Административное задержание как самостоятельная мера административно-процессуального обеспечения, предусмотренная ст. 27.3 КоАП РФ, представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об АПН.
Для задержания несовершеннолетнего лица, совершившего АПН, в случае оказания им противодействия (например, попытки скрыться) в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 20 ФЗ «О полиции» сотрудником может применяться физическая сила. Применение специальных средств для задержания несовершеннолетнего лица, достигшего 14-летнего возраста, возможно только по основаниям п. 3 ч. 1 с. 21 ФЗ «О полиции» для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции при задержании (попытка скрыться сопротивлением не является).
В отношении несовершеннолетних это положение имеет особую актуальность. Следует учитывать также принцип деятельности полиции, заключающийся в прекращении ограничения прав и свобод граждан, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 5 ФЗ «О полиции»).
Административное задержание вправе осуществлять должностные лица полиции, которые обладают полномочиями, определенными приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке в кратчайший срок уведомляются его родители или иные законные представители[1]. В соответствии с ч. 2 ст. 25.3 КоАП РФ законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Помимо того, законными представителями недееспособных или не полностью дееспособных граждан, помещенных под надзор в образовательные, медицинские и иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может выступать администрация этих организаций (ч. 1 ст. 35 Гражданского кодекса РФ[2]). Администрация и медицинский персонал психиатрического стационара имеет на основании ст. 39 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»[3] право представлять интересы пациентов, признанных в установленном законом порядке недееспособными, но не имеющих иного законного представителя.
Задержанному несовершеннолетнему разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Несовершеннолетний, подвергнутый административному задержанию, вправе обратиться за помощью к защитнику, который должен быть допущен к участию в производстве по делу с момента административного задержания согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ. Защитником может быть как адвокат, так и иное лицо, например родственник или даже знакомый.
Для того чтобы обеспечить участие защитника или законного представителя несовершеннолетнего с момента административного задержания, несовершеннолетнему необходимо обеспечить реализацию данного права. Например, должна быть предоставлена возможность позвонить родителям или иным законным представителям или согласно ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»[4] возможность воспользоваться услугами адвоката бесплатно.
Об административном задержании составляется протокол, в котором в соответствии со ст. 27.4 КоАП РФ указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном несовершеннолетнем, время, место и мотивы задержания.
Протокол об административном задержании подписывается составившим его должностным лицом и задержанным несовершеннолетним. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному несовершеннолетнему по его просьбе.
Срок административного задержания несовершеннолетнего не должен превышать три часа. Предусмотренная ст. 27.5 КоАП РФ возможность административного задержания на срок до 48 часов к несовершеннолетним правонарушителям не применима, так как, во- первых, в соответствии со ст. 21 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» они не могут содержаться в подразделениях ОВД более трех часов, а, во-вторых, к ним не может быть применен административный арест, что не позволяет применить ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ. Согласно ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания несовершеннолетнего по общему правилу исчисляется с момента его доставления в порядке ст. 27.2 КоАП РФ, а находящегося в состоянии опьянения - со времени его вытрезвления.
Задержанные несовершеннолетние содержатся в специально отведенных для этого помещениях уполномоченных на административное задержание органов, указанных в ст. 27.3 КоАП РФ, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27.6 КоАП РФ и Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц»[5] несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.
Перед отправлением задержанного несовершеннолетнего в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр и досмотр вещей задержанного.
В обязательном порядке несовершеннолетний должен быть осмотрен в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний.
Должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, а также иное специально уполномоченное лицо, находящееся в месте содержания задержанного лица, при необходимости приглашает для консультации и оказания медицинской помощи бригаду «скорой помощи» или иных специалистов государственных или муниципальных организаций здравоохранения.
Как правило, необходимость вызова медицинских работников связана с состоянием алкогольного, наркотического или иного рода опьянения несовершеннолетнего, когда есть основания полагать, что существует угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.
В данном случае старший медицинский работник бригады «скорой помощи» или иной специалист, осуществляющий осмотр задержанного лица и оказание ему медицинской помощи, заполняют «Карту вызова». Форма «Карты вызова» утверждена еще приказом Минздрава СССР от 4 октября 1980 г. № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения».
Если по окончании срока административного задержания несовершеннолетние не могут быть переданы родителям (законным представителям), они помещаются в ЦВСНП на следующих основаниях:
если их личность не установлена;
если они не имеют места жительства, места пребывания;
если они проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение;
• если они проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям по истечении трех часов с момента доставления в ОВД[6].
Основаниями помещения несовершеннолетних, совершивших АПН, в ЦВСНП является постановление судьи (на срок не более 30 суток с возможностью продления на 15 суток) или постановление руководителя ОВД или иного специально уполномоченного сотрудника ОВД (на срок не более 48 часов).
Материалы на несовершеннолетних представляются судье начальником ОВД или его заместителем по месту задержания несовершеннолетних не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетних в ЦВСНП. Они должны содержать достаточные данные, подтверждающие совершение АПН, и указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП.
Порядок и основания помещения несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП подробно регламентированы п.п. 81-83 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845.
[1] Права и обязанности могут осуществляться лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или ОМСУ. В том случае, когда совершение действий представителя обусловлено предписанием закона, речь идет о законном представительстве.
[2] См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
[3] См.: О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.
[4] См.: Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 23. Ст. 2102.
[5] См.: Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц: постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 42. Ст. 4077.
[6] См.: п. 6 ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
|