Главной международной организацией по разрешению международных споров следует рассматривать ООН. Основные органы ООН, которые занимаются вопросами разрешения международных споров, — это Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности.
Генеральная Ассамблея ООН может рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, включая ситуации, возникающие в результате нарушения положений Устава ООН. Генеральная Ассамблея ООН может обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым членом ООН или Советом Безопасности ООН, делать в отношении любых таких вопросов рекомендации. Любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей ООН Совету Безопасности ООН до или после обсуждения. Генеральная Ассамблея ООН может обращать внимание Совета Безопасности ООН на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности.
Однако когда Совет Безопасности ООН выполняет возложенные на него Уставом ООН функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея ООН не может делать какие- либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности ООН не запросит об этом.
Совет Безопасности ООН, когда он считает это необходимым, может потребовать от сторон разрешения их спора при помощи перечисленных в Уставе ООН мирных средств. Совет Безопасности ООН может расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Любой член ООН может довести о любом споре или ситуации до сведения Совета Безопасности ООН или Генеральной Ассамблеи ООН. Совет Безопасности ООН может в любой стадии спора или ситуации рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования, хотя может также принять во внимание любую процедуру для разрешения этого спора, которая уже была принята сторонами. Если стороны спора не разрешат его сами, они должны передать его в Совет Безопасности ООН.
Другой важной международной организацией, в рамках которой активно проводится разрешение международных споров, является ОБСЕ. ОБСЕ была создана на основе СБСЕ в 1995 г. Таким образом, базовые документы СБСЕ определяют и основополагающие принципы ОБСЕ как международной организации. В 1992 г. в рамках СБСЕ была принята Конвенция по примирению и арбитражу. Она предусматривает создание Суда, Примирительной комиссии и Арбитражного трибунала.
Суд ОБСЕ по примирению и арбитражу (Женева, Швейцария) создан для урегулирования путем примирения и в соответствующих случаях арбитража споров, переданных ему на рассмотрение государствами—членами ОБСЕ. Решения Суда принимаются большинством голосов членов, участвующих в голосовании. Любое государство — участник Конвенции может передать на рассмотрение Примирительной комиссии любой спор с другим государством-участником, который не был урегулирован в разумный период времени путем переговоров. Государство может подать Секретарю ОБСЕ заявление с просьбой о создании примирительной комиссии для спора между ним и другим государством или несколькими государствами. Просьба о создании примирительной комиссии может быть также представлена по соглашению между двумя или несколькими государствами. Каждая сторона в споре назначает из списка мировых посредников одного посредника в состав комиссии. Президиум суда назначает еще трех мировых посредников. Примирительное разбирательство осуществляется конфиденциально.
Арбитражный трибунал может быть создан по предложению двух или более государств — участников Конвенции. Трибунал обладает по отношению к сторонам в споре полномочиями по установлению фактов и проведению расследований, необходимыми ему для выполнения своих задач. Слушания в трибунале проходят в закрытом режиме, если трибунал не принимает иное решение по просьбе сторон в споре. Функции Арбитражного трибунала состоят в том, чтобы решать переданные ему споры в соответствии с международным правом. Решение Арбитражного трибунала является окончательным и обжалованию не подлежит.
Спор между двумя государствами — членами ОБСЕ может быть передан на рассмотрение Комиссии по примирению, если об этом договорятся стороны в споре. Они назначают одного мирового посредника из специального списка. Комиссия стремится прояснить спорные вопросы между сторонами и попытаться достичь разрешения спора на взаимоприемлемых условиях. Если Комиссия сочтет, что это может облегчить достижение дружественного урегулирования спора, она может предложить возможные условия урегулирования и установить срок, в который стороны должны проинформировать Комиссию о том, согласны ли они с такими рекомендациями. Если обе стороны не уведомят о таком согласии в срок, секретарь Комиссии направляет доклад Комиссии Комитету старших должностных лиц ОБСЕ. Совет министров или Комитет старших должностных лиц могут предписать двум любым государствам-участникам прибегнуть к процедуре примирения (так называемое директивное примирение) и передать спор на рассмотрение Примирительной комиссии.
|