Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ должностными лицами, уполномоченными осуществлять доставление и административное задержание. Цель всех видов досмотра заключается в обнаружении орудий совершения либо предметов АПН.
Личный досмотр производится лицом одного пола с
досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. В КоАП РФ не говорится о необходимости проведения личного досмотра в помещении или ином месте, исключающем доступ третьих лиц, однако при производстве личного досмотра несовершеннолетнего это необходимо с целью обеспечения его законных прав, защиты законных интересов, соблюдения принципов гуманного обращения.
Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), также осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В случае необходимости могут быть применены фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, о чем делается запись в соответствующем протоколе.
В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при несовершеннолетнем правонарушителе находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при нем, могут быть осуществлены без понятых.
О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при несовершеннолетнем, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о несовершеннолетнем, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, несовершеннолетним лицом, в отношении которого ведется производство по делу об АПН (либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру), понятыми. В случае отказа несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проведённый в соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ в качестве меры обеспечения производства по делу об АПН, осуществляется только в случае выявления факта совершения несовершеннолетним лицом правонарушения и в этом случае может являться первоначальным моментом возбуждения дела об АПН, в соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ. Досмотр по приведенному основанию не может быть проведен превентивно, без наличия данных о совершении несовершеннолетним лицом какого-либо административного правонарушения. Соответственно целью досмотра по указанному основанию является только лишь обнаружение орудий либо предметов конкретного административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним. В случае, если для объективного рассмотрения дела об АПН в отношении несовершеннолетнего не требуется дополнительных данных о возможно имеющихся при нем орудий либо предметов конкретного АПН или состав административного правонарушения не предполагает их наличие (например, нарушение ПДД несовершеннолетним пешеходом (ст. 12.29
КоАП РФ)), то оснований проведения досмотра, как меры обеспечения производства по делу об АПН, нет.
Помимо вышеуказанных оснований, сотрудники ОВД могут осуществлять личный досмотр несовершеннолетних, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их ТС в соответствии с п. 16 с. 13 ФЗ «О полиции», но только при наличии данных о том, что эти несовершеннолетние лица имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества. Также сотрудники полиции принимают участие либо осуществляют самостоятельно досмотр несовершеннолетних пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене в целях изъятия запрещенных для перевозки вещей и предметов. В этих случаях наличие повода к возбуждению и достаточных данных (оснований), указывающих на наличие события АПН, как оснований проведения досмотра, не требуется.
Федеральный закон «О полиции» не уточняет, какие именно данные должны служить основанием такого вида досмотра, оставляя их на усмотрение сотрудника полиции, допуская в качестве фактического основания проведения досмотра использовать любые сколько-нибудь убедительные сведения о наличии у несовершеннолетнего названных предметов, средств или веществ (например, сам факт нахождения в розыске за совершение тяжкого преступления либо наличия сведений о совершении им ранее правонарушений в сфере оборота наркотических средств). В любом случае сотрудник полиции должен отразить имеющиеся у него данные в составленных им служебных или административно - процессуальных документах (рапорте, протоколе о досмотре, протоколе об изъятии и др.).
Досмотру, как правило, должно предшествовать предложение сотрудника полиции предъявить документы, свидетельствующие о законности оснований для ношения или хранения указанных предметов, веществ, средств[1].
Как показывает практика, зачастую, своевременное проведение досмотра с соблюдением всех требований законодательства по основаниям КоАП РФ или ФЗ «О полиции» позволяет выявлять и пресекать преступления, например, в области незаконного оборота наркотиков. Согласно примечанию 1 к ст. 228 УК РФ лицо, совершившее данное преступление, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
В этой связи Верховный Суд РФ своим определением от 8 сентября 2011 г. № 49-Д11-46[2] разъяснил, что, по смыслу уголовного закона добровольная сдача наркотических средств означает выдачу лицом таких средств представителям власти при наличии у этого лица реальной возможности распорядиться ими иным способом. При задержании лица, а также при проведении следственных действий по обнаружению и изъятию наркотических средств выдача таких средств по предложению должностного лица, осуществляющего указанные действия, не может являться основанием для применения примечания 1 к ст. 228 УК РФ. Крайне важно в таких ситуациях составить подробный рапорт о выявлении и задержании лица, указав особенности его поведения и маршрут следования, а также приобщив к материалам дела объяснения очевидцев задержания, материалы видеофиксации и иные доказательства.
Основания и порядок проведения досмотра детализируются ведомственными нормативными правовыми актами МВД России. Так, в соответствии с п. 31 приказа МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 исполнение государственной функции надзора за безопасностью дорожного движения включает в себя отдельные административные процедуры досмотра ТС, личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице.
В соответствии с п. 6 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за АПН, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц[3], перед отправлением задержанного лица, в том числе и несовершеннолетнего, в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр и досмотр вещей задержанного лица, что согласуется с обязанностью оперативного дежурного, предусмотренной п. 9 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан.
[1] См.: Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин [и др.]. - М.: Проспект, 2012. - 552 с.
[2] Судебные акты по делу о незаконном приобретении и хранении наркотических средств оставлены без изменения, поскольку назначенное осужденному наказание соответствует требованиям УК РФ и является справедливым, оснований для его смягчения не имеется, доводы осужденного относительно добровольной выдачи наркотического средства противоречат установленным судом обстоятельствам и являются несостоятельными: определение Верховного Суда РФ от 8 сентября 2011 г. № 49-Д11-46 // Текст определения официально не опубликован.
[3] См.: Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц: постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 42. Ст. 4077.
|