С целью определения степени влияния вредоносной информации на деликтность ребенка нами проведено анкетирование 95 несовершеннолетних, состоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Воронежской области в связи с совершением правонарушений[1]. Полученные данные были сопоставлены с результатами опроса контрольной группы - 110 несовершеннолетних той же возрастной категории, которые не совершали противоправных деяний. Исследование особенностей информационной среды указанных групп дало интересные, а во многом и неожиданные результаты.
Первый вопрос был нацелен на получение сведений о частоте и продолжительности получения информационного контента из телевидения.
Делинквенты
Вопрос:
Сколько времени ты проводишь за просмотром телевизора?
Контрольная
группа
Разница
показателей
23 %
менее часа
29 %
- 6 %
37 %
1-2 часа
44 %
- 7 %
30 %
2-3 часа
14 %
+ 16 %
3 %
4-5 часов
11 %
- 8 %
7 %
более 5 часов
2 %
+ 5 %
Эталонным ответом является «не более двух часов в день». Несовершеннолетние правонарушители по сравнению с представителями контрольной группы чаще смотрят телепередачи свыше двух часов в день, что может быть отчасти объяснено слабой социализацией потенциальных делинквентов среди сверстников. Этот индикатор скорее является последствием отклоняющегося поведения, нежели его причиной.
Делинк
венты
Продолжи утверждение :
Мои любимые жанры кинофильмов - это
Контрольная
группа
Разница
показателей
26 %
фантастика
17 %
+ 9 %
24 %
боевик
14 %
+ 10 %
38 %
триллер и ужасы
23 %
+ 15 %
4 %
драма и мелодрама
6 %
- 2 %
2 %
фильмы о спорте
7 %
- 5 %
2 %
комедия
28 %
- 26 %
4 %
иное
5 %
- 1 %
Результаты анкетирования по второму вопросу демонстрируют существенное различие между информационными средами несовершеннолетних правонарушителей и представителей контрольной группы. Первые на 10-15 % чаще предпочитают просмотр контента, связанного с насилием и жестокостью, в то время как вторые значительно чаще выбирают просмотр комедийных фильмов, несущих эмоционально позитивный характер.
Делинквенты
Продолжи утверждение :
Телевизор чаще всего я смотрю...
Контрольная
группа
Разница
показателей
55 %
один
77 %
- 22 %
28 %
со сверстниками
6 %
+ 22 %
17 %
со взрослыми
17 %
+ 0 %
В совокупности с результатами ответов на предыдущий вопрос приведенные выше данные указывают на отсутствие прямой связи между бесконтрольным просмотром телепередач несовершеннолетними и
последующим девиантным поведением. Сам факт получения ребенком информационного контента в отсутствие родителей не означает, что он будет склонен к поиску и просмотру вредоносной информационной продукции. Решающее значение здесь имеют те воспитательно-ориентирующие установки, которые были даны несовершеннолетнему. Данное
предположение подтверждается результатами ответа на следующий вопрос.
Делинк
венты
Вопрос:
Участвуют ли родители в выборе контента, который ты смотришь, читаешь или слушаешь?
Контрольная
группа
Разница
показателей
21 %
да
11 %
+ 10 %
21 %
нет
45 %
- 24 %
54 %
чаще участвуют
32 %
+ 22 %
4 %
чаще не участвуют
12 %
- 8 %
Если свобода выбора информационного контента дается 57 % представителей контрольной группы, то у несовершеннолетних правонарушителей это происходит лишь в каждом четвертом случае. Подводя промежуточный итог сказанному, следует в целом отметить отсутствие прямой зависимости между частотой и продолжительностью просмотра телевизора ребенком, а также степенью контроля в этой сфере со стороны родителей, с одной стороны, и противоправным поведением несовершеннолетнего - с другой. Исключение составляет, пожалуй, лишь жанровый выбор контента.
Изучив телевизионные предпочтения детей, перейдем к более современному информационному продукту - компьютерным играм.
Делинквенты
Вопрос:
Сколько времени ты проводишь за компьютерными играми в день?
Контрольная
группа
Разница
показателей
21 %
менее часа
18 %
+ 3 %
32 %
1-3 часа
44 %
- 12 %
14 %
3-5 часов
22 %
- 8 %
33 %
5 и более часов
16 %
+ 17 %
Исходя из полученных данных однозначно следует, что несовершеннолетние правонарушители значительно чаще представителей контрольной группы злоупотребляют компьютерными играми. Эталонным показателем при этом мы считаем «1-3 часа», он является пиковым для контрольной группы.
Делинквенты
Вопрос :
Назови любимые жанры компьютерных игр
Контрольная
группа
Разница
показателей
16 %
стратегии
26 %
- 10 %
40 %
шутеры / MMORPG
38 %
+ 2 %
26 %
гонки / симуляторы
22 %
+ 4 %
18 %
спортивные игры
14 %
+ 4 %
Из данных таблицы следует диспропорция интереса несовершеннолетних делинквентов к играм со сценами персонифицированного насилия и симуляторам, чей развлекающий потенциал строится на скорости реакции в ущерб к более интеллектуальному жанру компьютерных стратегий.
В последнем вопросе мы попросили анкетируемых несовершеннолетних назвать наименования их любимых компьютерных игр, а затем соотнесли возрастную категорию каждой из игр с возрастом респондента и получили следующие результаты :
Делинквенты
Соответствие игрового контента возрасту
Контрольная
группа
Разница
показателей
24 %
контент используется в рамках возрастного
47 %
- 23 %
ограничения
76 %
выявлено нарушение ограниченного оборота информационной продукции
53 %
+ 23 %
Подводя итог проведенному исследованию, следует перечислить
выявленные закономерности влияния информационной среды несовершеннолетних на их девиацию, которые могут быть использованы в качестве индикаторов ранней профилактики. На основании приведенных данных следует рекомендовать сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних ОВД, а также иным субъектам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних уделять
дополнительное внимание следующим индикаторам девиации :
1) предпочтение депрессивно-насильственных кинофильмов комедийным лентам;
продолжительность игры на компьютере свыше 5 часов в день;
3) предпочтение жанра насильственных игр в ущерб интеллектуальным;
несоответствие используемого игрового контента возрасту ребенка.
Учет этих факторов, как нам представляется, позволит более тщательно выстроить систему индивидуальной профилактической работы с
несовершеннолетним делинквентом, которая была бы ориентирована на работу с информационными ресурсами и каналами связи, посредством которых к несовершеннолетнему поступает информация. Центральное место среди таковых, безусловно, занимает Интернет.
Говоря о модели защиты детей в сети Интернет, мы подразумеваем совокупность правовых, организационных и технических мер, обеспечивающих в рамках юрисдикции отдельного государства информационно-психологическую безопасность детей. Изучение законодательства наиболее развитых государств мира, позволяет разделить подобные модели на три основные группы : 1) тотально-государственные;
общественно-партнерские; 3) переходные (паритетные).
Российское информационно-психологическое законодательство находится на этапе становления, законодатель в этой сфере активно использует «наработки» развитых стран мира, однако попытка совместить тотально-государственную и общественно-партнерскую модели обеспечения информационно-психологической безопасности детей порождает определенные пробелы и коллизии в праве, разрешение которых зачастую ложится на правоприменителя.
[1] Далее - «делинквенты», «несовершеннолетние правонарушители».
19
|