Четверг, 28.11.2024, 03:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Виды корпоративных норм

В отличие от предыдущих вопросов, в вопросе классификации корпоративных норм ученые почти единодушны.

В основном исследователи выделяют два вида корпоративных норм:

1) несоциальные корпоративные нормы - это правила поведения, определяющие способы и приемы воздействия человека на материальный мир. Они основаны на познании законов природы, особенностей технических объектов и представляют собой специфический "язык" общения человека с материальными объектами <1>. Примерами несоциальных корпоративных норм могут послужить техническая инструкция о пользовании большим адронным коллайдером, правила обработки перед опытом лабораторных животных и т.д.;

2) социальные корпоративные нормы - это нормы, регулирующие отношения между участниками корпорации, а также третьими лицами, находящимися во взаимоотношениях с ними. Данные нормы чаще всего выражаются в требовании корпорации к своим участникам. Среди корпоративных норм Т.В. Кашанина выделяет следующие: корпоративные обычаи; корпоративные традиции; этические нормы; эстетические нормы; деловые обыкновения и правовые нормы <2>, которые как раз являются предметом настоящего исследования и к которым принадлежат все перечисленные выше характеристики.

--------------------------------

<1> Кашанина Т.В. Частное право. М., 2009. С. 108.

<2> Там же. С. 109.

Данная классификация представляется верной и наиболее подходящей к современному пониманию корпоративных норм, так как в ней предусмотрены помимо правовых и другие неправовые корпоративные регуляторы.

Критически к данной классификации относится С.А. Алейник, который считает, что неверно причислять к корпоративным нормам правила ненормативного характера, такие, как корпоративные обычаи и традиции. Их особенность заключается в добровольном исполнении, а любая норма излагается в форме указания на должное поведение. По мнению автора, из этого следует, что корпоративные обычаи и традиции всего лишь корпоративные регуляторы, которые в юридической литературе без должного основания отождествляются <1>. В связи с этим С.А. Алейник не соглашается с позицией Т.В. Кашаниной, рассматривающей в качестве корпоративной нормы традицию публичного поздравления именинников <2>. На наш взгляд, опасения С.А. Алейника напрасны, так как Т.В. Кашанина не все корпоративные нормы считает нормативными, т.е. нормами права, что подтверждает логику ее доводов.

--------------------------------

<1> Алейник С.А. Корпоративные нормы в российском праве. С. 21.

<2> Кашанина Т.В. Корпоративное право. М., 2010. С. 217.

Встречаются и другие классификации. Так, в зависимости от субъекта принятия корпоративных норм С.И. Архиповым определяются нормы, установленные: трудовыми коллективами, совместно выборными органами общественных организаций и администраций предприятий, единолично руководителями предприятий, учреждений, организаций <1>. С.А. Алейник классифицирует корпоративные нормы в зависимости от значимости: на юридически значимые (порядок и размер резервного и иных фондов общества с ограниченной ответственностью, порядок проведения аудиторских проверок и др.) и юридически нейтральные (время проведения общих собраний, цвет и марка корпоративных автомобилей) <2>. С.А. Майорова по технико-юридическому содержанию (наличию отдельных приемов и средств юридической техники) выделяет декларативные корпоративные нормы; корпоративные нормы-принципы; дефинитивные корпоративные нормы; классификационные корпоративные нормы. Существует множество оснований классификаций корпоративных норм, и все они зависят от целей, которые ставит себе автор, однако наиболее универсальной и актуальной для настоящего времени видится представленная классификация Т.В. Кашаниной.

--------------------------------

<1> Архипов С.И. Систематизация локальных норм советского права. Вопросы теории: Автореф. ... к. ю. н. Свердловск, 1987. С. 11.

<2> Алейник С.А. Корпоративные нормы в российском праве. С. 93.

Вместе с этим предлагаем авторскую классификацию видов корпоративных норм, основанную на организационно-управленческом принципе построения деятельности корпоративных организаций: корпоративные акты сетевых корпораций и корпоративные акты несетевых корпораций.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (04.07.2017)
Просмотров: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%