Привлечение к АО несовершеннолетних осуществляется в рамках определенной процессуальной деятельности, которая именуется производством по делам об административных правонарушениях. Отдельной главы, регламентирующей порядок производства по делам об АПН несовершеннолетних, в КоАП РФ законодателем не предусмотрено. Вместе с тем анализ норм Кодекса позволяет выделить ряд особенностей привлечения несовершеннолетних к АО.
Достаточно емкое определение производства по делам об АПН дает А.Л. Алехин, который предлагает понимать под ним урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность
уполномоченных государственных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению, а также законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, его исполнению[1]. Соответственно, производство по делам об АПН в отношении несовершеннолетних - это деятельность уполномоченных субъектов по применению к лицам в возрасте от 16 до 18 лет административных наказаний, осуществленная в административно- процессуальной форме.
Согласно положениям ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства выступают «всестороннее, полное, объективное и своевременное выявление обстоятельств каждого дела, разрешение его в полном соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, выяснение причин, а также условий, способствовавших совершению административных правонарушений». В таком контексте исследователи прямо указывают на исполнение охранительной государственной функции[2]. Представляется, что логичным окончанием производства по делам об АПН является наложение административного наказания, целью которого в силу ст. 3.1 КоАП РФ является предупреждение совершения новых правонарушений как правонарушителем, так и другими лицами.
Производство по делам об АПН уполномоченными органами предполагает реализацию общеюрисдикционных принципов, имеющих собственную специфику, обусловленную административно-правовой сущностью возникающих правоотношений, регулируемых посредством реализации административных процессуальных норм. В данном контексте под принципами надлежит понимать законодательно закрепленные, основные, носящие обобщенный характер предписания, руководящие идеи, вытекающие из действующего законодательства.
Ученые-административисты выделяют следующие принципы административно-юрисдикционной деятельности: а) законность;
б) непосредственность; в) оперативность; г) равенство всех граждан перед законом и органом, рассматривающим дело; д) гласность; е) публичность; ж) состязательность; з) объективность истины; и) национальный язык производства; к) устность; л) диспозитивность; м) двухстепенность[3].
Вместе с тем в рамах производства по делам об АПН несовершеннолетних особое внимание надлежит обращать на такие принципы, как законность, оперативность, презумпция невиновности, неотвратимость наказания, целесообразность и гуманность.
Принцип законности в теории трактуется как непосредственное и строгое соблюдение норм действующего закона при четком его толковании. Применительно к административной деятельности принцип связан с применением административного принуждения только на основаниях и в порядке, установленных законом. Иными словами, привлекаемое к ответственности лицо не может подвергаться административному наказанию, обеспечительным мерам иначе как на основании и в порядке, установленном законом[4].
Принцип законности касается равно норм материального и процессуального права. К числу формально-юридических требований надлежит относить: соблюдение сроков наложения административного наказания (ст. 4.5 КоАП РФ); форму протокола, постановления либо определения по делам об административных правонарушениях, соблюдение их реквизитов (ст. ст. 28.2, 28.7, 29.10 и 29.12 КоАП РФ); место и сроки рассмотрения дел о правонарушениях (ст. ст. 29.5, 29.6 КоАП РФ); порядок, сроки исполнения процессуальных актов (главы 31 и 32 КоАП РФ). На практике нарушение этих принципов происходит наиболее часто. Речь идет о нарушении порядка уведомления родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о применении к нему мер административного принуждения, о нарушении сроков составления протокола об АПН, несоставлении протоколов о применении мер принуждения (например, доставления или задержания), рассмотрении материалов дела не уполномоченным на то должностным лицом.
Принцип неотвратимости наказания предполагает: 1) ни одно правонарушение не останется «без должного внимания» со стороны государства; 2) мера ответственности за совершенное правонарушение применяется быстро и эффективно; 3) должностные лица - сотрудники правоохранительных органов - обладают высоким профессионализмом и используют его в своей практической деятельности[5].
К сожалению, при рассмотрении материалов о совершенных несовершеннолетними правонарушениях в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП или Комиссии) в силу большой загруженности либо «волокиты» данный принцип нередко нарушается, что приводит к освобождению виновных от ответственности и уменьшает значимость правоприменительной деятельности в этой сфере, снижает эффективность воспитательного и профилактического воздействия на нарушителя.
Принцип целесообразности очень тесно связан с принципом законности. При соблюдении общеобязательных норм права меры административной ответственности должны реализовываться с учетом соответствия обстановке (конкретным условиям), личности правонарушителя, степени соответствия мер административной ответственности ее целям. Характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя и условий привлечения к административной ответственности являются важными условиями реализации принципа целесообразности.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[6] должностные лица органов внутренних дел при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, должны действовать, в том числе, в соответствии с общепризнанными принципами международного права, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними.
Содержание принципа гуманности обусловлено тем, что Конституция и федеральные законы запрещают различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Принцип гуманности охватывается следующими конституционными положениями:
- достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления;
- никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
- никто не может быть без добровольного согласия подвергнут
медицинским, научным и иным опытам.
В связи с тем, что несовершеннолетние выступают специальными субъектами административной ответственности, в силу их правового положения, неполной дееспособности - этот принцип особо актуален.
Одновременно с рассмотренными выше принципами действуют также специфические, определенные спецификой задач административной деятельности ОВД в отношении несовершеннолетних принципы, направленные на установление истины, перевоспитание подростков и профилактику их правонарушений. А именно:
- защиту несовершеннолетних в ходе производства по делам об АПН осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны и попечители)[7], которые представляют их интересы на основании родственных связей или документов, удостоверяющих их полномочия;
- в случае применения к несовершеннолетнему такой меры процессуального обеспечения, как административное задержание, об этом незамедлительно уведомляются его родители или иные законные представители;
- подвергнутые административному задержанию несовершеннолетние содержатся в специальных помещениях отдельно от взрослых лиц;
- место рассмотрения дела об АПН в отношении несовершеннолетнего определяется по месту его жительства.
Как уже ранее отмечалось, производство по делу об АПН состоит из стадий, под которыми следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с его общими задачами имеет свойственные только ей.
Из выделяемых стадий рассматриваемого производства (возбуждение дела, рассмотрение дела, пересмотр постановления по делу, исполнение постановления по делу) в большей степени спецификой, связанной с возрастными особенностями данной категории лиц, обладают две стадии - это стадия возбуждения дела об АПН и стадия рассмотрения дела по существу. Именно они раскрывают значительные возможности для осуществления максимального воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
[1] См.: Алехин А.Л. Административное право Российской Федерации: учебник / А.Л. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. М.: Зерцало-М, 2003. С. 284.
[2] См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / И.И. Веремеенко [и др.]. М., 2008. С. 766.
[3] См.: Масленников М.Л. Порядок применения административных взысканий: учебнопрактическое пособие. - М.: БЕК, 1998. С. 21.
[4] См.: Филатова А.В. Гарантии административной ответственности граждан: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 43.
[5] См.: Марков А.А. Влияние средств массовой коммуникации на правонарушения и преступления несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С.24.
[6] Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
[7] См. ст. 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 21 июля 2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
|