--------------------------------
<1> Тарасов И.Т. Краткий очерк науки административного права. Ярославль, 1888. Т. 1. С. 9 - 11.
<2> Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. М.: Зерцало, 2008. Т. 2. С. 9.
Следовательно, в понимании Ф.Ф. Мартенса международное административное право столь широко, что его было бы сложно разграничить с международным публичным правом в современной трактовке, тем более что цитируемый автор поясняет: "По объему и смыслу своему международное управление гораздо шире, нежели управление внутреннее. В него входят не только задачи и меры административные в собственном смысле, осуществляемые исполнительной властью, но также законодательная и судебная деятельность, насколько она касается общих международных интересов" <1>.
--------------------------------
<1> Мартенс Ф.Ф. Указ. соч. Т. 2. С. 4.
При этом важно понимать, что для российской литературы по административному праву было не характерно включение в сферу своего анализа вопросов налогообложения как на внутригосударственном, так и международном уровне. В частности, И.Т. Тарасов в упоминавшейся работе приводит убедительные доказательства на основе позитивного права Российской империи относительно того, что вопросы налогообложения выходят за рамки общего административного управления (он подтверждает свою аргументацию судебной практикой: решение уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената от 1869 г. N 606 по делу Иконникова) <1>.
--------------------------------
<1> Тарасов И.Т. Указ. соч. С. 185 - 188.
39. Несколько позднее, уже в советский период В.Э. Грабарь, рассматривая материалы к истории литературы международного права в России (1647 - 1917), выделяет международное административное право и включает в него "финансовые вопросы", впрочем, их освещение ограничивается несколькими строчками и включает упоминание наследственных пошлин в трансграничных ситуациях <1>. Он полагает, что международное административное право - новейшая отрасль международного права, получившая свое развитие лишь с 60-х гг. XIX века; ученый исходит из того, что международное административное право защищает на международной арене те же социальные интересы, которые в пределах каждого государства призвано защищать свое внутреннее административное право <2>.
--------------------------------
<1> Грабарь В.Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647 - 1917). М.: Зерцало, 2005. С. 572 - 579.
<2> Грабарь В.Э. Указ. соч. С. 572.
В советский период вопросы международного администрирования и международного административного права поднимались в нескольких работах, однако подобные теории не получили подробного развития, а их авторы не затрагивали аспектов трансграничного налогообложения. Среди обозначенных работ можно, впрочем, упомянуть публикации С.Б. Крылова по теории международного права, который обосновывал, что наряду с разработкой всей системы международного права целесообразна разработка и отдельных отраслей, включая так называемое административное международное право <1>.
--------------------------------
<1> Крылов С.Б. К обсуждению вопросов теории международного права // Советское государство и право. 1954. N 7.
В целом трактовка концепции международного административного права на протяжении своего существования в отечественной науке не отличалась четкостью. Предметом международного управления/международного административного права считалась совокупность всех государственных задач и правовых отношений, выходящих за пределы территории государства <1>.
--------------------------------
<1> Мартенс Ф.Ф. Указ. соч. С. 4.
В столь широком понимании концепция международного административного права не только имеет тенденцию к тому, чтобы поглотить все основное содержание международного права, но она и не позволяет четко отделить собственно правовые вопросы от политических, поскольку, как утверждал Ф.Ф. Мартнес, "верховный принцип международного управления - целесообразность"; иначе говоря, "telle politique, telle administration" <1>. Все отмеченное объясняет, что по мере развития в отечественной науке теории международного права, и в первую очередь теории международного публичного права, потребность в идее международного административного права (особенно в том виде, как ее трактовали русские ученые конца XIX - начала XX века) постепенно сошла на нет, а сам термин практически ушел из научного употребления.
--------------------------------
<1> Мартенс Ф.Ф. Указ. соч. С. 5, 9.
40. Несколько другие теоретические построения содержатся в работах по так называемому международному хозяйственно-административному праву или международному хозяйственному праву, в частности, в труде профессора Харьковского института народного хозяйства В.М. Корецкого по проблемам международного хозяйственного права (1928 г.), давно ставшем библиографической редкостью <1>. Данное научное направление в России не получило своего развития в силу общего прекращения отечественных хозяйственно-правовых исследований в 30-х гг. XX века; впрочем, вряд ли вообще можно утверждать, что рассматриваемое направление научной мысли в принципе могло бы претендовать на изучение проблем трансграничного налогообложения, так как оно по своему содержанию более тяготело к использованию доктринальных клише, происходящих из международного частного права.
--------------------------------
<1> Корецкий В.М. Очерки международного хозяйственного права. Харьков, 1928.
Впрочем, в отдельных частях работы В.М. Корецкого основы концепции международного хозяйственного права позиционируются как объединяющие международные и национальные правовые нормы, регулирующие международные экономические отношения (см.: Корецкий В.М. Избранные труды. Киев, 1989. Кн. 1. С. 196 - 208). По оценке учеников и последователей В.М. Корецкого, данная концепция предвосхитила идеи транснационального права, обоснованные, в частности, Ф. Джессопом.
Современные концепции международного хозяйственно-административного права (Wirtschaftsverwaltungsrecht), разрабатываемые в немецкой юридической науке, также не предполагают системное рассмотрение каких-либо налоговых вопросов. В трактовке сторонников подобного подхода международное хозяйственно-административное право можно определить как совокупность положений публичного права, касающихся внешнеэкономической деятельности и содержащих нормы, регламентирующие выбор права, применимого в международных случаях <1>. При этом отдельно выделяются внешнеэкономическое конституционное право <2> и внешнеэкономическое административное право <3> как подразделения национального (внутригосударственного) права, направленные на регламентацию внешних (трансграничных) отношений.
--------------------------------
<1> Штобер Р. Хозяйственно-административное право. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 30.
<2> Штобер Р. Указ. соч. С. 128 - 131.
<3> Штобер Р. Указ. соч. С. 141 - 149.
Показательно в контексте нашего предмета исследования деление экономического/хозяйственного права (Wirtschaftsrecht) на публичное и частное, предлагаемое в известном коллективном труде немецких ученых, переизданном недавно в русском переводе <1>. Авторами данной работы предлагается публичное экономическое/хозяйственное право подразделить на хозяйственно-конституционное, хозяйственно-административное право и уголовно-хозяйственное право <2>. Международное налоговое право именуется в рамках соответствующего курса "смежной областью права" и включается в общий состав курса главным образом в дидактических целях <3>.
--------------------------------
<1> Основы германского и международного экономического права / Пер. с нем. СПб., 2007. С. 44 - 46 (автор раздела - Ю. Плате).
<2> Основы германского и международного экономического права. С. 433 - 460, 571 - 610.
<3> Там же. С. 510 - 570.
В свете изложенного в рассмотренных научных подходах доктрина международного налогового права может увидеть лишь близкие для нее теоретические положения, касающиеся тесного переплетения и взаимодействия международного и внутригосударственного регулирования, однако содержательно труды по международному хозяйственно-административному праву не имеют отношения к вопросам международного налогообложения.
|