Четверг, 28.11.2024, 01:54
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Полномочия сотрудников полиции при выявлении административных правонарушений несовершеннолетних

При непосредственном обнаружении (выявлении) сотрудником ОВД достаточных данных, указывающих на наличие события АПН, совершаемого несовершеннолетним, сотрудник любого подразделения ОВД, независимо от занимаемой должности, прежде всего, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции»[1] обязан его пресечь и, если АПН подведомственно полиции, начать осуществление производства по данному делу. В том случае, если сотрудники полиции не вправе составлять протоколы по выявленному факту, например нарушение несовершеннолетним действующих санитарно-эпидемиологических нормативов (ст. 6.3 КоАП РФ), требований пожарной безопасности в жилом помещении (ст. 20.4 КоАП РФ), составы административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, пресечение должно сопровождаться установлением личности несовершеннолетних правонарушителей и последующим информированием органов (должностных лиц), наделенных надлежащими административно - юрисдикционными полномочиями. Подобный порядок действий охватывается обязанностью полиции «информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования» (п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции»)[2].

Обязанность сотрудников ОВД выявлять несовершеннолетних правонарушителей, группы таких лиц прописана в ст. ст. 21-23 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[3].

Наибольшее количество административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, выявляется сотрудниками, несущими службу по охране общественного порядка, а именно сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы Г осударственной инспекции безопасности дорожного движения, а также участковыми уполномоченными полиции. В целом наиболее существенную роль в противодействии деликтности несовершеннолетних в соответствии со своим правовым статусом играют ПДН.

Несмотря на то, что напрямую обязанности по выявлению любых АПН, совершаемых несовершеннолетними, не прописаны в ведомственных нормативных правовых документах МВД России, определяющих порядок несения службы указанных подразделений, отдельные требования приказов МВД России способствуют инициативному выявлению отдельных видов правонарушений по данному направлению деятельности. Так, в соответствии с п. 217.2 Устава ППСП[4] и п. 9.3 приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»[5] патрульные и постовые наряды, принимая участие в борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних, выявляют детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

При этом ведущая роль в деятельности по инициативному выявлению несовершеннолетних правонарушителей должна оставаться за ПДН, которые обязаны выявлять подобные правонарушения в ходе деятельности по непосредственному обнаружению данных, указывающих на наличие события АПН, совершаемого несовершеннолетним. В связи с этим сотрудники ПДН в соответствии с п. 33.13.1 приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845[6] и п. 8.7 приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 выявляют несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков и немедицинское потребление наркотических средств.

Помимо непосредственного обнаружения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, сотрудники ПДН на основании п. 36 приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 обеспечивают своевременное выявление поводов к возбуждению дел об АПН, совершенных несовершеннолетними, в том числе путем изучения и анализа данных об образе жизни и связях несовершеннолетних, сведений, содержащихся в материалах о привлечении правонарушителей к иной (не только административной) ответственности, материалах об отказе в возбуждении уголовных дел, их прекращении, книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, журнале учета несовершеннолетних, доставленных в территориальный орган МВД России, а также поступившей в ПДН информации из других подразделений территориального органа МВД России и иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В случае поступления в ОВД материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события АПН, совершенного несовершеннолетним (за исключением выявленных непосредственно сотрудниками ОВД ПДН, по которым составлены протоколы об АПН), из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, ОМСУ, от общественных объединений, сообщений и заявлений физических и юридических лиц, СМИ сотрудники ПДН на основании п. 86 приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 рассматривают эти материалы на предмет наличия повода к возбуждению дела об АПН в отношении несовершеннолетнего в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях[7].

В соответствии с данной Инструкцией в территориальных ОВД осуществляется регистрация информации, которая может стать поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего, в следующих формах:

1. Заявления и сообщения об АПН:

письменное заявление, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события АПН;

рапорт сотрудника ОВД, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения;

сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события АПН;

сообщение по «телефону доверия», входящему в систему «горячей линии МВД России» по приему и учету сообщений граждан о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками ОВД.

2. Заявления и сообщения о происшествии:

письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, ДТП, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;

изложенное в устной форме заявление об указанных выше событиях;

сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемом вневедомственной охраной полиции объекте, подвижном объекте, оборудованном системой мониторинга, критически важном и потенциально опасном объекте, объекте, подлежащем обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;

сообщение по «телефону доверия» в указанном выше порядке.

Помимо того, не следует забывать, что в ходе проведения проверки

по сообщению или заявлению о совершенном несовершеннолетним преступлении могут быть выявлены факты, указывающие на состав административного правонарушения, либо само деяние может быть переквалифицировано с преступления в правонарушение. Так, при совершении несовершеннолетним преступления в состоянии опьянения следует обязательно устанавливать наличие состава АПН, предусмотренного ст. 6.10 КоАП РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ», а совершенная несовершеннолетним кража может быть впоследствии квалифицирована по ст. 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение» на основании уточнения стоимости похищенного имущества.

Если АПН не относятся к компетенции ОВД или произошли на территории обслуживания другого территориального органа МВД России, то все имеющиеся материалы после регистрации в КУСП в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации передаются по подведомственности или в иной орган МВД России по территориальности. Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению преступления или АПН, а равно по сохранению их следов.

Сотрудником ОВД, которому поручено проведение проверки по сообщению об АПН или заявлению (сообщению) о происшествии, в случае выявления или отсутствия поводов к возбуждению дела об АПН составляется соответствующий рапорт. В случае неподтверждения поступившей первоначально информации (отсутствия повода к возбуждению дела об АПН) также составляется соответствующий рапорт.

По каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) об АПН руководитель территориального ОВД обязан дать письменное поручение в форме резолюции с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения).

По результатам рассмотрения заявления об АПН должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об АПН, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

- о возбуждении дела об АПН;

- о вынесении определения об отказе в возбуждении дела об АПН;

- о передаче заявления (сообщения) об АПН и материалов его проверки по подведомственности;

- о передаче заявления (сообщения) об АПН и материалов его проверки по территориальности.

Если по материалу принято решение о начале производства по делу об АПН, он регистрируется в журнале учета материалов об АПН, ведение и хранение которого возлагается на сотрудников подразделений по исполнению административного законодательства.

Дело об АПН в отношении несовершеннолетнего может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об АПН, только при наличии хотя бы одного из указанных в разделе 2.1 настоящего пособия поводов и достаточных данных (оснований), указывающих на наличие события АПН.

Таким образом, дело об АПН в отношении несовершеннолетнего может быть возбуждено должностным лицом ОВД, уполномоченным составлять протоколы об АПН, как непосредственно обнаружившим достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, так и выявившим эти данные в ходе рассмотрения материалов КУСП.

Однако не всегда наличие повода к возбуждению дела об АПН является достаточным основанием для его возбуждения. В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об АПН не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

отсутствие события АПН;

отсутствие состава АПН, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к АО, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

действия лица в состоянии крайней необходимости[8];

издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

отмена закона, установившего административную ответственность;

истечение сроков давности привлечения к АО[9];

наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об АПН, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об АПН, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В этом случае, т.е. при одновременном наличии повода к возбуждению дела и обстоятельств, исключающих производство по нему, должностным лицом, уполномоченным рассматривать указанные материалы, сообщения, заявления, на основании ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об АПН.

 

[1] См.: О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900. Далее - ФЗ «О полиции».

[2] Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин [и др]. М.: Проспект, 2012. 552 с.

[3] См.: Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.

[4] Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 // Текст приказа официально опубликован не был.

[5] О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 // Текст приказа официально опубликован не был.

[6] Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // БНА ФОИВ. 2014. № 11.

[7] См.: Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 // Рос. газета. 2014. 14 нояб.

[8] В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ не является АПН причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

[9] Постановление по делу об АПН не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об АПН, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения АПН, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 4.5 КоАП РФ.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (04.07.2017)
Просмотров: 299 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%