Употребляя термин «система», мы подразумеваем не только совокупность материальных и процессуальных правовых норм, но и комплекс организационных и технических мер, которые реализуются специально уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными организациями и объединениями, а также физическими лицами. Необходимость согласованных действий всех этих субъектов при реализации норм различных отраслей права обуславливает сложность построения целостной и сбалансированной системы обеспечения информационно-психологической безопасности детей. Считая основным организующим субъектом в рассматриваемой сфере государство, мы сконцентрируемся на проблемах, разрешение которых входит в компетенцию именно этого публично-властного субъекта.
В научной литературе принято выстраивать трехуровневую систему субъектов обеспечения информационной безопасности :
федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (т.е. непосредственно государство);
общественные объединения и организации;
физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства), принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации[1].
В рамках настоящего исследования наибольший интерес представляют федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, так как именно они, в соответствии с. ч. 1 ст. 14 федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[2], принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Среди всех субъектов обеспечения информационной безопасности, наиболее значимыми являются органы государства. В соответствии с
действующим законодательством, регулирующим административные правоотношения в информационной сфере, они являются как субъектами, несущими административную ответственность, так и субъектами, возлагающими ее. Только они обладают властными полномочиями и вправе применять законодательные нормы по привлечению к административной ответственности. По своей сущности эти меры выражаются в психологическом или материальном воздействии на субъектов правонарушения и связаны с правовыми ограничениями личного и имущественного характера.
Между тем, исходя из административно-правового статуса, государственные органы в сфере обеспечения информационной безопасности обладают повышенной ответственностью за строгое соблюдение правовых норм. В случае обнаружения признаков административного правонарушения они обязаны принять все предусмотренные законом меры к установлению события правонарушения, лиц, виновных в совершении правонарушения, и к их наказанию.
Выполнение этих обязанностей гарантировано административной ответственностью. Например, данные субъекты (в отличие от других) в административном производстве имеют право самостоятельно принимать решения, связанные с привлечением к административной ответственности. Эти решения должны строго соответствовать закону. Так, принятие незаконного решения обеспечивается процессуальной санкцией - отменой незаконного решения, а также должно обеспечиваться административно - правовой санкцией (что, к сожалению, не предусмотрено действующим административным законодательством РФ) - предупреждением, штрафом, лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью (к примеру, в случае разглашения должностным лицом сведений персонального или иного характера, если они стали ему известны в связи с занимаемой должностью).
Рассматривая государство как субъект, наделенный
административными полномочиями в сфере обеспечения информационной безопасности посредством деятельности государственных органов и должностных лиц, необходимо отметить, что деятельность, связанная с обеспечением информационной безопасности, должна строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Элементами организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются : Президент России, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство России, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом РФ и Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, общественные объединения, граждане, принимающие в соответствии с законодательством участие в решении задач обеспечения информационной безопасности.
Президент Российской Федерации :
• руководит в пределах своих конституционных полномочий органами по обеспечению информационной безопасности;
• санкционирует действия по обеспечению информационной безопасности;
• в соответствии с законодательством формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы по обеспечению информационной безопасности;
• определяет в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию приоритетные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, а также меры по реализации Доктрины информационной безопасности.
Палаты Федерального Собрания Российской Федерации на основе Конституции России, по представлению Президента РФ и Правительства РФ формируют законодательную базу в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию приоритетных направлений в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также при формировании в установленном порядке проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривает выделение средств, необходимых для реализации федеральных программ в этой области.
[1] Федотова О. А. Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности : дис. ... канд. юрид. наук / О. А. Федотова. - М. : РГБ, 2003. - С. 24.
[2] Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
23
|