Говоря об осуществляемой сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних защите детей от вредоносной информации, следует понимать, что карательная функция правоохранителей здесь вторична. Первостепенной задачей является правовая пропаганда и профилактика негативного информационного воздействия на ребенка, позволяющая избежать его девиации. Пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» устанавливает следующие обязанности в сфере информационно - психологического воздействия на граждан :
выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;
участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
участвовать в пропаганде правовых знаний.
Сам факт указания в тексте закона таких категорий как «пропаганда» и «профилактика» является значительным достижением, так как в действовавшем ранее законе РФ «О милиции» категория «пропаганда» вообще не упоминалась, а о профилактике совершения административных правонарушений, преступлений и асоциального поведения говорилось лишь косвенно.
Вместе с тем существующая формулировка правомочий сотрудников полиции в информационно-психологической сфере имеет некоторые недостатки.
Во-первых, непонятна позиция законодателя, в соответствии с которой профилактика осуществляется только в отношении несовершеннолетних лиц и лиц, имеющих намерение совершить уголовно наказуемое деяние, а из всего спектра видов асоциального поведения представлено лишь бродяжничество.
Во-вторых, не самой удачной формулировкой является «пропаганда правовых знаний», так как содержанием пропаганды являются не знания, а идеи. Помимо того, следует уточнить, какие именно из общего объема правовых знаний должен пропагандировать сотрудник полиции. Полагаем, что законодатель имеет в виду правовую информацию, непосредственно связанную с деятельностью полиции.
Итак, правовое воспитание населения выступает для сотрудников ПДН одним из направлений информационно-психологической борьбы и преследует специфическую цель, обусловленную назначением полиции.
Говоря о правовом воспитании и профилактике правонарушений, мы чаще всего подразумеваем работу с детьми, так как совершеннолетний гражданин, как правило, имеет устойчивые взгляды на законность и правопорядок, обусловленные уровнем индивидуальной правовой культуры, его взгляды трудно изменить. Ребенок же более податлив в этом контексте. Несмотря на это, отнесение правоохранительных органов (полиции) к основным субъектам формирования правовой культуры представляется нам несправедливым. Таковыми являются институты семьи, образования, средства массовой информации и средства массовой коммуникации. Позитивное информационно-психологическое воздействие полиции связано, в первую очередь, с пресечением и профилактикой антисоциального и противоправного поведения и носит, как правило, восстанавливающий характер.
Осуществляемая ПДН деятельность по правовому воспитанию несовершеннолетних имеет ряд характерных черт :
а) является информационной деятельностью, воздействующей на индивидуальную психику и общественное сознание;
б) имеет целью формирование правовой культуры личности, групповой правовой культуры;
в) осуществляется специально уполномоченными на то субъектами в рамках исполнения возложенных на них служебных полномочий;
г) осуществляется вербальными и невербальными способами;
д) содержит в себе призыв (побуждение) к соблюдению закона.
Таким образом, под правовым воспитанием несовершеннолетних
сотрудниками ПДН ОВД следует понимать осуществляемый специально уполномоченными на то субъектами комплекс мер по передаче либо распространению вербальными и невербальными способами информации о состоянии общественной безопасности и уровне преступности, направленный на привитие несовершеннолетним устойчивой психологической привычки соблюдения требований нормативных правовых актов с целью формирования индивидуальной, групповой и общественной правовой культуры.
Осуществляемое полицией правовое воспитание близко по
содержанию к профилактике правонарушений, что ставит вопрос о целесообразности выделения такого понятия в качестве самостоятельной категории. Для разрешения этого вопроса следует соотнести позитивное информационно-психологическое воздействие с профилактикой
административных правонарушений и преступлений как видом
административной деятельности ОВД.
Профилактика административных правонарушений и преступлений достаточно полно рассмотрена В.Я. Кикотем и С.Я. Лебедевым. В широком смысле слова профилактика - это недопущение конкретных преступлений, предохранение отдельных членов общества от совершения ими правонарушений, виновных противоправных деяний, представляющих собой преступления. В этом смысле в содержание профилактики входит правоохранительная деятельность. В узком смысле слова под профилактикой можно понимать деятельность, во-первых, по выявлению причин преступлений (правонарушений), условий и обстоятельств, способствующих их совершению; во-вторых, по выявлению лиц, способных совершить преступление (в силу их антиобщественной направленности), и проведению с ними необходимых мероприятий.
В зависимости от круга лиц, на которых осуществляется информационно-психологическое воздействие, профилактика разделяется на индивидуальную и общую. По содержанию воздействия она может быть адресована потенциальной жертве правонарушения (виктимологическая профилактика) либо потенциальному правонарушителю.
Следует сделать вывод о необходимости организации следующей системы правового воспитания полицией несовершеннолетних :
индивидуальное правовое воспитание несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, направленное на формирование общей правовой культуры;
виктимологическое индивидуальное и групповое правовое воспитание;
общее и групповое правовое воспитание, направленное на формирование общественной правовой культуры.
Применительно к профилактике доступа несовершеннолетних к информации, пропагандирующей противоправное поведение, следует говорить о принятии мер по трем направлениям :
а) профилактика совершения правонарушений среди субъектов массового информирования, к которым можно отнести :
- средства массовой информации;
- иные средства массовой коммуникации;
- дошкольные образовательные учреждения;
- образовательные учреждения среднего и специального образования;
- специальные субъекты информирования несовершеннолетних (разработчики «детского» контента, руководители и члены секций, кружков, детских общественных организаций);
б) профилактика совершения правонарушений среди родителей, опекунов, попечителей и иных лиц, ответственных за морально-нравственное развитие ребенка;
в) формирование у несовершеннолетних «информационного иммунитета» к воздействию вредоносной информации.
Названные направления деятельности достаточно обширны, в связи с чем нами будут высказаны лишь некоторые выводы и предложения, направленные на совершенствование профилактической работы :
1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, отнесен к компетенции следующих федеральных органов исполнительной власти :
• Министерство связи и массовых коммуникаций РФ;
• Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
• Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
• Министерство культуры РФ;
• Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
• Федеральная антимонопольная служба РФ;
• Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков.
Помимо того, существенными надзорными полномочиями наделена
Прокуратура Российской Федерации.
2. Профилактика правонарушений, связанных с оборотом оправдывающей противоправное поведение, среди родителей и иных лиц, ответственных за морально-нравственное развитие ребенка, опирается на положения Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и реализуется органами государственной власти и органами местного самоуправления, перечисленными в статье 5 данного нормативного правового акта. Среди них особо следует отметить органы внутренних дел, в состав которых входят специализированные подразделения по делам несовершеннолетних.
Правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних ОВД определен в Приказе МВД России от 15 октября 2013 г. № 845[1], которым утверждена Инструкция по организации деятельности этих подразделений, однако профилактические полномочия ПДН ОВД в сфере защиты детей от вредоносной информации сформулированы в ней нечетко. Следует однозначно закрепить возможность постановки на профилактический учет лиц, в том числе родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, умышленно допускающих детей к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Обеспечение эффективной работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД требует организации взаимодействия с иными органами. Первым из таковых является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. На настоящий момент формально действует Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних от 3 июня 1967 года, однако в статье 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» были по новому определены функции этого органа :
- осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
- осуществление предусмотренных законодательством мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также обращения с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- осуществление предусмотренных законодательством мер по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Изучение данных направлений деятельности однозначно говорит о предполагаемом профилактическом приоритете деятельности комиссии, однако на практике, к сожалению, она выступает чаще всего «административным арбитром» по делам о правонарушениях несовершеннолетних или деликтах, совершенных в отношении несовершеннолетних.
[1] Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // СПС «КонсультантПлюс».
|