Четверг, 28.11.2024, 03:22
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Современные реконструкции международного права публичных финансов и их логическое пересечение с доктриной международного права финансового рынка

Таким образом, идеи всеохватывающего международного финансового права (права публичных финансов) в изложении отмеченных ученых стран социалистического лагеря (сформировавшиеся в отрыве от основного тренда развития мировой науки) в определенной степени воспроизводятся в современных отечественных работах по международному налоговому и финансовому праву.

В частности, Г.В. Петрова рассматривает в своем труде в составе международного финансового права международное валютное, инвестиционное и налоговое право, международно-правовое регулирование рынка ценных бумаг и финансовых инструментов, банковской деятельности, платежно-расчетных отношений, страхования, финансового учета и контроля <1>. Отмеченная трактовка оказывается взаимоувязанной с одновременным пониманием международного финансового права как части международного экономического права. Сходным образом И.И. Кучеров, считая существование международного экономического права очевидным, предлагает включить в него международное налоговое право не непосредственно, а лишь как одну из подотраслей/институтов международного финансового права <2>. Признавая достоинства этих работ, отметим, что основные элементы уязвимости выраженных в них подходов проявляются в том, что они не демонстрируют специфику регулирования в рамках отдельных разделов, произвольно включенных в состав международного финансового права. Особенно эта проблема заметна применительно к сфере международного налогового права (в контексте глобально сложившегося понимания существа этой отрасли).

--------------------------------

<1> См.: Петрова Г.В. Международное финансовое право: Учебник. М.: Юрайт, 2009.

<2> Кучеров И.И. Международное налоговое право. М.: ЮрИнфоР, 2007. С. 54 - 55. В международное финансовое право данный автор включает также международное платежное, валютное, кредитное и долговое право, а также международно-правовое регулирование рынка финансовых услуг.

В отличие от одноименного курса Г.В. Петровой, а также курса И.И. Кучерова, В.М. Шумилов ограничивает свою трактовку международного финансового права анализом роли международных организаций в финансовой системе, а также рассмотрением международного платежно-расчетного, валютного, кредитного и долгового права, институтов международных финансовых услуг и борьбы с легализацией преступных доходов <1>. Подход В.М. Шумилова, по нашему убеждению, ближе к сложившемуся ныне доминирующему в мире пониманию финансового права/международного финансового права, которое связывается с организацией денежных потоков в рамках мирового финансового сектора (см. работы многих англоязычных авторов: R.C. Tennekoon, P. Wood, P. Nobel и др.) <2> и имеет мало общего с концепцией права публичных финансов, берущей свои истоки в камералистике (архаичные теоретические установки которой пока рудиментно присутствуют в некоторой степени в отечественной доктрине финансового права, разработанной преимущественно для "внутригосударственного употребления").

--------------------------------

<1> Шумилов В.М. Международное финансовое право. М.: Международные отношения, 2005. С. 124 - 187, 118 - 291.

<2> Tennekoon R.C. Law and regulation of international finance. 1991; Wood P. Regulation of international finance. 2nd ed. 2007; Current issues of international financial law, materials of Singapore conference, 1985. Среди недавних работ, переведенных на русский язык, см.: Нобель П. Швейцарское финансовое право и международные стандарты / Пер. с англ. М.: Волтерс Клувер, 2007.

Заметим, что в свете коренной трансформации его содержания данный предмет (международное финансовое право), возможно, было бы более логично именовать в русском языке международным правом финансового рынка или правом финансовых услуг (S. Valdez, M. Blair, G. Walker, J. Norton, M. Andenas и др.) во избежание его ошибочного смешения с ранее существовавшими концепциями международного права публичных финансов <1>.

--------------------------------

<1> Valdez S. Introduction to global financial markets. 5th ed. 2007; Blair M., Walker G. Financial services law. 2006; Financial markets and exchanges law. 2006; Norton J., Andenas M. Emerging financial markets and the role of international financial organizations. 1996.

50. Некоторые авторы не пытаются свести международное налоговое право к небольшой частичке огромного конгломерата с наименованием "международное финансовое право", но фактически также предлагают, думается, недостаточно мотивированные доктринальные решения. В частности, эти решения заключаются в фактическом отрицании юридической природы и/или самого существования первого (т.е. международного налогового права) со ссылками, например, на абстрактные обобщения, вытекающие из теории правоотношений <1>, либо на то, что международное налоговое право "слабо институционализировано" и "значительный вклад в него вносит практика, основывающаяся на документах международных организаций" и т.д. <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Баев С.А. Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и государствами - членами ЕС. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 2. Единственный аргумент автора сводится к тому, что "иностранное участие в налоговых правоотношениях не меняет сути данных правоотношений", которые, вероятно, по-прежнему остаются налоговыми правоотношениями.

<2> См.: Шепенко Р.А. Конспект лекций по курсу "Международные налоговые правила". М.: МГИМО (Ун-т), 2011. С. 5.

Также дискутируется вопрос о наличии "общепризнанных принципов" внутригосударственного налогового права и международного налогового права в частности (см.: Шепенко Р.А. Международные налоговые правила: диалог о принципах права // Финансовое право. 2011. N 5. С. 23 - 27). См. по этой проблеме также гл. 1 настоящего издания.

Среди встречающихся в российской науке позиций по затрагиваемым вопросам в большей степени сопоставимыми с международной практикой регулирования международного налогообложения представляются взгляды В.А. Кашина <1>, А.А. Шахмаметьева <2>, И.А. Ларютиной <3> и некоторых других авторов, которые стремятся в своих исследованиях не только исходить из системной целостности международного налогового права, но и учесть его дихотомию, выражающуюся в наличии двух регулирующих элементов: наднационального (строящегося по типу международного публичного права) и национального/внутригосударственного (строящегося по типу положений международного частного права, направленных на регламентацию трансграничных отношений, т.е. налоговых отношений с иностранным элементом).

--------------------------------

<1> Кашин В.А. Налоговые соглашения России. М.: Юнити, 1998. С. 47 - 48.

<2> Шахмаметьев А.А. Правовой режим налогообложения нерезидентов в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 66 - 69.

<3> Ларютина И.А. Международное налоговое право // Московский журнал международного права. 2001. N 4. С. 113 - 115.

Заметим, что, вероятно, остающиеся теоретические разночтения отчасти являются своеобразной "реинкарнацией" давно имевших место в зарубежной доктрине международного налогового права сомнений и споров, насколько понятие международного налогового права включает "нормы налогового назначения", относящиеся исключительно к сфере международного публичного права, как, в частности, предлагал упоминавшийся французский ученый М. Кретьен. Или же оно также (в дополнение к налоговым нормам международного публичного права) или только включает внутригосударственные нормы, регулирующие налоговые отношения с иностранным элементом <1>. Впрочем, эти вопросы уже не имеют прямого отношения к рассматриваемым нами концепциям соотношения международного налогового и финансового права <2>, а более объясняют случаи механических переносов выводов о системе внутригосударственного финансового права, включающей налоговое право, на международный уровень, поскольку дискуссия постоянно предполагает сопоставление внутригосударственного и международного уровней регулирования соответствующих отношений.

--------------------------------

<1> См. обзор точек зрения: Klaus Vogel on Double Taxation Conventions. 3rd ed. Kluwer Law International, 1997. P. 10 - 11, 20.

<2> По данной причине названные вопросы детально рассматриваются в п. 2.2.4 настоящего издания.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (04.07.2017)
Просмотров: 126 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%