Пункт 1 ст. 23 Конституции РФ закрепил право каждого гражданина на неприкосновенность семейной тайны. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (п. 1 ст. 24 Конституции РФ). Гарантией соблюдения тайны усыновления (удочерения) является установленный Семейным и Гражданским кодексами РФ особый порядок сбора необходимых документов и принятия решения по делу, которое происходит в закрытом судебном заседании.
Общественная опасность преступления состоит в том, что ребенку и лицам, усыновившим (удочерившим) его, может быть нанесена тяжелая моральная травма.
Объектом преступления являются семейные отношения в области охраны интересов усыновителей (удочерителей) и усыновленного (удочеренной) по обеспечению тайны появления конкретного ребенка у конкретных родителей. Именно эти интересы и охраняются уголовным законом.
Состав преступления - формальный. Преступление считается оконченным независимо от наступления каких-либо общественно опасных последствий как для усыновителей (удочерителей), так и для усыновленного (удочеренной), поскольку в диспозиции статьи речь идет лишь о самом факте сообщения сведений кому бы то ни было об имевшем месте усыновлении (удочерении). Разглашение тайны усыновления (удочерения) считается уголовно наказуемым, если оно совершено помимо воли усыновителя. Под волей усыновителя понимается совместное стремление, пожелание, требование супругов сохранить обстоятельства появления ребенка в их семье в тайне. Поэтому если один из супругов огласил тайну усыновления (удочерения) ребенка без согласия, разрешения другого супруга, то он может быть привлечен к уголовной ответственности.
В соответствии со ст. 139 СК РФ тайна усыновления охраняется законом и лица, разгласившие тайну усыновлении ребенка, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке[1]. Под действие настоящей статьи не подпадает сообщение другому лицу о факте усыновления (удочерения), носящее неконкретный характер, а именно без указания фамилии, имени, отчества, возраста и других сведений, касающихся как усыновителей (удочерителей), так и усыновленного (удочеренной), т.е. когда нет возможности идентифицировать полученные сведения с конкретными лицами. Кроме того, состав рассматриваемого преступления отсутствует, если разглашение факта усыновления (удочерения) связано с требованием признания его недействительным или отмены при условии, что эти требования заявлены в соответствующие официальные органы (суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы опеки и т.п.). В то же время названные органы обязаны обеспечить такое хранение полученных ими справок и документов, которое предотвратило бы возможность раскрыть тайну усыновления (удочерения).
Нарушение тайны усыновления способно не только разрушить семью, но и причинить существенный вред личности, посколько оно, как правило, влечет за собой серьезные моральные и нравственные переживания ребенка, в результате чего ребенку может быть причинена психическая травма, которая может оказать влияние на его здоровье и нормальное развитие.
Субъективная сторона состава преступления - вина в виде прямого умысла, т.е., распространяя сведения об обстоятельствах усыновления (удочерения), виновное лицо осознает, что тем самым нарушает тайну усыновления (удочерения), и желает эти действия совершить. При этом состав преступления образует только такое разглашение тайны усыновления (удочерения), которое осуществлено из корыстных или иных низменных побуждений.
Субъект преступления - специальный: физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, наделенное законодателем рядом специфических черт.
К субъектам относятся две категории граждан: во-первых, лица, обязанные хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну (сотрудники, оформляющие усыновление (удочерение), работники органов внутренних дел, суда, прокуратуры и т.п.); во-вторых, иные лица, которым эти сведения стали известны (один из супругов-усыновителей (удочерителей), распространивший эти сведения без согласия другого супруга; близкие, друзья, родственники усыновителей (удочерителей); посторонние лица, которым стали известны сведения об усыновлении (удочерении)). В то же время сам усыновленный не может быть субъектом преступления, так как усыновление (удочерение) производится в его интересах.
Разглашение тайны усыновления (удочерения) должностным лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, из корыстных или иных низменных побуждений, повлекшее существенный вред (самоубийство потерпевших, психическое заболевание и т.п.), влечет ответственность по ст. 285 УК «Злоупотребление должностными полномочиями»).
Угроза разглашения тайны усыновления, связанная с обращенным к усыновителям требованиям передачи их имущества или права на их имущество либо совершения других действий, квалифицируется как вымогательство (ст. 163 УК РФ).
[1] О выявлении конституционно-правового смысла ст. 139 СК РФ, см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06. 2015 №15-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в связи с жалобой граждан Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной.
|