Четверг, 28.11.2024, 01:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Вредоносная информационная среда как фактор формирования и развития деликтности несовершеннолетних

С целью определения степени влияния вредоносной информации на деликтность ребенка нами проведено анкетирование 95 несовершеннолетних, состоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Воронежской области в связи с совершением правонарушений[1]. Полученные данные были сопоставлены с результатами опроса контрольной группы - 110 несовершеннолетних той же возрастной категории, которые не совершали противоправных деяний. Исследование особенностей информационной среды указанных групп дало интересные, а во многом и неожиданные результаты.

Первый вопрос был нацелен на получение сведений о частоте и продолжительности получения информационного контента из телевидения.

Делинквенты

Вопрос:

Сколько времени ты проводишь за просмотром телевизора?

Контрольная

группа

Разница

показателей

23 %

менее часа

29 %

- 6 %

37 %

1-2 часа

44 %

- 7 %

30 %

2-3 часа

14 %

+ 16 %

3 %

4-5 часов

11 %

- 8 %

7 %

более 5 часов

2 %

+ 5 %

 

Эталонным ответом является «не более двух часов в день». Несовершеннолетние правонарушители по сравнению с представителями контрольной группы чаще смотрят телепередачи свыше двух часов в день, что может быть отчасти объяснено слабой социализацией потенциальных делинквентов среди сверстников. Этот индикатор скорее является последствием отклоняющегося поведения, нежели его причиной.

Делинк

венты

Продолжи утверждение :

Мои любимые жанры кинофильмов - это

Контрольная

группа

Разница

показателей

26 %

фантастика

17 %

+ 9 %

24 %

боевик

14 %

+ 10 %

38 %

триллер и ужасы

23 %

+ 15 %

4 %

драма и мелодрама

6 %

- 2 %

2 %

фильмы о спорте

7 %

- 5 %

2 %

комедия

28 %

- 26 %

4 %

иное

5 %

- 1 %

 

 

Результаты анкетирования по второму вопросу демонстрируют существенное различие между информационными средами несовершеннолетних правонарушителей и представителей контрольной группы. Первые на 10-15 % чаще предпочитают просмотр контента, связанного с насилием и жестокостью, в то время как вторые значительно чаще выбирают просмотр комедийных фильмов, несущих эмоционально позитивный характер.

Делинквенты

Продолжи утверждение :

Телевизор чаще всего я смотрю...

Контрольная

группа

Разница

показателей

55 %

один

77 %

- 22 %

28 %

со сверстниками

6 %

+ 22 %

17 %

со взрослыми

17 %

+ 0 %

 

В совокупности с результатами ответов на предыдущий вопрос приведенные выше данные указывают на отсутствие прямой связи между бесконтрольным просмотром телепередач несовершеннолетними и

последующим девиантным поведением. Сам факт получения ребенком информационного контента в отсутствие родителей не означает, что он будет склонен к поиску и просмотру вредоносной информационной продукции. Решающее значение здесь имеют те воспитательно-ориентирующие установки, которые были даны несовершеннолетнему. Данное

предположение подтверждается результатами ответа на следующий вопрос.

Делинк

венты

Вопрос:

Участвуют ли родители в выборе контента, который ты смотришь, читаешь или слушаешь?

Контрольная

группа

Разница

показателей

21 %

да

11 %

+ 10 %

21 %

нет

45 %

- 24 %

54 %

чаще участвуют

32 %

+ 22 %

4 %

чаще не участвуют

12 %

- 8 %

 

Если свобода выбора информационного контента дается 57 % представителей контрольной группы, то у несовершеннолетних правонарушителей это происходит лишь в каждом четвертом случае. Подводя промежуточный итог сказанному, следует в целом отметить отсутствие прямой зависимости между частотой и продолжительностью просмотра телевизора ребенком, а также степенью контроля в этой сфере со стороны родителей, с одной стороны, и противоправным поведением несовершеннолетнего - с другой. Исключение составляет, пожалуй, лишь жанровый выбор контента.

Изучив телевизионные предпочтения детей, перейдем к более современному информационному продукту - компьютерным играм.

Делинквенты

Вопрос:

Сколько времени ты проводишь за компьютерными играми в день?

Контрольная

группа

Разница

показателей

21 %

менее часа

18 %

+ 3 %

32 %

1-3 часа

44 %

- 12 %

14 %

3-5 часов

22 %

- 8 %

33 %

5 и более часов

16 %

+ 17 %

 

Исходя из полученных данных однозначно следует, что несовершеннолетние правонарушители значительно чаще представителей контрольной группы злоупотребляют компьютерными играми. Эталонным показателем при этом мы считаем «1-3 часа», он является пиковым для контрольной группы.

Делинквенты

Вопрос :

Назови любимые жанры компьютерных игр

Контрольная

группа

Разница

показателей

16 %

стратегии

26 %

- 10 %

40 %

шутеры / MMORPG

38 %

+ 2 %

26 %

гонки / симуляторы

22 %

+ 4 %

18 %

спортивные игры

14 %

+ 4 %

 

Из данных таблицы следует диспропорция интереса несовершеннолетних делинквентов к играм со сценами персонифицированного насилия и симуляторам, чей развлекающий потенциал строится на скорости реакции в ущерб к более интеллектуальному жанру компьютерных стратегий.

В последнем вопросе мы попросили анкетируемых несовершеннолетних назвать наименования их любимых компьютерных игр, а затем соотнесли возрастную категорию каждой из игр с возрастом респондента и получили следующие результаты :

Делинквенты

Соответствие игрового контента возрасту

Контрольная

группа

Разница

показателей

24 %

контент используется в рамках возрастного

47 %

- 23 %

ограничения

76 %

выявлено нарушение ограниченного оборота информационной продукции

53 %

+ 23 %

Подводя итог проведенному исследованию, следует перечислить

 

выявленные закономерности влияния информационной среды несовершеннолетних на их девиацию, которые могут быть использованы в качестве индикаторов ранней профилактики. На основании приведенных данных следует рекомендовать сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних ОВД, а также иным субъектам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних уделять

дополнительное внимание следующим индикаторам девиации :

1) предпочтение депрессивно-насильственных кинофильмов комедийным лентам;

продолжительность игры на компьютере свыше 5 часов в день;

3) предпочтение жанра насильственных игр в ущерб интеллектуальным;

несоответствие используемого игрового контента возрасту ребенка.

Учет этих факторов, как нам представляется, позволит более тщательно выстроить систему индивидуальной профилактической работы с

несовершеннолетним делинквентом, которая была бы ориентирована на работу с информационными ресурсами и каналами связи, посредством которых к несовершеннолетнему поступает информация. Центральное место среди таковых, безусловно, занимает Интернет.

Говоря о модели защиты детей в сети Интернет, мы подразумеваем совокупность правовых, организационных и технических мер, обеспечивающих в рамках юрисдикции отдельного государства информационно-психологическую безопасность детей. Изучение законодательства наиболее развитых государств мира, позволяет разделить подобные модели на три основные группы : 1) тотально-государственные;

общественно-партнерские; 3) переходные (паритетные).

Российское информационно-психологическое законодательство находится на этапе становления, законодатель в этой сфере активно использует «наработки» развитых стран мира, однако попытка совместить тотально-государственную и общественно-партнерскую модели обеспечения информационно-психологической безопасности детей порождает определенные пробелы и коллизии в праве, разрешение которых зачастую ложится на правоприменителя.

 

[1] Далее - «делинквенты», «несовершеннолетние правонарушители».

19

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (04.07.2017)
Просмотров: 162 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%