Перечень органов, уполномоченных реализовывать государственную политику в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, что логично, определен в Федеральных законах «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данные нормативные правовые акты по своей сути имеют единую цель - предотвращение детской деликтности и воспитание достойного члена общества, однако, с точки зрения правовой регламентации, выстраивают две параллельные системы органов, практически не взаимодействующие между собой, что, безусловно, негативно сказывается на эффективности реализации государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних.
Основными субъектами, обеспечивающими профилактику девиантного поведения несовершеннолетних выступили органы и учреждения, перечисленные в части 1 статьи 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» :
• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• органы управления социальной защитой населения;
• органы власти, осуществляющие управление в сфере образования (федеральные, региональные и местные);
• органы опеки и попечительства;
• органы по делам молодежи;
• органы управления здравоохранением;
• органы службы занятости;
• органы внутренних дел.
За годы совместной работы должностные лица указанных органов, несмотря на различия в их субординационном положении и дисбаланс компетенций, достигли положительных результатов в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе по вопросам их защиты от негативного информационного воздействия. Однако все изменилось с принятием ФЗ о защите детей, который, по сути, инициировал построение альтернативной системы органов, обеспечивающих информационно-психологическую безопасность несовершеннолетних.
Принятые во исполнение рассматриваемого федерального закона постановления Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» и от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе “Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено”» de-jure передали функции по контролю за оборотом запрещенной (ограниченной) для детей вредоносной информации в компетенцию четырех основных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных подразделений) :
- Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН РФ) - в отношении распространяемой информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
- Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор РФ) - в отношении соблюдения образовательными и научными организациями требований законодательства о защите детей от вредоносной информации, использования в образовательном процессе информационной продукции;
- Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ) - в отношении информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
- Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор РФ) - в отношении материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера.
К компетенции последнего органа, помимо того, отнесены :
разработка и реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции;
установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, предусмотренной данным федеральным законом;
общий государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Итак, налицо дублирование одной по содержанию функции в рамках двух систем властных органов, между которыми не выстроены ни вертикальные (субординационные), ни горизонтальные (координационные) административно-правовые взаимоотношения. В период, когда цели административной реформы государственного аппарата (среди которых, кстати, оптимизация функционального статуса органов государственной власти) признаются достигнутыми, наличие столь масштабного «конфликта интересов» властвующих субъектов кажется неуместным.
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» относит к ведению Правительства Российской Федерации распределение между органами исполнительной власти следующих полномочий в сфере обеспечения информационной безопасности детей :
разработка и реализация единой государственной политики в рассматриваемой сфере;
разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции;
установление порядка проведения экспертизы информационной продукции;
государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Необходимо отметить тот факт, что данный закон не выстраивает систему государственных органов, реализующих первые три из перечисленных выше полномочий в сфере защиты несовершеннолетних от вредоносной информации, и только система органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, указана в ст. 20 рассматриваемого закона :
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей;
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.
Таким образом, выстроить систему федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и нравственному развитию, возможно лишь анализируя принимаемые в соответствии с ФЗ о защите детей нормативно-правовые акты. Так, 16 марта 2011 г. вынесено распоряжение Правительства РФ № 427-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального
закона “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”»[1]. Рассматриваемый план содержит пункт о разработке и внесение в Правительство РФ проекта акта Правительства РФ о наделении федеральных органов исполнительной власти полномочиями в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. В числе ответственных исполнителей находятся Минкомсвязь России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Минэкономразвития России, МВД России, ФСКН России, ФАС России, Минфин России, Минюст России.
Однако, несмотря на указанное распоряжение Правительства, основными полномочиями в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию наделено Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь России), которое осуществляет свою деятельность на основании Постановления Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 418 «О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»[2].
Помимо него государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют :
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) - в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»[3] осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции. В случае выявления нарушений принимает меры по их устранению, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным организациям и контроля за исполнением таких предписаний.
Министерство культуры РФ - действует в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации»[4] и осуществляет
контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере защиты детей от вредоносной информации; к обороту информационной продукции, относящейся к аудиовизуальной продукции, на любых видах носителей, а также информационной продукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, относящихся к установленной сфере деятельности министерства. Помимо этого Министерство культуры Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия, архивного дела.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - осуществляет надзор за соответствием сведений, полученных в результате классификации и указанных в сопроводительных документах, реализуемой потребителям информационной продукции, а также за размещением знака информационной продукции в соответствии с указанными сведениями и соблюдением требований технических регламентов.
Роскомнадзор - являясь подведомственным подразделением Минкомсвязи России, осуществляет надзор применительно к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе в сети Интернет) и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением надзорных полномочий, осуществляемых в данной сфере Рособрнадзором и Роспотребнадзором).
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к числу субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относит следующие органы :
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав[5] - координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, являеются гарантом соблюдения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других. Постановлением Правительства от 6 ноября 2013 г. № 995 утверждено Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав[6], в соответствии с которым определен правовой статус и порядок создания этих органов. Исследование прав и обязанностей КДН и ЗП позволяет определить их, как наиболее универсальный орган, уполномоченный в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания - в своей деятельности опираются на Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»[7] и осуществляют профилактику безнадзорности несовершеннолетних и организации индивидуальной профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними. Помимо этого учреждения социального обслуживания непосредственно предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, в ходе осуществления своей деятельности содействуют социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, в пределах своих полномочий способствовуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования[8], - включают в себя исполнительные органы федерального, регионального и муниципального значения, созданные для осуществления полномочий в области образования. Государственное управление в сфере образования на федеральном уровне осуществляют :
а) Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России), деятельность которого регламентирована Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации»[9];
б) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), выполняющая функции по контролю и надзору в сфере образования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»[10].
Помимо указанных органов, управление в сфере образования осуществляют также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, выполняют в большей степени контролирующие функции по соблюдению законодательства в области образования, осуществляют комплекс мер, направленных на организацию работы учреждений образовательной системы. Необходимо отметить тот факт, что законодатель в ст. 4 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности» не включает организации, осуществляющие образовательную деятельность в качестве субъекта системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но в ч. 2 ст. 14 того же нормативного акта перечисляет компетенцию организаций, осуществляющих образовательную деятельность, где очевидны профилактические функции, такие как выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, оказание помощи родителям в обучении и воспитании детей.
Органы опеки и попечительства, чья деятельность регламентирована Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»[11] и направлена, в первую очередь, на выявление несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу жизни, здоровью, препятствующей воспитанию несовершеннолетнего.
Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи. Представляют собой систему государственных органов, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ. Возглавляет систему данных органов Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), деятельность которого регламентирована Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи»[12]. Рассматриваемая система государственных органов осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем участия в разработке и реализации целевых программ, организации отдыха, досуга, занятости несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Органы управления здравоохранением и медицинские организации - уполномочены в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их деятельность регулируется Приказом Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2003 г. № 307 «О повышении качества оказания лечебно-профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним»[13], Приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства внутренних дел РФ от 20 августа 2003 г. № 414/633 «О
взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел»[14], в пределах своей компетенции осуществляют выявление, учет, обследование несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, осуществляют круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и иных детей в возрасте до четырех лет, оказывают медицинскую помощь, кроме этого осуществляют пропаганду здорового образа жизни, иные организационные мероприятия.
7. Органы службы занятости, чья деятельность регламентируется Законом от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[15]. Органам занятости предоставлены широкие полномочия в целях обеспечения трудоустройства несовершеннолетних лиц, решения проблем борьбы с безнадзорностью и ее профилактики.
8. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Деятельность этих органов регламентирована Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»[16], они ориентированы на предупреждение правонарушений несовершеннолетних в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, наркотизации молодежи в целом.
9. Учреждения уголовно-исполнительной системы в пределах своей компетенции проводят культурно-воспитательную работу с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, организуют оказание им медицинской, социальной и психологической помощи, а также проводят работу по исправлению осужденных. Правовой статус этого органа определен Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»[17].
10. Органы внутренних дел занимают особую нишу в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так как полиция, будучи наиболее крупным и универсальным по набору инструментов принудительного воздействия правоохранительным органом, по сути, выступает основным субъектом непосредственного выявления и пресечения девиантного поведения несовершеннолетних. Руководствуясь статьей 12 федерального закона «О полиции»[18], к прямым обязанностям полиции в числе прочего отнесено выявление причин административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, принятие в пределах своих полномочий мер по их устранению; участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участие в пропаганде правовых знаний.
Примечательно, что в статье 21 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» законодатель перечисляет и конкретизирует непосредственные полномочия подразделений по делам несовершеннолетних как составной части органов внутренних дел в сфере индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, ведущих антиобщественный образ жизни, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними. И здесь необходимо отметить тот факт, что именно в отношении родителей подразделения по делам несовершеннолетних могут реализовать свои полномочия, так как в сфере информационной безопасности несовершеннолетних основной проблемой является низкая осведомленность детей, родителей и педагогов о тех законах, которые предназначены для защиты детей от вредоносной информации.
С учетом сказанного считаем возможным сделать следующие выводы, замечания и предложения :
Система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и система органов государственной власти, контролирующая исполнение законодательства о защите детей от вредоносной информации, имеют во многом общие цели, однако существенно отличаются по объему предоставленных полномочий.
Отсутствие координации деятельности этих двух систем снижает эффективность государственной политики, целью которой является обеспечение информационно-психологической безопасности детей.
Необходимы разработка механизма взаимодействия этих субъектов и перераспределение их полномочий, ликвидирующие дисбаланс средств и способов профилактики и пресечения правонарушений в этой сфере. Решение этой задачи возможно как на законодательном уровне, так и посредством заключения соглашений между заинтересованными органами власти.
[1] Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» : распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 427-р // СПС «КонсультантПлюс».
[2] О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 418 // СПС «КонсультантПлюс».
[3] Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и
науки : постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 594 // СПС
«КонсультантПлюс».
[4] О Министерстве культуры Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 590 // СПС «КонсультантПлюс».
29
[5] Далее - КДН и ЗП.
[6] Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 // СПС «КонсультантПлю с».
[7] О государственной социальной помощи : федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178- ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
[8] Далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования.
[9] Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466 // СПС «КонсультантПлюс».
[10] Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки : постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 594 // СПС «КонсультантПлюс».
[11] Об опеке и попечительстве : федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ // СПС «КонсультантПлю с».
[12] О Федеральном агентстве по делам молодежи : постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 409 // СПС «КонсультантПлюс».
[13] О повышении качества оказания лечебно-профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним : приказ Министерства здравоохранения РФ от 14 июля 2003 г. № 307 // СПС «КонсультантПлюс».
32
[14] О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел : приказ Министерства здравоохранения РФ и МВД России от 20 августа 2003 г. № 414/633 // СПС «КонсультантПлюс».
[15] О занятости населения в Российской Федерации : закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // СПС «КонсультантПлюс».
[16] Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков : указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 // СПС «КонсультантПлюс».
[17] Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 // СПС «КонсультантПлюс».
33
[18] О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
34
|