Четверг, 28.11.2024, 01:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовая пропаганда и профилактика негативного информационного воздействия на ребенка, осуществляемая подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД

Говоря об осуществляемой сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних защите детей от вредоносной информации, следует понимать, что карательная функция правоохранителей здесь вторична. Первостепенной задачей является правовая пропаганда и профилактика негативного информационного воздействия на ребенка, позволяющая избежать его девиации. Пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» устанавливает следующие обязанности в сфере информационно - психологического воздействия на граждан :

выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;

выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;

участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

участвовать в пропаганде правовых знаний.

Сам факт указания в тексте закона таких категорий как «пропаганда» и «профилактика» является значительным достижением, так как в действовавшем ранее законе РФ «О милиции» категория «пропаганда» вообще не упоминалась, а о профилактике совершения административных правонарушений, преступлений и асоциального поведения говорилось лишь косвенно.

Вместе с тем существующая формулировка правомочий сотрудников полиции в информационно-психологической сфере имеет некоторые недостатки.

Во-первых, непонятна позиция законодателя, в соответствии с которой профилактика осуществляется только в отношении несовершеннолетних лиц и лиц, имеющих намерение совершить уголовно наказуемое деяние, а из всего спектра видов асоциального поведения представлено лишь бродяжничество.

Во-вторых, не самой удачной формулировкой является «пропаганда правовых знаний», так как содержанием пропаганды являются не знания, а идеи. Помимо того, следует уточнить, какие именно из общего объема правовых знаний должен пропагандировать сотрудник полиции. Полагаем, что законодатель имеет в виду правовую информацию, непосредственно связанную с деятельностью полиции.

Итак, правовое воспитание населения выступает для сотрудников ПДН одним из направлений информационно-психологической борьбы и преследует специфическую цель, обусловленную назначением полиции.

Говоря о правовом воспитании и профилактике правонарушений, мы чаще всего подразумеваем работу с детьми, так как совершеннолетний гражданин, как правило, имеет устойчивые взгляды на законность и правопорядок, обусловленные уровнем индивидуальной правовой культуры, его взгляды трудно изменить. Ребенок же более податлив в этом контексте. Несмотря на это, отнесение правоохранительных органов (полиции) к основным субъектам формирования правовой культуры представляется нам несправедливым. Таковыми являются институты семьи, образования, средства массовой информации и средства массовой коммуникации. Позитивное информационно-психологическое воздействие полиции связано, в первую очередь, с пресечением и профилактикой антисоциального и противоправного поведения и носит, как правило, восстанавливающий характер.

Осуществляемая ПДН деятельность по правовому воспитанию несовершеннолетних имеет ряд характерных черт :

а) является информационной деятельностью, воздействующей на индивидуальную психику и общественное сознание;

б) имеет целью формирование правовой культуры личности, групповой правовой культуры;

в) осуществляется специально уполномоченными на то субъектами в рамках исполнения возложенных на них служебных полномочий;

г) осуществляется вербальными и невербальными способами;

д) содержит в себе призыв (побуждение) к соблюдению закона.

Таким образом, под правовым воспитанием несовершеннолетних

сотрудниками ПДН ОВД следует понимать осуществляемый специально уполномоченными на то субъектами комплекс мер по передаче либо распространению вербальными и невербальными способами информации о состоянии общественной безопасности и уровне преступности, направленный на привитие несовершеннолетним устойчивой психологической привычки соблюдения требований нормативных правовых актов с целью формирования индивидуальной, групповой и общественной правовой культуры.

Осуществляемое полицией правовое воспитание близко по

содержанию к профилактике правонарушений, что ставит вопрос о целесообразности выделения такого понятия в качестве самостоятельной категории. Для разрешения этого вопроса следует соотнести позитивное информационно-психологическое воздействие с профилактикой

административных правонарушений и преступлений как видом

административной деятельности ОВД.

Профилактика административных правонарушений и преступлений достаточно полно рассмотрена В.Я. Кикотем и С.Я. Лебедевым. В широком смысле слова профилактика - это недопущение конкретных преступлений, предохранение отдельных членов общества от совершения ими правонарушений, виновных противоправных деяний, представляющих собой преступления. В этом смысле в содержание профилактики входит правоохранительная деятельность. В узком смысле слова под профилактикой можно понимать деятельность, во-первых, по выявлению причин преступлений (правонарушений), условий и обстоятельств, способствующих их совершению; во-вторых, по выявлению лиц, способных совершить преступление (в силу их антиобщественной направленности), и проведению с ними необходимых мероприятий.

В зависимости от круга лиц, на которых осуществляется информационно-психологическое воздействие, профилактика разделяется на индивидуальную и общую. По содержанию воздействия она может быть адресована потенциальной жертве правонарушения (виктимологическая профилактика) либо потенциальному правонарушителю.

Следует сделать вывод о необходимости организации следующей системы правового воспитания полицией несовершеннолетних :

индивидуальное правовое воспитание несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, направленное на формирование общей правовой культуры;

виктимологическое индивидуальное и групповое правовое воспитание;

общее и групповое правовое воспитание, направленное на формирование общественной правовой культуры.

Применительно к профилактике доступа несовершеннолетних к информации, пропагандирующей противоправное поведение, следует говорить о принятии мер по трем направлениям :

а) профилактика совершения правонарушений среди субъектов массового информирования, к которым можно отнести :

- средства массовой информации;

- иные средства массовой коммуникации;

- дошкольные образовательные учреждения;

- образовательные учреждения среднего и специального образования;

- специальные субъекты информирования несовершеннолетних (разработчики «детского» контента, руководители и члены секций, кружков, детских общественных организаций);

б) профилактика совершения правонарушений среди родителей, опекунов, попечителей и иных лиц, ответственных за морально-нравственное развитие ребенка;

в) формирование у несовершеннолетних «информационного иммунитета» к воздействию вредоносной информации.

Названные направления деятельности достаточно обширны, в связи с чем нами будут высказаны лишь некоторые выводы и предложения, направленные на совершенствование профилактической работы :

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, отнесен к компетенции следующих федеральных органов исполнительной власти :

• Министерство связи и массовых коммуникаций РФ;

• Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

• Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;

• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

• Министерство культуры РФ;

• Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

• Федеральная антимонопольная служба РФ;

• Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Помимо того, существенными надзорными полномочиями наделена

Прокуратура Российской Федерации.

2. Профилактика правонарушений, связанных с оборотом оправдывающей противоправное поведение, среди родителей и иных лиц, ответственных за морально-нравственное развитие ребенка, опирается на положения Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и реализуется органами государственной власти и органами местного самоуправления, перечисленными в статье 5 данного нормативного правового акта. Среди них особо следует отметить органы внутренних дел, в состав которых входят специализированные подразделения по делам несовершеннолетних.

Правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних ОВД определен в Приказе МВД России от 15 октября 2013 г. № 845[1], которым утверждена Инструкция по организации деятельности этих подразделений, однако профилактические полномочия ПДН ОВД в сфере защиты детей от вредоносной информации сформулированы в ней нечетко. Следует однозначно закрепить возможность постановки на профилактический учет лиц, в том числе родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, умышленно допускающих детей к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Обеспечение эффективной работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД требует организации взаимодействия с иными органами. Первым из таковых является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. На настоящий момент формально действует Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних от 3 июня 1967 года, однако в статье 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» были по новому определены функции этого органа :

- осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

- осуществление предусмотренных законодательством мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также обращения с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- осуществление предусмотренных законодательством мер по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Изучение данных направлений деятельности однозначно говорит о предполагаемом профилактическом приоритете деятельности комиссии, однако на практике, к сожалению, она выступает чаще всего «административным арбитром» по делам о правонарушениях несовершеннолетних или деликтах, совершенных в отношении несовершеннолетних.

 

[1] Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // СПС «КонсультантПлюс».

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (04.07.2017)
Просмотров: 168 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%