Доставление, то есть принудительное препровождение несовершеннолетнего лица, в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ может применяться как мера обеспечения производства по делу об АПН только в целях составления протокола об АПН и только при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным.
То есть оснований применения доставления как меры,
обеспечивающей производство по делу об АПН не будет, если несовершеннолетний правонарушитель:
- имеет при себе документы, удостоверяющие его личность;
- совершенное им деяние не требует дополнительного выяснения обстоятельств;
- не находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Системное толкование положений п. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» позволяет констатировать, что в подразделение полиции не допускается доставление несовершеннолетних в связи с их нахождением в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, если они не совершили правонарушение[1].
Федеральный закон «О полиции» предусматривает возможность осуществления доставления несовершеннолетнего не только в случае совершения им административного правонарушения.
На основании п. 13 ст. 12 ФЗ «О полиции» сотрудники полиции имеют право также доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях:
- решения вопроса о задержании несовершеннолетнего (в случае, если имеются основания для задержания, предусмотренные в ст. 14 ФЗ «О полиции», не только связанные с производством дела об АПН, но и по другим основаниям, например в порядке ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ[2] и т.д., при невозможности решения данного вопроса на месте);
- установления личности несовершеннолетнего, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести;
- защиты несовершеннолетнего от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом.
На основании п. 14 ст. 12 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции имеют право доставлять несовершеннолетних:
- находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации (при этом наличие состава АПН не является обязательным условием);
- по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище несовершеннолетних в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу;
- на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления, для расследования по уголовному делу.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» и ст. 22 Федерального закона РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» сотрудники полиции имеют право доставлять несовершеннолетних в
Центры временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей ОВД[3], в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции несовершеннолетних следующих категорий:
- совершивших антиобщественные действия[4];
- безнадзорных[5];
- беспризорных[6].
Специфика данного вида доставления обусловлена тем, что хотя принудительное препровождение несовершеннолетнего лица и имеет место, однако это действие нельзя рассматривать как меру обеспечения производства дела об АПН и, следовательно, как момент возбуждения производства. Целью такого вида доставления может быть не только обеспечение производства по делу об АПН, но и защита жизни, здоровья несовершеннолетнего, предупреждения повторных правонарушений.
Доставление несовершеннолетних осуществляется должностными лицами полиции при выявлении совершенных ими АПН, на рассмотрение дел о которых либо на составление протоколов по которым ОВД имеют полномочия, а также при выявлении иных АПН в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о них, - в служебное помещение полиции или в помещение ОМСУ сельского поселения.
Сотрудник полиции может применить к доставляемому несовершеннолетнему лицу физическую силу по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 20 ФЗ «О полиции», если несиловые способы не обеспечивают выполнение задачи по его доставлению. Также в отношении несовершеннолетнего старше 14 лет возможно применение специальных средств (средств ограничения подвижности и служебных животных) в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции» для его доставления, но только в том случае, если имело место задержание по основаниям ст. 14 ФЗ «О полиции».
Реализация права доставления несовершеннолетних правонарушителей сотрудниками подразделений, несущих службу по охране общественного порядка, предусмотрена как соответствующими ведомственными приказами МВД России, так и федеральным законодательством. Должностные лица ПДН на основании Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19[7] имеют право в установленном порядке доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение. Согласно тому же нормативному акту сотрудники ППСП при выявлении несовершеннолетних правонарушителей, в том числе находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, в необходимых случаях доставляют таких лиц в дежурную часть территориального ОВД на районном уровне или ПДН (если они находятся вне помещения территориального органа МВД России на районном уровне). При этом следует учесть, что на основании п. 217.2 Устава ППСП доставление несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, производится только в дежурную часть (если нет необходимости осуществления доставления в медицинское учреждение, в том числе по основаниям ст. 27.12.1 КоАП РФ (медицинское освидетельствование на состояние опьянения).
Порядок доставления несовершеннолетних в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения имеет свои особенности, которые более подробно будут далее рассмотрены, отметим только, что в соответствии с п. 78 приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 находящиеся в состоянии опьянения несовершеннолетние при отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях доставляются только в дежурную часть территориального ОВД (данное требование также должно применятся только с учетом ст. 27.12.1 КоАП РФ). На практике это создает определенные организационные трудности, связанные, прежде всего, с удалённостью некоторых дежурных частей территориальных органов МВД России от мест совершения правонарушения, особенно в сельской местности, однако исключений из данной нормы приказа не предусмотрено и доставление несовершеннолетнего правонарушителя в состоянии алкогольного опьянения, например, в помещение опорного пункта полиции будет являться прямым его нарушением.
Конкретные сроки доставления в нормативных правовых документах Российской Федерации не прописаны, однако необходимо учесть, что в соответствии с п. 2 ст. 27.2 КоАП РФ доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. Подобная формулировка порождает неоднозначную трактовку как среди ученых, так и в субъектах РФ. Вместе с тем срок доставления ни при каких условиях не может быть продолжительнее общего срока административного задержания, который составляет 3 часа.
По общему правилу о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об АПН или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному несовершеннолетнему лицу по его просьбе.
Пункт 79 Инструкции по организации деятельности ПДН требует о каждом случае доставления несовершеннолетнего составлять специальный протокол доставления в территориальный орган МВД России (приложение № 23 к Инструкции), оригинал которого хранится не в материалах КУСП или дела об АПН, а в ПДН, в специальном накопительном деле. Таким образом, по факту доставления несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, сотрудниками полиции должны составляться два протокола о доставлении либо составляться специальный протокол доставления и делаться соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.
Последовательность действий оперативного дежурного после доставления в дежурную часть территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции) несовершеннолетнего правонарушителя определена в приказе МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»[8], в соответствии с которым выяснение обстоятельств факта задержания и доставления несовершеннолетнего осуществляется оперативным дежурным незамедлительно в специальном помещении.
По результатам выяснения обстоятельств факта задержания и доставления оперативным дежурным принимается одно из следующих решений:
- о помещении несовершеннолетнего в специальное помещение дежурной части, предназначенное для содержания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 14 ФЗ «О полиции»;
- об освобождении несовершеннолетнего при отсутствии оснований для его помещения в помещение для задержанных;
- о направлении несовершеннолетнего в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения, если по заключению медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи оно нуждается в лечении в стационарных условиях;
- о передаче несовершеннолетнего лица органу дознания или предварительного следствия, инспектору ПДН, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных организаций, должностным лицам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения.
По результатам выяснения обстоятельств факта совершения несовершеннолетним лицом АПН оперативный дежурный выполняет одно из следующих действий:
• составляет протокол об АПН;
• выносит определение о возбуждении дела об АПН и проведении административного расследования при необходимости осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат в случаях, указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ;
• выносит постановление о прекращении дела об АПН при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ)[9];
• передает или направляет материалы дела об АПН должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении (как правило в ПДН).
После доставления несовершеннолетнего в дежурную часть оперативный дежурный также обязан:
выяснить основания доставления несовершеннолетнего, принять от должностного лица, осуществившего доставление, письменный рапорт или протокол о доставлении;
установить личность доставленного несовершеннолетнего, выяснить сведения о регистрации данного лица по месту жительства (месту пребывания);
зарегистрировать факт доставления в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России.
В обязанности оперативного дежурного также входит разъяснение доставленному несовершеннолетнему причин ограничения его прав и свобод, а также возникающие в связи с этим права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В случае, если выясняется неправомерность задержания или доставления несовершеннолетнего в дежурную часть, лицо незамедлительно освобождается с одновременным принесением старшим дежурной смены извинений. Об освобождении неправомерно задержанного или доставленного несовершеннолетнего и принесении ему извинений производится запись в графе 10 Книги учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, а о факте неправомерного доставления незамедлительно докладывается начальнику территориального органа МВД России или лицу, исполняющему его обязанности.
При доставлении несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, в помещение подразделения ПДН непосредственно сотрудником, выявившим АПН или в случае поступления такого несовершеннолетнего из дежурной части, сотруднику ПДН в соответствии с п. 80 Инструкции по организации деятельности ПДН необходимо:
установить данные, характеризующие его личность, сведения о родителях или иных законных представителях, условиях воспитания;
уведомить незамедлительно его родителей или иных законных представителей;
выяснить обстоятельства совершения правонарушения;
решить вопрос о возбуждении дела об АПН;
направить в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи, а при необходимости в установленном порядке медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также в случае наличия у него характерных признаков телесных повреждений либо признаков заболеваний, в том числе с подозрением на инфекционные и паразитарные болезни;
принять меры по выявлению лиц, склонивших
несовершеннолетнего к употреблению алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, употреблению наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо одурманивающих веществ, установлению мест приобретения несовершеннолетним
указанной продукции путем получения объяснений у несовершеннолетнего и по возможности его родителей или иных законных представителей, лиц, доставленных вместе с несовершеннолетним, а также привлечению виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
передать доставленного несовершеннолетнего его родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинских организаций или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Факт передачи несовершеннолетнего фиксируется в протоколе доставления несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России, а также в книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России и (или) в журнале учета несовершеннолетних, доставленных в территориальный орган МВД России.
Кроме того, сотрудники ПДН при доставлении к ним несовершеннолетних, в соответствии с п. 88 Инструкции по организации деятельности ПДН:
- выявляют конкретные причины и условия, способствовавшие правонарушению; лиц, принявших участие в его совершении; взрослых, оказывающих отрицательное влияние на несовершеннолетних, вовлекающих их в совершение правонарушений;
- вносят предложения начальнику территориального органа МВД России или его заместителю о применении к указанным лицам мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- осуществляют в установленном порядке подготовку документов, необходимых для рассмотрения материалов об АПН несовершеннолетних (получают объяснения несовершеннолетнего правонарушителя, его родителей или иных законных представителей, а при необходимости и других лиц, подтверждающих факт совершения АПН);
- составляют карточку на выявленного (доставленного) несовершеннолетнего, которую в течение 5 суток направляют в территориальный орган МВД России по месту жительства выявленного (доставленного) несовершеннолетнего, если он не проживает на обслуживаемой территории.
В обязанности сотрудников ПДН входит ведение журнала учета несовершеннолетних, доставленных в территориальный орган МВД России. В журнал вносятся сведения обо всех несовершеннолетних, доставленных в территориальный орган и (или) в ПДН, с пометкой о том, куда (в дежурную часть или в ПДН) осуществлено доставление. В отдельном разделе журнала регистрируются поступившие из других территориальных органов МВД России карточки на несовершеннолетних жителей обслуживаемой территории, выявленных сотрудниками других территориальных органов и (или) доставленных в них. В графе «принятые меры» данного раздела отражаются сведения о проведенной профилактической работе, принятом решении о постановке (непостановке) на профилактический учет и местонахождении материалов проверки по факту доставления.
В ПДН на железнодорожном, водном и воздушном транспорте наряду с журналом учета несовершеннолетних, доставленных в территориальный орган МВД России, ведется алфавитный журнал учета доставленных несовершеннолетних.
Материалы на выявленных (доставленных) несовершеннолетних хранятся в отдельном накопительном деле в ПДН, по окончании календарного года передаются в подразделение делопроизводства и режима, где хранятся в течение 2 лет, после чего уничтожаются в соответствии с установленным в органах внутренних дел порядком делопроизводства.
В случае доставления в территориальный орган МВД России совершившего АПН несовершеннолетнего, в отношении которого имеются данные о его нахождении под активным диспансерным наблюдением и на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, на основании совместных приказов от 30 апреля 1997 г. МВД России № 269 и Минздрава России № 133 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами»[10] орган внутренних дел в течение трех дней с момента совершения АПН направляет в психоневрологический диспансер соответствующую информацию. В случае появления у такого лица особенностей поведения, свидетельствующих о реальной возможности совершения им общественно опасного деяния, и необходимости его освидетельствования, информация доводится до органов здравоохранения незамедлительно.
[1]См.: Ережипалиев Д.И. Надзор за исполнением органами внутренних дел законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Д.И. Ережипалиев // Законность. 2014. № 5. С. 54-57.
[2] См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
[3] Далее - ЦВСНП.
[4] Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
[5] Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
[6] Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
[7] О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 // Текст приказа официально опубликован не был.
[8] См.: Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан: приказ МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 // Рос. газета. 2012. 11 июля.
[9] Таковыми являются: 1) отсутствие события АПН; 2) отсутствие состава АПН; 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, установившего административную ответственность; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об АПН, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об АПН, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АПН.
[10] См.: О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами: приказ МВД России № 269 и Минздрава России № 133 от 30 апреля 1997 г. // Медицинская газета. 1997. 19 сент.
|