При непосредственном обнаружении (выявлении) сотрудником ОВД достаточных данных, указывающих на наличие события АПН, совершаемого несовершеннолетним, сотрудник любого подразделения ОВД, независимо от занимаемой должности, прежде всего, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции»[1] обязан его пресечь и, если АПН подведомственно полиции, начать осуществление производства по данному делу. В том случае, если сотрудники полиции не вправе составлять протоколы по выявленному факту, например нарушение несовершеннолетним действующих санитарно-эпидемиологических нормативов (ст. 6.3 КоАП РФ), требований пожарной безопасности в жилом помещении (ст. 20.4 КоАП РФ), составы административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, пресечение должно сопровождаться установлением личности несовершеннолетних правонарушителей и последующим информированием органов (должностных лиц), наделенных надлежащими административно - юрисдикционными полномочиями. Подобный порядок действий охватывается обязанностью полиции «информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования» (п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции»)[2].
Обязанность сотрудников ОВД выявлять несовершеннолетних правонарушителей, группы таких лиц прописана в ст. ст. 21-23 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[3].
Наибольшее количество административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, выявляется сотрудниками, несущими службу по охране общественного порядка, а именно сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы Г осударственной инспекции безопасности дорожного движения, а также участковыми уполномоченными полиции. В целом наиболее существенную роль в противодействии деликтности несовершеннолетних в соответствии со своим правовым статусом играют ПДН.
Несмотря на то, что напрямую обязанности по выявлению любых АПН, совершаемых несовершеннолетними, не прописаны в ведомственных нормативных правовых документах МВД России, определяющих порядок несения службы указанных подразделений, отдельные требования приказов МВД России способствуют инициативному выявлению отдельных видов правонарушений по данному направлению деятельности. Так, в соответствии с п. 217.2 Устава ППСП[4] и п. 9.3 приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»[5] патрульные и постовые наряды, принимая участие в борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних, выявляют детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
При этом ведущая роль в деятельности по инициативному выявлению несовершеннолетних правонарушителей должна оставаться за ПДН, которые обязаны выявлять подобные правонарушения в ходе деятельности по непосредственному обнаружению данных, указывающих на наличие события АПН, совершаемого несовершеннолетним. В связи с этим сотрудники ПДН в соответствии с п. 33.13.1 приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845[6] и п. 8.7 приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 выявляют несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков и немедицинское потребление наркотических средств.
Помимо непосредственного обнаружения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, сотрудники ПДН на основании п. 36 приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 обеспечивают своевременное выявление поводов к возбуждению дел об АПН, совершенных несовершеннолетними, в том числе путем изучения и анализа данных об образе жизни и связях несовершеннолетних, сведений, содержащихся в материалах о привлечении правонарушителей к иной (не только административной) ответственности, материалах об отказе в возбуждении уголовных дел, их прекращении, книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, журнале учета несовершеннолетних, доставленных в территориальный орган МВД России, а также поступившей в ПДН информации из других подразделений территориального органа МВД России и иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В случае поступления в ОВД материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события АПН, совершенного несовершеннолетним (за исключением выявленных непосредственно сотрудниками ОВД ПДН, по которым составлены протоколы об АПН), из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, ОМСУ, от общественных объединений, сообщений и заявлений физических и юридических лиц, СМИ сотрудники ПДН на основании п. 86 приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 рассматривают эти материалы на предмет наличия повода к возбуждению дела об АПН в отношении несовершеннолетнего в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях[7].
В соответствии с данной Инструкцией в территориальных ОВД осуществляется регистрация информации, которая может стать поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего, в следующих формах:
1. Заявления и сообщения об АПН:
письменное заявление, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события АПН;
рапорт сотрудника ОВД, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения;
сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события АПН;
сообщение по «телефону доверия», входящему в систему «горячей линии МВД России» по приему и учету сообщений граждан о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками ОВД.
2. Заявления и сообщения о происшествии:
письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, ДТП, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;
изложенное в устной форме заявление об указанных выше событиях;
сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемом вневедомственной охраной полиции объекте, подвижном объекте, оборудованном системой мониторинга, критически важном и потенциально опасном объекте, объекте, подлежащем обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
сообщение по «телефону доверия» в указанном выше порядке.
Помимо того, не следует забывать, что в ходе проведения проверки
по сообщению или заявлению о совершенном несовершеннолетним преступлении могут быть выявлены факты, указывающие на состав административного правонарушения, либо само деяние может быть переквалифицировано с преступления в правонарушение. Так, при совершении несовершеннолетним преступления в состоянии опьянения следует обязательно устанавливать наличие состава АПН, предусмотренного ст. 6.10 КоАП РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ», а совершенная несовершеннолетним кража может быть впоследствии квалифицирована по ст. 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение» на основании уточнения стоимости похищенного имущества.
Если АПН не относятся к компетенции ОВД или произошли на территории обслуживания другого территориального органа МВД России, то все имеющиеся материалы после регистрации в КУСП в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации передаются по подведомственности или в иной орган МВД России по территориальности. Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению преступления или АПН, а равно по сохранению их следов.
Сотрудником ОВД, которому поручено проведение проверки по сообщению об АПН или заявлению (сообщению) о происшествии, в случае выявления или отсутствия поводов к возбуждению дела об АПН составляется соответствующий рапорт. В случае неподтверждения поступившей первоначально информации (отсутствия повода к возбуждению дела об АПН) также составляется соответствующий рапорт.
По каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) об АПН руководитель территориального ОВД обязан дать письменное поручение в форме резолюции с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения).
По результатам рассмотрения заявления об АПН должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об АПН, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:
- о возбуждении дела об АПН;
- о вынесении определения об отказе в возбуждении дела об АПН;
- о передаче заявления (сообщения) об АПН и материалов его проверки по подведомственности;
- о передаче заявления (сообщения) об АПН и материалов его проверки по территориальности.
Если по материалу принято решение о начале производства по делу об АПН, он регистрируется в журнале учета материалов об АПН, ведение и хранение которого возлагается на сотрудников подразделений по исполнению административного законодательства.
Дело об АПН в отношении несовершеннолетнего может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об АПН, только при наличии хотя бы одного из указанных в разделе 2.1 настоящего пособия поводов и достаточных данных (оснований), указывающих на наличие события АПН.
Таким образом, дело об АПН в отношении несовершеннолетнего может быть возбуждено должностным лицом ОВД, уполномоченным составлять протоколы об АПН, как непосредственно обнаружившим достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, так и выявившим эти данные в ходе рассмотрения материалов КУСП.
Однако не всегда наличие повода к возбуждению дела об АПН является достаточным основанием для его возбуждения. В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об АПН не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствие события АПН;
отсутствие состава АПН, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к АО, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
действия лица в состоянии крайней необходимости[8];
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
отмена закона, установившего административную ответственность;
истечение сроков давности привлечения к АО[9];
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об АПН, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об АПН, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В этом случае, т.е. при одновременном наличии повода к возбуждению дела и обстоятельств, исключающих производство по нему, должностным лицом, уполномоченным рассматривать указанные материалы, сообщения, заявления, на основании ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об АПН.
[1] См.: О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900. Далее - ФЗ «О полиции».
[2] Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин [и др]. М.: Проспект, 2012. 552 с.
[3] См.: Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.
[4] Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 // Текст приказа официально опубликован не был.
[5] О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 // Текст приказа официально опубликован не был.
[6] Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // БНА ФОИВ. 2014. № 11.
[7] См.: Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 // Рос. газета. 2014. 14 нояб.
[8] В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ не является АПН причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
[9] Постановление по делу об АПН не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об АПН, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения АПН, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 4.5 КоАП РФ.
|