Содержание непосредственных переговоров заключается в поиске решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними. Переговоры — это наиболее удобное, простое и распространенное средство устранения разногласий.
Переговоры можно классифицировать: по предмету спора (мирные, политические, торговые и др.); по количеству участников (многосторонние и двусторонние); по уровню (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) и другим основаниям. Переговоры ведутся как в устной, так и в письменной форме.
Консультации являются одной из разновидностей переговоров. Довольно часто государства подписывают специальные соглашения о регулярном проведении консультаций. Соответствующие положения содержатся в общих международных договорах. Целями консультаций являются обмен мнениями и информацией между государствами по вопросам, представляющим взаимный интерес, координация позиций государств по существу обсуждаемых проблем, подготовка и представление государствам и международным организациям предложений о скоординированных шагах и совместных мерах по решению той или иной проблемы, обмен мнениями, формирование предложений в проекты повесток дня встреч руководителей государств и заседаний органов.
Добрые услуги и посредничество
Добрые услуги — это такой способ урегулирования спора, при котором третья сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе соответствующих государств вступает в процесс разрешения данного спора. Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует; ее задача — облегчить взаимодействие спорящих сторон.
В соответствии с Протоколом об учреждении Комиссии примирения и добрых услуг для разрешения разногласий, которые могут возникнуть между государствами, участвующими в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 г.), при ЮНЕСКО учреждена Комиссия примирения и добрых услуг. На Комиссию возлагаются поиски взаимоприемлемого решения разногласий, возникающих между государствами, участвующими в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, касающихся применения и толкования указанной Конвенции. Комиссия состоит из 11 членов, которые должны быть лицами, известными своими высокими моральными качествами и беспристрастностью, и которые избираются Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Если какое-либо государство, являющееся участником Протокола, считает, что другое государство, также участвующее в этом Протоколе, не применяет положения Конвенции, оно может путем письменного сообщения привлечь внимание этого государства к данному вопросу. В трехмесячный срок с даты получения сообщения государство-получатель представляет государству-жалобщику письменные разъяснения или заявления. Комиссия занимается каким-либо переданным ей делом только после того, как она удостоверится, что все имеющиеся внутренние возможности уже использованы и исчерпаны в соответствии с общепринятыми принципами международного права.
Комиссия устанавливает факты после получения всей информации, которую она считает необходимой, и предоставляет свои добрые услуги в распоряжение государств, между которыми возникли разногласия, с тем чтобы они могли прийти к дружественному решению вопроса на основе уважения Конвенции.
В 2015 г. Генеральный секретарь ООН оказывал добрые услуги в целом ряде международных споров и конфликтов, в частности в Республике Мали.
Посредничество — это такой способ разрешения споров, при котором находящиеся в споре государства избирают третье лицо (государство, представителя международной организации), которое участвует в переговорах в качестве самостоятельного участника. Посредничество, как и добрые услуги, предполагает участие в переговорах третьего государства. Однако имеются и различия. Во-первых, к посредничеству прибегают с согласия всех спорящих сторон, в то время как добрые услуги могут использоваться с согласия лишь одного спорящего государства. Так, согласно ст. 33 Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков (Нью-Йорк, 21 мая 1997 г.), если соответствующие стороны не могут достичь соглашения путем переговоров, начатых по инициативе одной из них, они могут на совместной основе обратиться к третьей стороне с просьбой об обеспечении посредничества. Во-вторых, цель посредничества состоит не только в облегчении контактов, но и в согласовании позиций сторон: посредник может вырабатывать свои проекты урегулирования спора и предлагать их сторонам.
Иногда участники договора заранее предусматривают процедуру посредничества в отношении споров по конкретному договору. Так, согласно ст. 9 Конвенции о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 г.) Секретариат выполняет функцию механизма посредничества в отношении информации о стойких органических загрязнителях, включая информацию, предоставляемую сторонами, межправительственными организациями и неправительственными организациями.
|