В настоящее время вся экономика мира переживает время "мегабизнеса", т.е. эпоху больших организаций, компаний, холдингов, сетей магазинов, супермаркетов и гипермаркетов, огромного количества франшиз и многих других субъектов бизнеса, атакующих потребителей своими акциями, скидками и прочими маркетинговыми программами. Даже небольшие магазинчики и кафе на улице городов и поселков сегодня составляют целую индустрию сетей организаций, имеющую четко налаженную систему управления, большое количество корпоративных актов, а также целую армию сотрудников.
Национальные корпорации все чаще стали преобразовываться в транснациональные, распространяясь по всему миру (Ikea, McDonald's, Starbucks, Subway и др.). Популяризация франчайзинга <1> растет большими темпами. Для предпринимателей становится выгодным вкладывать денежные средства в бизнес, который уже успешно функционирует, когда ничего нового придумывать не требуется. Одной из самых известных сетевых корпораций является McDonald's, в которой по итогам 2010 г. работало 32 737 ресторанов по всему миру с выручкой 24,07 млрд долл. <2>. Из маленькой американской забегаловки McDonald's превратился в мощную сеть ресторанов, которые уже есть почти в каждом провинциальном городе России. Причиной подобного успеха является грамотная организация деятельности корпорации, закрепленная корпоративными актами.
--------------------------------
<1> Франчайзинг (англ. franchise, "лицензия", "привилегия"), франшиза (фр. franchise - льгота, привилегия) в России работает через договор коммерческой концессии. В соответствии с ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
<2> FoutuneGlobal 500. URL: http://fortune.com/global500 (дата обращения: 23.09.2016).
Перед подобными корпорациями стоят серьезные задачи, требующие четко отлаженной системы корпоративных норм, так как управлять несколькими сотнями, а то порой и тысячами организаций, перед которыми стоят большие цели, возможно лишь при условии наличия отлаженной их системы. В силу этого корпоративные нормы сетевых корпораций являются самостоятельным видом корпоративных норм и имеют свои отличительные особенности:
а) в отличие от норм простых юридических лиц, где их адресаты в основном имеют точную количественную определенность, корпоративные нормы сетевых корпораций обладают удаленным субъектом. Как показывает практика, главная организация (головной офис), продав франшизу на другой континент, не участвует в найме сотрудников (в том числе и менеджеров), не решает и повседневные вопросы, требующие оперативной реакции, а также многие другие проблемы, если они не ставят под угрозу политику и бизнес-модель ведения всей сетевой корпорации;
б) особое значение для корпоративных норм сетевых корпораций имеют информационные сети, с их помощью головной офис может осуществлять эффективный корпоративный контроль за деятельностью франчайзи;
в) для деятельности сетевых корпораций характерно наличие внутренних "тоталитарных рамок" (например, франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если их соблюдение приведет к убыткам), которые отражены в корпоративных нормах, в то время как в простых юридических лицах действует принцип свободы и автономии. Например, швейцарская компания Swatch установила норму, согласно которой цену на свою продукцию определяет только данная корпорация, а торговые организации, продающие ее продукцию по иным ценам, лишаются права продажи;
г) корпоративные нормы сетевых корпораций юридически имеют силу лишь в случае наличия у франчайзи права действовать от имени франчайзера, используя его товарные знаки, бренды и т.д. (данное право оформляется договором коммерческой концессии). Этот факт является принципиально важным моментом для сетевых корпоративных норм, так как в несетевых корпорациях данное право не требуется, и в случае передачи нормотворческих полномочий корпорация может вполне обойтись оформлением трудовых отношений или доверенности <1>.
--------------------------------
<1> Козырева А.Б. Корпоративные нормы как основа деятельности сетевых корпораций // Бизнес, менеджмент и право. 2015. N 2. С. 149 - 153.
|