Четверг, 28.11.2024, 01:54
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовое регулирование обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних

Обеспечение информационной безопасности детей - задача комплексная не только по набору способов (правовые, организационные, технические), но и по числу субъектов, задействованных в этой деятельности. Конституцией Российской Федерации в части 1 статьи 38 определено : «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства»[1]. В соответствии с пунктами «е» и «ж» части 1 статьи 72 Основного закона вопросы воспитания, образования, культуры, а также координация вопросов здравоохранения и защита детства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее регионов.

Исследование нормативной правовой базы позволяет расширить перечень уровней нормативного правового обеспечения информационной безопасности детей и выстроить следующую систему :

1. Международно-правовые принципы и гарантии информационной безопасности детей.

Федеральное законодательство РФ и принимаемые на его основе подзаконные нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти/

Законодательство субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности детей по вопросам, отнесенным к их компетенции/

Правовое регулирование обеспечения информационной безопасности детей органами местного самоуправления на основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2] осуществляется по вопросам, делегированных им исполнительнораспорядительными либо представительными органами власти региона.

Международно-правовые акты, принципы и гарантии, касающиеся информационной безопасности детей, носят зачастую стандартизирующий, рекомендательный характер. Ратификация любого международного нормативного документа влечет некоторое ограничение суверенитета государства, что объясняет присоединение лишь к тем нормативным актам,

 

предписания которых по факту уже реализуются на территории страны.

22 апреля 1989 года на 425-м заседании представителей министров была приняты Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам № R (89) 7 «О принципах распространения видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию»[3]. В указанных рекомендациях сформулированы четкие принципы деятельности государств по противодействию обороту видеозаписей, содержащих насилие, жестокость и порнографию, а равно против тех, которые поощряют злоупотребление наркотиками. Одной из основных целей Рекомендаций была охрана интересов несовершеннолетних.

Рекомендациями Комитета министров Совета Европы от 9 сентября 1991 года № R (91) 11 «Относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, торговли детьми и несовершеннолетними»[4] была определена система организационно-правовых мер, направленных на защиту несовершеннолетних от всех форм сексуального насилия или эксплуатации, включая вовлечение в детскую порнографию. Помимо этого 30 октября 1997 года были разработаны и приняты Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (97)19 «Об изображении насилия в электронных средствах информации»[5], где разъясняются негативные последствия пропаганды насилия в средствах массовой информации. Особое внимание акцентируется на отрицательном воздействии популяризации насилия на молодежь.

Необходимо отметить такой весомый международно-правовой акт в сфере защиты детей от вредоносной информации, как Европейская конвенция о трансграничном телевидении» 1989 года[6]. Данный правовой документ определяет разумные требования к транслированию телепрограмм, затрагивающих либо посягающих на права и интересы несовершеннолетних в сфере духовно-культурного и интеллектуального развития. Статьей 7 данного международно-правового акта определяются обязанности телевещателя :

1. Программы в целом, их представление и содержание должны обеспечивать уважение к достоинству человеческой личности и основным правам других людей. В частности, они не должны :

 

а) быть непристойными и, в особенности, содержать порнографию;

б) чрезмерно выделять насилие и способствовать расовой ненависти.

2. Все программы, которые могут нанести вред физическому,

умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могут их смотреть.

Помимо этого Конвенция установила рамки изготовления и использования рекламного контента с участием несовершеннолетних либо контента, адресованного несовершеннолетним (реклама игрушек, сладостей, детских развлекательных центров и т.д.).

Нами приведен далеко не полный перечень международных актов, которые еще в ХХ веке рекомендовали государствам - участникам международных ассоциаций (ООН, Совет Европы и др.) урегулировать сферу защиты несовершеннолетних от вредоносного информационного воздействия во избежание негативных последствий. Вместе с тем данные рекомендации не являются обязательными предписаниями для стран- участниц Совета Европы, и даже на сегодняшний день далеко не все государства разработали соответствующие правовые механизмы защиты детей от вредоносной информации. В числе этих стран и Российская Федерация. Эта, на первый взгляд, негативная тенденция позволит, по нашему мнению эффективно использовать зарубежный опыт, избежав определенных «проб и ошибок».

К примеру, в Федеративной Республике Германии еще в 1953 году был издан Закон «О распространении материалов, вредных для молодежи»[7], согласно которому вводилось множество ограничений на оборот информации, вредной для молодежи. Данным законом в ФРГ вводилась обязательная маркировка информационной продукции надписями о возрастном цензе, установлен запрет на трансляцию по радио, телевидению до 23 часов информационной продукции, запрещенной к обороту среди несовершеннолетних. Прокат фильмов и их показ в общественных местах несовершеннолетним мог быть возможен только при наличии соответствующего разрешения высших земельных органов по делам молодежи. В Великобритании также довольно детально регулируется сфера распространения вредоносной информации. Например, в 1955 году был издан закон «О детях и молодежи», в котором нашла отражение деятельность по производству комиксов для детей. В нормативном акте указано, что в подобных изданиях не должны быть изображены противозаконные действия, а равно акты насилия, жестокости, иные негативные явления, которые могут быть потенциально вредны для детей. Далее, в законе «О непристойных публикациях» 1959 года содержалось понятие «непристойной публикации», под которой подразумевалась публикация, направленная на развращение или

 

растление лиц, которые изучают данный материал. Примечательно, что к этой категории относятся публикации не только сексуальной направленности, но и пропагандирующие насилие либо употребление наркотиков. Закон Великобритании «О неприличных показах» в 1981 году ввел в юридический тезаурус понятие «неприличие», которое, по сути, было тождественно понятию «непристойность», закрепленному указанным выше нормативным актом. Данные понятия отличаются лишь по степени тяжести. Неприличие представляет собой более легкое проявление противозаконного действия по сравнению с понятием «непристойность». Вновь напомним, что не ставили перед собой цель всеобъемлюще изучить законодательство Соединенного Королевства в рассматриваемой сфере, и причисленные нормативные документы являются лишь малой толикой от общего объема правовых установлений.

Несмотря на то, что Соединенные Штаты Америки зачастую ассоциируются с максимумом свободы и демократии, в том числе верховенством права на свободу слова, Свод законов США содержит норму (ст. 1464 титула 18 Свода законов США (18 U.S.C. § 1464), согласно которой осуществляется регулирование теле- и радиовещания. В соответствии с этой нормой запрещается демонстрация «любых непристойных, неприличных либо грубых выражений в радиосвязи». Помимо этого в США еще с 1968 года вся информационная продукция имеет возрастную классификацию, а также регламентирована так называемая «безопасная гавань» - время, в которое запрещено демонстрировать негативный для детей контент - с 6 до 22 часов[8]. Это пример позитивного регулирования защиты информационной безопасности детей, которое строится не на табуировании какого-либо поведения при возведении в абсолют конкретного объекта защиты, а на регламентации процедуры оборота информации, при которой учитываются права и интересы нескольких сторон.

Также хотелось бы обратить внимание на опыт Французской республики по рассматриваемому вопросу. Телерадиовещание в этом государстве регулируется законодательным актом «О свободном вещании» 1986 года, в рамках которого предусмотрено требование о классификации всего информационного контента транслируемых программ по возрастным категориям[9]. Основной целью законодательного регулирования в данной области является защита чувств детей и подростков от негативного воздействия через транслируемые программы.

Следует отметить, что даже в странах постсоветского пространства сфера защиты детей была урегулирована еще в начале XXI века. Так, в

 

Грузии в 2001 году был принят закон «О защите несовершеннолетних от вредного влияния»[10], в котором предусмотрены, в числе прочего :

- классификация информационной продукции по возрастному цензу;

- временные ограничения трансляции («безопасная гавань»);

- запрет на демонстрацию фильмов в кинотеатрах несовершеннолетним, возраст которых не соответствует возрастной категории фильма;

- ведение реестров и запрет продажи детям фильмов и печатных изданий, способных оказать вредное воздействие на несовершеннолетних.

В Литве в 2002 году был принят закон «О защите несовершеннолетних от негативного влияния публичной сферы»[11], которым предусмотрены критерии общественной информации, оказывающей негативное воздействие на физическое, умственное или нравственное развитие несовершеннолетних, порядок ее оглашения и распространения, а также обязанности и ответственность подготовителей, распространителей и собственников такой информации. Напомним, нами дан лишь абрис международного и зарубежного национального законодательства о защите несовершеннолетних от вредоносного информационного воздействия. Основной тезис, который мы хотели бы донести до внимания читателя сводится к тому, что ограничение оборота информации во имя защиты ребенка ни в одной развитой стране мира не расценивается как покушение на свободу слова. Более того, в конституциях всех перечисленных государств закреплена норма о допустимости ограничения естественных прав в целях защиты нравственности и здоровья.

Национальное законодательство России исходит из приведенных выше положений международных документов и включает множество нормативных правовых актов, обеспечивающих права и законные интересы детей. Вместе с тем на заре российской государственности ясно прослеживалась недостаточная регламентация данного вопроса. Чуть ли не единственным упоминанием в позитивном праве вредоносной информации была статья 37 «Эротические издания» Закона от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации»[12], в которой были отражены некоторые правила распространения продукции средств массовой информации эротического содержания, а также указание на делегирование полномочий по предъявлению требований к помещениям по продаже эротической продукции субъектам Российской Федерации.

 

Несколько изменил ситуацию Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[13], где в статье 14 «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию», закреплены первые принципы информационной защиты несовершеннолетних. С принятием указанного нормативного акта в некоторой степени в России начало формироваться законодательство в сфере информационной защиты несовершеннолетних. D xfcnyjcnb, в пункте 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации»[14] одной из задач было провозглашено обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних, что также свидетельствовало о формировании государственной политики в рассматриваемой сфере.

Однако, помимо абстрактной декларации указанных принципов в рассматриваемы [ нормативных правовых актах, иных действенных шагов законодателем предпринято не было вплоть до принятия Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[15]. Этот нормативный акт, как уже отмечалось во введении, является ключевым документом, определяющим необходимость обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию, а также от распространения печатной, видео- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение и содержащих сведения порнографического характера.

Далее задача по обеспечению безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, была поставлена Указом Президента от 1 июня 2012 года № 761 в рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы[16].

Следует отметить, что положения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» органично сочетаются с концепцией Федеральных законов от 24 июля

 

1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[17] и от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[18]. Охранение правовых установлений указанных актов обеспечивают нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[19] и Уголовного кодекса Российской Федерации[20].

Законодательство субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере в большей степени сформировано в области распространения эротических материалов. Данный факт обусловлен тем, что статьей 37 Закона «О средствах массовой информации» непосредственное правовое регулирование оборота эротических материалов передано в полномочия органов местного самоуправления, которые и устанавливают правила оборота эротических материалов в рамках территорий своих муниципальных образований. Однако в ходе изучения законодательства субъектов Российской Федерации можно сделать вывод, что законные требования к определению мест розничной продажи продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, в различных регионах и муниципальных образованиях имеются существенные отличия. К примеру, в пункте 1.2 постановления главы администрации г. Твери от 18 августа 2008 года № 2179 «Об определении расположения помещений, специально предназначенных для розничной продажи продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера» указано, что специально предназначенные помещения не могут размещаться в общеобразовательных, дошкольных учреждениях, культовых зданиях и сооружениях, организациях культуры (объекты ограничения), а также на прилегающих к ним территориях на расстоянии менее чем 50 метров от границ территорий». Согласно постановлению мэра г. Новосибирска от 17 ноября 2006 г. № 1199 «Об утверждении Порядка распространения продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера» указано, что розничная продажа продукции указанных средств массовой информации должна осуществляться только в специально предназначенных помещениях, которые не могут размещаться на территории ближе 500 метров от образовательных учреждений, памятников истории и культуры, зданий для отправления религиозных культов. Таким образом, существует значительный диссонанс между региональными нормативно-правовыми актами, регулирующими розничную продажу продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера.

Несмотря на то, что в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних региональное законодательство сформировано главным образом в области распространения материалов эротического характера, в некоторых регионах разработаны, приняты и успешно функционируют нормативные правовые акты, направленные на защиту несовершеннолетних от вредоносной информации и их нравственное воспитание. В качестве примеров можно привести закон Краснодарского края от 30 декабря 2013 г. № 2867-КЗ «О патриотическом и духовнонравственном воспитании в Краснодарском крае», постановление губернатора Белгородской области от 9 декабря 2004 г. № 224 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи», закон Омской области от 25 декабря 2012 года № 1501-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Омской области» и другие.

Необходимо отметить, что практика законотворчества субъектов Российской Федерации в части нравственного развития несовершеннолетних зачастую не содержит региональной специфики. Обусловлено это тем, что региональный законодатель, по-видимому, в информативных целях зачастую переписывает нормы федерального законодательства в рассматриваемой сфере. Подобное дублирование правовых предписаний представляется излишним.

Отечественные подзаконные нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере играют особую роль, ведь в них либо осуществляется стратегическое планирование развития системы обеспечения информационно-психологической безопасности детей, либо детализируются положения законов в контексте распределения государственно-властных полномочий между органами управления.

Проведя обзор основополагающих нормативных правовых актов в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности детей, перейдем к анализу отдельных их положений. Первое, на что следует обратить внимание при изучении федерального законодательства, - это серьезный временной разрыв между принятием Семейного кодекса РФ, Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с одной стороны, и Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» - с другой. Действительно, до 2010 года законодатель практически не пытался систематизировать общественные отношения, связанные с негативным информационным воздействием на индивидуальную психику и общественное (групповое) сознание. Так, внесенный комитетом по безопасности 3 декабря 1999 года в Государственную Думу проект

 

Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности» так и не был принят в связи с противоречивостью ряда содержащихся в нем норм. Однако вопреки обычной процедуре на доработку этот законопроект не направлялся, о нем забыли на 10 лет.

Вместе с тем правоотношения не статичны, они подвержены постоянным изменениям, что требует от законодателя внесения постоянных корректив и доработки нормативного материала. За первые десять лет российской государственности была выстроена система профилактики правонарушений несовершеннолетних, заложен базис законодательства о средствах массовой информации и рекламе. В Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях фрагментарно нашли свое отражение нормы, предусматривающие ответственность за незаконный оборот порнографии и эротики, оборот сведений экстремистского характера и отдельных разновидностей недостоверных сведений. Отсутствие единого подхода и общей цели нормативного регулирования обусловило наличие ряда противоречий между указанными актами, затруднившими правоприменение.

Цель законодательного регулирования в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, не определена легально и в ФЗ о защите детей. Однако содержание данного закона, а также логика дополнений, внесенных в Федеральные законы от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[21], от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»[22] и от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»[23] позволяет определить в качестве цели обеспечение соблюдения интересов несовершеннолетних в сфере физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития при получении не ограниченной в доступе или обороте информации.

Следует помнить при этом, что действие положений ФЗ о защите детей не распространяется на сферы :

оборота информационной продукции, содержащей научную, научнотехническую, статистическую информацию;

распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами;

оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;

рекламы.

В статье 2 рассматриваемого закона законодателем сформулирован ряд

 

определений, понимание которых обеспечивает эффективность реализации в том числе и государственной политики в информационной сфере.

Вместе с тем, не все термины признаются учеными достаточно проработанными и точными. Отметим лишь некоторые, наиболее значимые недочеты.

Во-первых спорной представляется легальная трактовка термина «информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей», под которой понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Следует указать на очевидную алогичность определения : из формулировки следует, что вред наносит только та информация, что ограничена или запрещена оборотом, хотя причинно-следственная связь здесь должна быть обратной - лишь наносящая вред ребенку информация может быть ограничена в обороте. Далее следует сказать о прикладной

несостоятельности рассматриваемого определения - это констатация очевидного факта, пустая лексическая конструкция, ликвидация которой не повлияет на положение вещей в сфере защиты детей от вредоносной информации. Причем основанием названной проблемы, как нам представляется, являются не недостатки юридической техники, а прецедентность определения самих категорий вредоносной информации. Законодатель не определил единые вредоносные качества, которые делают информацию опасной для ребенка, он пошел по пути перечисления

конкретных ее видов[24]. Полагаем, основными вариативными признаками вредоносной для ребенка информации являются ее непристойность,

недостоверность и деструктивность воздействия на здоровье :

Недостоверной информацией (с правовой точки зрения) являются

не соответствующие объективной действительности, оборот которых посягает на основы конституционного строя, права и законные интересы человека и гражданина, интересы обороны страны и безопасности государства. К этому же правовому институту в качестве особых

разновидностей относятся сведения, направленные на разжигание ненависти, вражды и насилия, в том числе информация экстремистского характера.

Информация непристойного характера определяется, как сведения, оборот которых подрывает признаваемые обществом в качестве социально необходимых индивидуальные нравственные качества личности и правила пристойного поведения и наносит значительный ущерб интересам личности, обществу и государству.

Информация, деструктивно воздействующая на здоровье человека - сведения, потребление которых наносит или провоцирует нанесение вреда физическому и (или) психическому здоровью их потребителя путем формирования чувства страха и паники, манипуляционного воздействия на индивидуальную психику и общественное сознание, привития психофизиологической зависимости от употребления средств и веществ, наносящих вред здоровью.

Вредоносную для детей информацию следует определить как сведения, содержащие качества недостоверности, непристойности или деструктивности, негативное воздействие которых на индивидуальную психику несовершеннолетнего и (или) групповое сознание лиц, не достигших совершеннолетия, обуславливает необходимость ограничения или запрета их оборота.

Во-вторых, обращает на себя внимание категория «информационная безопасность детей», определяемая как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию». Трудно представить себе ситуацию, при которой риск причинения информационного вреда ребенку отсутствует вовсе. Если ребенок растет и воспитывается в социуме, такая опасность есть всегда. Легальное закрепление любого вида безопасности (информационной, экологической, экономической и др.) через категории «отсутствие угроз» или «отсутствие риска» утопично.

Далее сравним это определение с общим термином «информационная безопасность», под которой согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации[25] понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Упрощенно интересы личности в информационной сфере можно свести к реализации трех системообразующих прав : на доступ к информации; на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных; на использование информации в интересах личностного развития[26]. Логично предположить, что все перечисленные, а также некоторые специальные, характерные только для несовершеннолетних, права составляют основу информационной безопасности детей. Однако с позиции ФЗ о защите детей это не так. Приведенное выше определение неоправданно, на наш взгляд, сужает содержание категории «информационная безопасность детей», исключая из него право на доступ к открытой информации (в частности, на образование) и право на неприкосновенность частной жизни.

Помимо того, дети все чаще становятся жертвами преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий и сети Интернет. Эта особенность виктимности несовершеннолетних также в рассматриваемом законе не учтена. Как нам представляется, следует либо расширить легальную трактовку указанного термина, либо переименовать дефиницию, назвав ее «информационно-психологическая безопасность детей».

Информационно-психологическая безопасность детей - основанное на особом правовом статусе и уровне психофизиологического развития состояние защищенности индивидуальной психики несовершеннолетнего и группового сознания лиц, не достигших совершеннолетия, от осуществляемого при обороте вредоносной информации негативного психологического воздействия.

Виды вредоносной для детей информации перечислены в статье 5 ФЗ о защите детей, при этом упрощенно ее можно разделить на две группы :

1. К запрещенной оборотом среди несовершеннолетних информации относятся сведения :

побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью несовершеннолетних, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

способные вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

обосновывающие или оправдывающие допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающие осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением определенных рассматриваемым законом случаев;

отрицающие семейные ценности, пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения и формирующие неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

оправдывающие противоправное поведение;

содержащие нецензурную брань;

содержащие информацию порнографического характера;

о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

2. К ограниченной в обороте среди детей определенных возрастных категорий информации относятся сведения :

представляемые в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

вызывающие у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемые в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

представляемые в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

содержащие бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Статья 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» при категорировании запрещенных в обороте среди несовершеннолетних сведений выделяет отдельно те, что могут способствовать вовлечению ребёнка в противоправную или асоциальную деятельность. Они перечислены в пунктах 2, 3, 5 и 6 части 2 данной статьи. Положительно оценивая правотворческую смелость и степень проработанности режима ограничения оборота вредоносной информации, следует отметить, что эмпирических данных, однозначно подтверждающих стойкую причинно-следственную связь между восприятием запрещённой информации и совершением деликта, на момент принятия закона не было. Подобная ситуация провоцирует скептическое отношение к указанному нормативным акту, когда сама вредоносность отдельных категорий информации представляется мистификацией[27].

 

[1] Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС «КонсультантПлюс».

[2] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

6

[3] О принципах распространения видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию : рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам № R (89) 7 (принята 22 апреля 1989 г. на 425-м заседании представителей министров) // СПС «КонсультантПлюс».

[4] Относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, торговли детьми и несовершеннолетними : рекомендации Комитета министров Совета Европы от 9 сентября 1991 г. № R (91) 11 // СПС «КонсультантПлюс».

[5] Об изображении насилия в электронных средствах информации : рекомендации Комитета министров Совета Европы от 30 октября 1997 г. № R (97) 19 // СПС «КонсультантПлюс».

[6] Европейская конвенция о трансграничном телевидении (ETS № 132, Страсбург, 5 мая 1989 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

[7] Законодательный опыт ФРГ по защите детей и подростков от показа в СМИ сцен насилия, жестокости, порнографии: Официальный сайт Государственной Думы РФ [Электронный ресурс]. - URL : http ://iam.duma.gov.ru/node/2/4419/14423 (дата обращения: 25.10.2015).

[8] Ефимова Л. Л., Кочерга С. А. Информационная безопасность детей: российский и зарубежный опыт. - М., 2013. - С. 9.

[9] Артищев А. Право на свободное распространение информации посредством теле- и радиовещания : закрепление в национальном законодательстве некоторых государств и организационное обеспечение реализации [Электронный ресурс]. - URL : http ://www.law.edu.ru (дата обращения : 25.10.2015).

9

[10] О защите несовершеннолетних от вредного влияния : закон Грузии от 28 сентября

2001 г. [Электронный ресурс] // URL : http ://www.old.eurasia-

media.ru/law/ge_o_zashite.shtml (дата обращения : 25.10.2015).

[11] О защите несовершеннолетних от негативного влияния публичной сферы : закон

Литовской Республики от 10 сентября 2002 г. [Электронный ресурс] //

URL : http ://medialaw.asia/document/-6734 (дата обращения : 25.10.2015).

[12] О средствах массовой информации : закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 // СПС «КонсультантПлюс».

[13] Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

[14] Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

[15] О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». Далее - ФЗ о защите детей.

[16] О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // СПС «КонсультантПлюс».

11

[17] Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»

[18] Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

[19] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

[20] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

[21] Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». Далее - ФЗ об информации.

[22] О рекламе : федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

[23] О связи : федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

14

[24] Занина Т. М., Лукина Е. И. Административно-правовая защита несовершеннолетних от вредоносной информации в информационном обществе // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции. - СПб. : Изд-во СПбУ МВД России, 2014. - С. 144-150.

[25] Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г.) // Рос. газета. - 2000. - 28 сент.

[26] Занина Т. М., Караваев А. А. Административная ответственность за правонарушения в сфере охраны конфиденциальной информации // Вестник Воронежского института МВД России. - 2013. - № 3 - С. 123-130.

[27] Соловьев В. С. Предупреждение влияния средств массовой коммуникации на вовлечение несовершеннолетних в сферу оказания коммерческих сексуальных услуг // Научная перспектива. - 2012. - № 4. - С. 26-28.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (04.07.2017)
Просмотров: 241 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%