Правоотношения нельзя рассматривать абстрактно, в отрыве от практики реализации норм права (правореализации). Именно практика содержит необходимые эмпирические данные для развития теории правоотношения. Понятие «правоотношение» многозначно и универсально. В зависимости от контекста и содержания отображаемой реалии его можно использовать для обозначения:
объективно существующей нормативной модели регулируемого общественного отношения — комплекса норм объективного права, адресованного участникам конкретной правореализационной ситуации (общерегулятивное правовое отношение)1;
ситуационно определенного социально-правового явления — элемента правореализационной практики (конкретное правовое отношение), возникающего на основе конкретизации общерегулятивного правоотношения в ситуационном праве;
структуры теоретико-правового знания — элемента теории правореализации (категория «правовое отношение»);
вполне допустимо выделять психологический феномен — элемент правосознания субъекта (когнитивное правовое отношение[1] [2], но все-таки точнее использовать терминологическую конструкцию «когнитивное ситуационное право»).
В основе такого многоаспектного толкования понятия «правовое отношение» лежит идея, которую предельно емко и точно сформулировал Г.В.Ф. Гегель: «Существенное отношение есть определенный, совершенно всеобщий способ явления. Все, что существует, находится в отношении, и это отношение есть истина всякого существования»1.
Иными словами, те или иные наделенные сознанием, эмоциями и волей люди и неодушевленные субстанции проявляют себя, свою сущность в процессе взаимодействия между собой и друг с другом, и это проявление сущности или истинное существование взаимодействующих сторон протекает в рамках и посредством в том числе социально-правового отношения.
Общерегулятивные правовые отношения в правореализации. В теории права еще с середины XX в. под общерегулятивным правовым отношением понимается предельно абстрактная и глобальная связь персонально неопределенного круга лиц, которая возникает на основе норм конституции: например, конституционное право на труд образует соответствующее общерегулятивное правовое отношение, конституционное право на жизнь — общерегулятивное правовое отношение «право на жизнь» и т.п. Подобная трактовка данного феномена, основанная на толковании исключительно конституционных принципов, деклараций, идеологем без учета отраслевых норм, малопригодна для правореализатора и даже практикующего юриста. Она не содержит алгоритма поведения, необходимых процедур и индивидуальных правовых форм — юридических документов применительно к конкретной правореализационной ситуации, на ее основе невозможно создать качественное и неоспоримое ситуационное право, например трудовой договор, договор трансплантации человеческого органа. Неслучайно некоторые авторы предлагают отказаться от данной терминологии[3] [4].
Реальное существование общерегулятивного правового отношения в правореализационной практике и, следовательно, необходимость сохранения этой конструкции в теории и наполнение ее новым содержанием обусловлены:
во-первых, спецификой регулируемого объекта (социальный фактор);
во-вторых, особенностями общего нормативного правового регулирования (технико-юридический фактор);
в-третьих, творческим развитием идеи логической нормы (С.С. Алексеев), теоретическими разработками о внутриотраслевом и межотраслевом взаимодействии правовых норм (научно-теоретический фактор);
в-четвертых, самое главное — способностью высококлассного практикующего юриста в процессе системного правового мышления максимально задействовать регулятивный потенциал объективного права для конкретной и особенно сложной правореализационной ситуации (фактор правосознания юриста), поскольку именно в правосознании субъекта общерегулятивное правовое отношение приобретает законченную структуру.
Таким образом, есть практические, специально-юридические, доктринальные и профессионально-психологические предпосылки- основания для характеристики общерегулятивного правового отношения как вторичной структуры содержания объективного права, как промежуточного звена в структуре объективного права между нормой права и правовым институтом, а с точки зрения субъекта правореализационной практики — как исходной нормативной основы ситуационного права и последующей его реализации в рамках конкретного правового отношения.
Социальный фактор. Конкретная практика, например выборы, купля- продажа недвижимости, в состоянии прерывности (статики) состоит из ряда стабильно устойчивых и относительно самостоятельных элементов, в ней можно выделить, в частности, институты развития, ресурсы, идеологию, технологии и т.п. В состоянии динамики (движения) та или иная практика есть система конкретных публичных и частных отношений. Субъект правового нормотворчества абстрактно-общих норм регулирует и отдельные элементы общественно значимой практики (регулятивно-статическая функция), и общественные отношения (регулятивно-динамическая функция)[5]. Общерегулятивное материальное правоотношение является комбинированным средством регулирования практики и одновременно объективно существующей нормативной моделью конкретного материального правового отношения, а, например, общерегулятивное процессуальное правовое отношение — нормативной моделью конкретного процессуально-правового отношения.
Технико-юридический фактор. В процессе общего нормативного правового регулирования сложного общественного отношения, например купли-продажи недвижимости, используются различные нормы (нормы — правила поведения, нормы-сроки, нормы-дефиниции и т.д.) разных правовых институтов, и с их помощью создается его идеально-должный образец в виде общерегулятивного материального правоотношения, поскольку эффективно регулировать публичное или частное отношение можно только путем моделирования его структуры, т.е. путем определения пределов поля свободы сторон (например, покупателя и продавца недвижимости), в границах которого они могут свободно действовать и эти действия будут правомерными.
Наряду с общерегулятивным материальным правовым отношением и общерегулятивным процессуально-правовым отношением в структуре объективного права есть то или иное общерегулятивное охранительное правовое отношение, общерегулятивное процедурно-правовое отношение, общерегулятивное контрольно-надзорное отношение и общерегулятивное поощрительное правовое отношение. Эти нормативные модели тех или иных конкретных правовых отношений есть реальное и отчетливо выраженное проявление регулятивной функции права. Рассмотрим более подробно общерегулятивное материальное правовое отношение. Оно не только является исходной нормативной основой системообразующих для правореализационной практики конкретных материальных правовых отношений, но и как таковое содержит в себе качества, в той или иной мере свойственные иным общерегулятивным правовым отношениям.
Структура модели материального общерегулятивного правового отношения. Технико-юридическое моделирование и сама модель сложного общественного отношения, например купли-продажи недвижимости, включают:
установление идеологической основы в виде целей, принципов, идей и ценностей, на которых базируются регулируемое отношение и соответствующая практика;
описание объективной ситуации, а также пространственно-временных пределов, в которых возникает, изменяется и прекращается отношение;
определение в обезличенной (неперсонифицированной) форме непосредственных субъектов и иных возможных участников отношения, в том числе государственных и муниципальных чиновников и служащих, призванных организационно обеспечить и проконтролировать процесс функционирования отношения (например, регистратор права собственности на недвижимость);
закрепление ролевого (ситуационного) социально-правового статуса субъектов (например, закрепление прав, обязанностей, запретов и ограничений покупателя и продавца недвижимости), определение средств и методов деятельности сторон (формальный социально-правовой режим регулируемого отношения), а также определение вида и меры юридической ответственности;
дефиницию объекта-ценности и его содержательных параметров;
выработку в необходимых случаях юридического механизма (системы процедур) осуществления с эффектом гарантированного результата законных интересов и потребностей субъектов и юридических документов, фиксирующих отношение;
определение организационно-правовых структур, их компетенции и публичных субъектов в процессе контроля и надзора за тем, как функционирует отношение;
определение правоохранительных, следственных и судебных структур и их представителей, к чьей юрисдикции относится данное отношение и кто в соответствии со своим представительским социально-правовым статусом публичного субъекта призван охранять и защищать регулируемое социальное отношение.
При этом правовые нормы различных отраслей права и правовых институтов являются специфическим средством моделирования сложного общественного отношения. Создать адекватную модель с помощью одной, например, материальной нормы — правила поведения невозможно. Требуется система норм различной отраслевой принадлежности: конституционных норм; норм правового института регулятора конкретной практики и норм иных институтов той отрасли, к которой относится отношение; норм иных отраслей права. В идеале — и в перспективе это вполне осуществимо — общее нормативно-правовое регулирование должно быть комплексным, т.е. модель общественного отношения должна содержаться в одном нормативно-правовом акте и в одном правовом институте. Практикующий юрист воссоздает в процессе рефлексии общерегулятивное материальное и любое иное общерегулятивное правовое отношение и формирует ситуационное право, на основе которого возникает конкретное правоотношение и таким образом осуществляется реализация норм права.
Обобщая на теоретическом уровне содержательное многообразие норм объективного права, можно увидеть устойчивую закономерность, которая проявляется особенно четко в общерегулятивном материальном правовом отношении и правореализации. Сущность этой закономерности в том, что в любой и особенно в сложной, будь то публичной или частной, правореализационной ситуации действует комплекс абстрактно-общих норм, адресованных ее участникам. По сути и фактически с точки зрения содержания этот комплекс абстрактно-общих норм (общерегулятивное правовое отношение) есть понятийно-смысловая модель или матрица конкретной регулируемой социальной ситуации и отношения. Именно эту модель, ее смысл необходимо уяснить участникам сложной жизненной ситуации и затем создать на ее основе максимально качественное ситуационное право, которое по содержанию не может быть выше уровня развития их правосознания и социально-правовой культуры. Причем набор этих норм, структура этого комплекса — общерегулятивного правового отношения примерно одинаковы.
Каждая норма выполняет свою функцию, поскольку не только отражает как нормативированное знание, т.е. знание, переведенное в плоскость нормативно-правового предписания, ту или иную сторону-элемент регулируемой социальной ситуации и отношения, которое может в ней возникнуть (этот элемент предопределяет социальное содержание нормы), но и одновременно регулирует эту сторону-элемент.
Рассмотрим этот комплекс абстрактно-общих норм, образующих то или иное общерегулятивное материальное правовое отношение. В него входят следующие нормативно-правовые образования:
нормы-задачи, нормы-цели, нормы-принципы. Они формируют исходное общее понимание границ правомерного поведения в данной социальной ситуации;
нормы-дефиниции, нормы-идеологемы, оценочные нормы. Эти нормативно-правовые конструкции содержат определения и дают характеристику тем или иным существенно значимым элементам конкретной ситуации: например, определение объекта-ценности, который может создаваться, изменяться, уничтожаться и т.п. субъектами в процессе возникновения, изменения и прекращения конкретного правового отношения;
нормы, устанавливающие, какие легальные организационные институты действуют в данной ситуации;
нормы-сроки и территориальные нормы, устанавливающие пространственно-временные параметры действия ситуации и ее участников;
статусные нормы, закрепляющие правовой статус, прежде всего компетенцию и полномочия субъектов — участников социальной ситуации и отношения;
материальная норма — правило поведения (гипотеза, диспозиция, санкция) для участников регулируемой ситуации и отношения;
нормы-средства (инструменты) и процедуры их применения. Они устанавливают, какие средства-инструменты и как можно задействовать в процессе деятельности для получения необходимых результатов;
запретительные и ограничительные нормы для участников конкретной ситуации (если они есть);
нормы, регламентирующие, какие юридические документы (вторичные формы права) надо использовать для фиксации и легализации деятельности субъектов и ее результатов;
контрольно-надзорные нормы регулируют и определяют, кто, когда, от имени каких государственных, муниципальных или публично-правовых образований и при каких условиях может осуществлять легальный контроль-надзор за деятельностью участников социальной ситуации и отношения.
Кроме того, дополнительно для особенно сложных правореализационных ситуаций выделяются следующие нормы:
материальные процедурные нормы, в том числе административные регламенты, устанавливающие последовательность действий (бездействия) участников и сторон отношения с внешними субъектами;
нормы — технические регуляторы, обязывающие субъектов соотносить свои действия (бездействие) с техническими требованиями и стандартами;
исключительные нормы, закрепляющие условия, при наступлении которых возможно изменение процедуры и алгоритма деятель- ности1.
На примере структуры общерегулятивного материального правоотношения отчетливо видно, какие пробелы объективного права в процессе регулирования динамики общественно значимой практики потенциально могут быть, поскольку отсутствие той или иной нормы в структуре общерегулятивного правового отношения как раз и образует специфическую разновидность пробела.
Конкретные правовые отношения в правореализации. Правореализация в динамике и на микроуровне преимущественно и главным образом состоит из многообразных конкретных правовых отношений, а также правореализационных моноструктур (реализация вне правового отношения). Именно с ними, а также с ситуационным правом и общерегулятивным правоотношением, своеобразными профессиональными инструментами имеют дело практикующие юристы. От того, в каком состоянии (нормальном или деформированном) конкретные правоотношения находятся, как они взаимодействуют друг с другом и внешней средой, во многом зависит уровень законности и правопорядка в правореализации, а в конечном счете реальное социальноправовое качество жизни человека, социальной группы, общества и государства. [6]
Адекватное современной практике и системное теоретическое знание о конкретных правовых отношениях, о ситуационном праве и об общерегулятивном правовом отношении, которые образуют ситуационный праворегулирующий комплекс1, формирует профессиональное мировоззрение юриста, является необходимой теоретико-методологической компонентой эффективного правового мышления и действия в конкретной, прежде всего сложной, правореализационной ситуации.
Исходя из реалий правореализационной практики и необходимости точного и более глубокого ее понимания последовательно рассмотрим дискуссионные положения теории правоотношений: 1) виды конкретных правовых отношений; 2) основные признаки конкретного материального правового отношения; 3) форму и содержание конкретного материального правоотношения; 4) субъекты и объекты правоотношений.
[1] Некоторые ученые используют терминологическую конструкцию «правоотношение-модель». Здесь фактически речь идет об общерегулятивном правовом отношении. См.: Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. С. 97— 105. См. также: ГревцовЮ.И. Проблемы теории правового отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981; Дудин А.П. Диалектика правоотношений. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1983; ПротасовВ.Н. Правоотношение как система. М.: Юрид. лит., 1991; КарташовВ.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 6: Правовые отношения и связи в юридической практике и правовой системе общества: Текст лекций. Ярославль, 2000; Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид. лит., 1974.
[2] О когнитивном правоотношении см.: ПоляковА.В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход: Курс лекций. С. 732.
[3] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. Т. 1. С. 301.
[4] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. 2-е изд., перераб. и доп. С. 447.
[5] Подробнее об этом см.: Погодин А.В. Элементы теории правореализации: Дис. ... докт. юрид. наук.
[6] Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1978; Радько Т.Н. Нормы права: Лекция. М., 2007; Рыбуш- кин Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990; Се- някинИ.Н. Специальные нормы советского права. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1987.
|