Государства вправе учреждать специальный международный орган — следственную комиссию, задачей которого является выяснение фактов.
Следственные комиссии создаются на основании особого соглашения между сторонами, в котором определяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок деятельности комиссии, ее полномочия, место пребывания комиссии, язык разбирательства и т.д. В большинстве международных договоров предусматривается следующий порядок формирования следственной комиссии: каждая из сторон назначает в ее состав своего гражданина и одного гражданина другого государства, эти члены в свою очередь назначают пятого, который становится председателем комиссии. Расследование комиссией производится в состязательном порядке. Стороны в установленные сроки излагают комиссии факты, представляют необходимые документы, а также список свидетелей и экспертов, которые должны быть заслушаны. Комиссия может запросить от сторон дополнительные материалы. В процессе разбирательства производится допрос свидетелей, о чем составляется протокол. После того как стороны представили все разъяснения и доказательства, а все свидетели выслушаны, следствие объявляется законченным, а комиссия составляет доклад. Доклад комиссии ограничивается установлением фактов и не имеет силы решения суда или арбитража. Стороны имеют право использовать решение комиссии по своему усмотрению.
От следственных комиссий как способа мирного разрешения международных споров следует отделять международные следственные комиссии, которые создаются для проведения расследования сообщений о совершении международных преступлений. Такие комиссии в последние годы создавались в отношении ситуаций в бывшей Югославии, Ливии, Судане, Ливане, на оккупированных территориях Палестины. Деятельность некоторых из этих комиссий завершилась созданием специального международного трибунала (МТБЮ, Специальный трибунал по Ливану) либо стала доказательствами для подготовки ордеров на арест в уже действующих международных уголовных учреждениях (МУС). Данные следственные комиссии являются формами международного принуждения (иногда в нарушение норм международного права), действуют на совершенно иных принципах и поэтому в рамках настоящего раздела не рассматриваются.
|